«Путешествие по математическим островам»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Путешествие по математическим островам»
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Программные задачи
Продолжать формировать умения решать и придумывать задачи на нахождения целого /со знаками +; - /.
Развивать умения детей давать полные, распространенные ответы на вопросы воспитателя.
Закреплять знание состава числа 10.
Закреплять умение решать арифметические действия на сложение в пределах 10.
Продолжать формировать умения ориентироваться на плоскости относительно себя.
Закреплятьумения разбивать геометрические фигуры на множества по нескольким признакам с помощью кругов Эйлера.
Развивать логическое мышление, зрительное внимание
Современные образовательные технологии: блоки Дьенеша; ИКТ.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, физминутка
Оборудование и материалы: ноутбук, карточки-символы, мольберт с схемами, математические рыбки, обручи, блоки Дьенеша, числовые змейки.
Предварительная работа: Игры с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша.
Ход занятия
Придумано кем-то Просто и мудро
При встрече здороваться Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам
Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера! Доброе утро, ребята!(включается шум волн и выкатывается бутылка)
Ой, ребята, посмотрите что это? (Дети высказывают свои предположения.)
Это действительно письмо, и оно адресовано детям подготовительной группы. Интересно, от кого же оно?(Дети высказывают предположения) А давайте откроем его и прочитаем, тогда нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, спасите, помогите! В царстве математических островов случилась беда: пираты захватили Математического короля! На островах паника и беспорядок. Только вы можете освободить Короля Математики, и навести порядок, выполнив все задания пиратов».
Пираты оставили нам карту, интересно, как она нам поможет?( с помощью неё мы сможем добраться до островов и спасти короля). Раз карта у нас, давайте отправимся в путешествие!
Воспитатель: Итак, ребята, скажите, на чём мы с вами можем отправиться в путешествие по морю (лодка, катер, корабль). А на чем мы с вами отправимся, мы узнаем, если соединим точки на нашей схеме, но нас много, а схема одна. Как же нам быть? (встать в очередь).
Дети: Ура! Мы поплывем на корабле «Смелость»
Воспитатель: Итак, представьте, что вы – команда. А кто на корабле самый главный?
Дети: капитан
Воспитатель: правильно это капитан, а кто же у нас будет капитаном? (дети отвечают) Ребята наш корабль называется «Смелость», на какую букву начинается его название? Правильно на букву С, я предлагаю выбрать капитаном того, у кого имя начинается на эту букву! Это Семен и Соня, но на корабле не может быть двух капитанов, поэтому у нас будет капитан и помощник капитана. Ну, а мы все будем матросами. А поплывем мы необычным способом, но для этого нам нужно разделится на пары, я утром вам подарила чаек, вы с их помощью подберите себе пару и построитесь друг за другом, ( по рисунку на крыльях дети находят себе пару) Итак, отправляемся в путь. ( звучит музыка, шум волн).
Делаем два шага вперед, один шаг влево, один шаг назад, два шага вправо, два шага вперед.
Вот мы и попали в царство математических островов, и пред нами остров потерянных чисел.
Ой, какой ужас! Ребята, какая же на этом острове путаница, цифры потеряли свои дома, скажите, чьи это могут быть проделки? Кто захватил короля? (это проделки пиратов, которые захватили Математического короля)
Ребята, это задание выполняется в парах, вам нужно заполнить числовой ряд от 1 до 10, т.е выложить на числовых змейках недостающие цифры.
Ваня, посчитай мне от 1 до 10; Катя, а ты посчитай обратный счет от 10 до 1.
Алена назови соседей числа 7, Василиса, а ты соседей числа 4, Соня соседей числа 9. Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Ой, ребята, а вы не проголодались? Интересно, а чем же на острове мы можем подкрепиться, как вы думаете? (ответы детей)
Давайте поиграем в игру «Ловись рыбка, большая и маленькая!». С помощью удочки вы должны поймать рыбку, но не обычную, а математическую – решив пример, положить ее в ведерко с соответствующей цифрой.
Ваня, почему ты положил эту рыбку в ведерко с цифрой….,(потому что 2+2, будет 4), Семен, а почему ты положил эту рыбку? И так спросить каждого ребенка.
Молодцы ребята, вот мы с вами подкрепились, и можем отправляться дальше в наше необычное путешествие! (звучит шум волн). Капитан строй команду парами, друг за другом!
Делаем один шаг вправо, три шага вперед, два влево, один вперед. Посмотрите, перед нами «остров логических фигур»!
Ой, какие сложные задания нам приготовили пираты…Но мы не остановимся перед трудностями?
Ребята, на этом острове живут множество фигур, но все фигуры, почему то перемешаны, что же нам делать? (Нужно разложить фигуры в соответствии с карточками-символами). Давайте, мы с вами разделимся на две команды, команда мальчиков будет наводить порядок справа от меня, а команда девочек слева от меня.
(Дети выкладывают фигуры в обручи по форме и цвету, объясняя свой выбор).
Какие фигуры вы выложили в пересечение обручей? Почему?
Дети: потому что у них общие признаки – они круглой формы и синего цвета.
Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием! Но давайте мы этот остров с вами украсим, как мы это будем делать? (Ответы детей)
Перед вами лежат закодированные карточки, и если вы их правильно решите, то на острове логических фигур за цветут клумбы!
Дети расшифровывают свои карточки, и берут блок, соответствующей коду, находят место для него на цветочной поляне, объясняя свой выбор.
Ну что друзья, пора нам дальше отправляться в путь!
Поднимите глазки вверх, а теперь вниз, посмотрим налево, посмотрим на право, посмотрим перед собой. Вот мы и добрались до последнего острова! «Остров геометрических фигур».
Чтобы пираты освободили короля математики, нам нужно выполнить последнее задание. Это задание для всей команды, вам необходимо по схеме построить точно такой замок. (выполняется конструирование из магнитных геометрических фигур по схеме).
Ну что ребята, вот мы и спасли короля математики (вывесить персонаж), пора нам возвращаться обратно в детский сад! А в награду нам король дарит сундучок с сокровищами! Но сундучок необычный, он волшебный, чтобы его открыть, нам нужно вспомнить, где мы сегодня были, на каких островах, кого спасали, что вам больше всего понравилось, а что вызвало затруднения?
Анализ целей и задач.
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (карточки с числами, карточки с цифрами, рыбки с примерами)
3. Практический (составление числового ряда в прямом и обратном направлении, состав числа в пределе 10);
В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».
Анализ образовательной деятельности.
В начале занятия использовала сюрпризный момент. Дети нашли послание математического короля, это вызвало у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Детям было предложено выполнить задания, чтобы спасти короля от пиратов. На протяжении всего занятия дети выполняли задания.
Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности .Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельно развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.
Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Использовала задания творческого характера (постройка замка из геометрических фигур). На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия были заданы вопросы. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.
Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Путешествие по математическим островам"
Родительское собрание в нетрадиционной форме игры-путешествия с участием детей....
Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми по ФЭМП на тему"Путешествие на математические острова"
Математическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста....
Итоговое интегрированное занятие (ФЭМП, рисование) в подготовительной логопедической группе на тему: «Путешествие по математическим островам»
Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков детей по ФЭМП и рисованию...
Презентация по математике в старшей группе "Путешествие по математическим островам"
Целью данной презентации является закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....
Путешествие по математическим островам
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие по математическим островам»Программное содержание:...
НОД по ФЭМП "Путешествие по математическим островам"
Материал квест-игры по ФЭМП в средней группе...
"Путешествие по математическим островам"
Методическая разработка по формированию математических представлений в старшей группе...