Родительское собрание "Путешествие по математическим островам"
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Родительское собрание в нетрадиционной форме игры-путешествия с участием детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobranie_oktyabr_2014.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с участием детей в нетрадиционной форме игры-путешествия с элементами игрового практикума
«Путешествие по математическим островам».
Цели:
- Ознакомить родителей с задачами математического развития детей во второй младшей группе
- Дать родителям понятие о том, что закреплять элементарные математические представления легко и в семье, в простейших бытовых ситуациях.
- Рассказать о новом аспекте участия родителей в воспитательно-образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
- Формировать партнёрские отношения среди детей и родителей
- В ходе игрового практикума показать родителям уровень общения педагогов и детей, создать благоприятный эмоциональный фон для общения в триаде «педагог-ребенок- родители».
Материал: мантия, украшенная цифрами, капитанская фуражка, мелодия со звуками морского бриза, изображение совы, медальки и платочки для детей, многофункциональное игровое панно, выставка развивающих математических игр.
Ход собрания
Дети очаровательные искатели приключений. Мы с вами сегодня тоже отправимся в увлекательное путешествие по математическим островам. В процессе нашего путешествия мы узнаем, что же такое математика для детей 2 младшей группы, чем нужно заниматься с ними в данном возрасте, какие игры использовать? Итак, отправляемся в путь. Возьму на себя смелость надеть капитанскую фуражку и вести наш корабль (звучит музыка морских волн). Минутка релаксации. Закройте глаза и на мгновение представьте себя детьми. Мы причалили к первому острову. На этом острове нас встретят повелительница цифр и счета. И вот что она нам расскажет: «Здравствуйте! Я расскажу вам, как познакомить ребенка с цифрами и научить правильно считать.
Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах. Обучение же счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству. Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.
Рассмотрим пример обучения счету до трёх.
На 1 этапе воспитатель предлагает детям две группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки). Вопросы:
- Сколько зайчиков (белочек)?
- Поровну ли зайчиков и белочек?
Далее добавляется один предмет к одному из этих множеств (прискакал зайчик).
- Поровну ли сейчас белочек и зайчиков?
- Сколько было, сколько стало зайчиков?
Воспитатель сам ведет процесс счета («Один, два, три». Обводит рукой все множество. «Всего три зайчика»). Дети следят за процессом счета и повторяют итоговое число – «три».
Добавляем еще одну белочку.
- Поровну ли теперь зайчиков и белочек?
- Сколько стало белочек?
Воспитатель считает белочек (одна, две, три; всего три белочки). Согласовывает существительные и числительные в роде и числе. Дети видят, что числительное «три» является общим показателем количества для зайчиков и белочек.
В дальнейшем (после того, как дети научатся считать до четырех) необходимо показать образование числа 3 путем уменьшения множества на единицу. Т.о., образование каждого числа показывается двумя способами, путем увеличения и уменьшения множества на 1.
Знакомство с цифрами происходит в игре.
Необходимый инвентарь: два зайца, две морковки, цифры 1 и 2.
Как играем: возьмите из коробки с игрушками двух зайчиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна морковка, а в другой — две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой — цифра «2», поэтому в ней две морковки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для зайчиков, чтобы не обидеть их.
Кроме этого необходимо развивать наглядно-образное мышление. И учить пользоваться опосредованным множеством. Можно поиграть вот в такую игру. Игра называется « Покупатель пуговиц». Перед родителями ставится проблемная ситуация: как купить нужное количество пуговиц, если ребенок еще не умеет считать?
Необходимый инвентарь: пальто с петлями для пуговиц, пуговицы, кружочки или фишки. Очень просто! Обыграйте эту ситуацию: пусть малыш положит фишки на петельки пальто, затем соберет их и попросит «продавца» в магазине (взрослого): «Дайте мне столько же пуговиц, сколько у меня фишек». «Продавец» подкладывает каждую фишку к пуговице и считает, сколько пуговиц нужно продать. А «покупатель» дома должен проверить, хватило ли ему пуговиц, не ошибся ли он? Поменяйтесь ролями.
Закрепляем: на листе бумаги наклейте или нарисуйте две группы геометрических фигур — одну под другой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте, чем могут быть фигурки, сравнивайте бабочек и цветочки, гусениц и листочки и т. п.
Усложняем: от каждой верхней фигуры проведите дорожку к нижней фигуре — это знак равенства (сам знак можно не называть).
Для закрепления в семье можно: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке. А так же играть в следующие игры
«ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?»
Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.
На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.
Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.
Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.
Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».
«ПОРУЧЕНИЕ»
Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.
Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.
Попрощаемся, и оправимся на следующий остров, где нас встретит мудрая сова. Воспитатель может одеть шапочку магистра или поместить изображение совы на магнитную доску.
Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно-образного и наглядно-действенного мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления.
Часто встречается, что дети до школы употребляют в речи только прилагательные большой-маленький. А ведь понятий величины много: длинный-короткий, высокий-низкий, толстый-тонкий, широкий-узкий.
Для закрепления этих понятий можно поиграть в такую игру.
Играем с родителями в игру «Скажи наоборот».
Сейчас я познакомлю вас с играми, которые мы используем в детском саду. Демонстрация игр и игрового панно. Оно многофункционально. Поезд для соотнесения цифры с количеством. Елочки для выстраивание сериационного ряда. В кармашках располагаются математические игры: «Три медведя», «Помоги птенцам найти маму», «Помоги собраться на лыжную прогулку».
И как полагается на острове есть клад. Чтобы его найти нужно, следовать инструкциям мудрой совы. Воспитатель предлагает одному из родителей, выполнив инструкции, найти клад.
— Стань спиной к стене. Сделай один шаг вперед. Сделай два шага влево и три прыжка назад. Пройди между Мишкой и Зайкой. Теперь посмотри вверх. Видишь перед тобой полка, а на ней стоит коробочка? Проверь, кто сидит позади коробочки. Молодец, нашел!
Эта игра на развитие пространственных представлений. Один из родителей выполняя словесные инструкции, находит клад. Сейчас на примере я показала вам что так же можно играть с ребенком. И познакомить его с пространственными представлениями.
Например, вы купили ребенку новую игрушку. Можно просто отдать ее. А можно и поиграть в такую игру, чтобы найти игрушку.
Теперь посмотрим, что же за клад мы нашли. В коробочке обнаруживается памятка для родителей по вопросам, обсуждаемым на собрании.
И напоследок хочу сказать вам, что в настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен - это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие родителей с ДОУ с целью создания единого образовательного пространства «семья-детский сад» для нашего равноправного и заинтересованного партнёрства. Кроме того, согласно новому закону об образовании вы имеете право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Так же вы можете не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с нами деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Сейчас мы с вами и попробуем вместе поучаствовать в совместной с детьми деятельности.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
Звучит музыка, родители закрывают глаза и отправляются в обратный путь.
В зал заходят дети и садятся рядом с мамами. На груди у ребятишек медальки разных цветов.
- Ребята, давайте покажем нашим родителям как мы умеем с вами играть. Игра называется «Найди свой домик».
Пока звучит музыка, дети передвигаются по залу. Как музыка замолкает дети занимают свое место в домике (обруче соответствующем цвету медальки).
С родителями и детьми проводится динамическая пауза «Три медведя».
- А мы с ребятами знаем еще одну интересную игру «Найди пару».
В руках у детей платочки разных цветов. Дети исполняют танец с платочками. Когда мелодия заканчивается по команде – найди пару, нужно встать в пару с ребенком у кого платочек того же цвета.
После игры с родителями и детьми проводится релаксационная пауза с элементами самомассажа «Ежик».
Воспитатель раздает небольшой вопросник.
В конце собрания воспитатель хвалит детей и благодарит родителей.
Разработала: Пальцева Любовь Сергеевна, воспитатель МКДОУ №2 г.Заволжск Ивановской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необыкновенные приключения на математическом острове «Лабиринт».
Конспект открытого занятия ( дети с ограниченными возможностями здоровья).Цель:Создать благоприятные условия для развития эмоционального, интеллектуального потенциала и формирования ...
Конспект НОД "Математические острова"
Конспект по ФЭМП в старшей группе...
«Математические острова».
«Математические острова»....
Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми по ФЭМП на тему"Путешествие на математические острова"
Математическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Итоговое интегрированное занятие (ФЭМП, рисование) в подготовительной логопедической группе на тему: «Путешествие по математическим островам»
Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков детей по ФЭМП и рисованию...
Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе « Математические острова»
Занятие по математике в подготовительной группе...