Отчет по теме самообразования Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
консультация по математике (старшая группа)
Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 156.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад№2 «Светлячок»
р. п. Базарный Карабулак Саратовской области
Отчёт по теме самообразования
Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
Сычева Людмила Александровна
2019г.
Цель и задачи самообразования по теме:
1.Изучение актуальности использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
2.Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать первую задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке», «Волшебный сундучок», «Три медведя», «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: «Космическое путешествие», «На фабрике игрушек», «Царство Математики». В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка. Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.
1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.
3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно
посредством этих игр развивать мыслительную активность.
Я в работе использовала множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д.
Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию геометрическими фигурами, величинами. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Все дидактические игры я разделила на группы:
I. Игры с цифрами и числами
II. Игры путешествие во времени
III. Игры на ориентировку в пространстве
IV. Игры с геометрическими фигурами.
Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.
I. “СОСЧИТАЙ СЕБЯ”
- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, язык)
- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)
- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)
II Величина
Ленточки.
Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.
1.Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д.
2. Уравнять все "ленточки" по длине.
Разложи карандаши.
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики.
Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
III. Методы исследования представлений о геометрических фигурах.
Какой формы ?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
1. Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.
2. Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно определяет его форму.
IV. Для обучения ориентированию в пространстве ввела новую игру любую игрушку прячу где-то в комнате, а дети ее находят. Это вызвало интерес у детей и организовывало их на занятие.
В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Играя с детьми, я заметила, что они стали лучше справляться со всеми заданиями, игровая форма обучения повышала настроение детей способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитию элементарных математических способностей.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
Итак, через математическую деятельность с применением социально - игровой технологии у моих детей формируются интеллектуальные – познавательные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания.
Игры с геометрическими фигурами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1059147-1537263950.jpg)
Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/29/picture-648081-1498769068.jpg)
Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической сказки для развития математических представлений дошкольников. Задачи: • расширить знания педагогов о с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-1130969-1553972680.jpg)
Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: «Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте у детей с ЗПР»
У детей с ЗПР часто страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности. Для математической деятельности дошкольников с ЗПР характерны отсутствие интереса к выполнению ма...
Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Статья на тему "Формирование элементарных матеатических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-909047-1490466311.jpg)
План самообразования по теме: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» в подготовительной группе «Теремок»
План самообразования по теме:«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» в подготовительной группе «Теремок»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-858650-1480359854.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте с использованием занимательных игр»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра -...