Отчет по теме самообразования Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
консультация по математике (старшая группа)
Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazv_2019g._po_matemat.docx | 156.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад№2 «Светлячок»
р. п. Базарный Карабулак Саратовской области
Отчёт по теме самообразования
Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
Сычева Людмила Александровна
2019г.
Цель и задачи самообразования по теме:
1.Изучение актуальности использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
2.Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать первую задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке», «Волшебный сундучок», «Три медведя», «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: «Космическое путешествие», «На фабрике игрушек», «Царство Математики». В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка. Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.
1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.
3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно
посредством этих игр развивать мыслительную активность.
Я в работе использовала множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д.
Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию геометрическими фигурами, величинами. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Все дидактические игры я разделила на группы:
I. Игры с цифрами и числами
II. Игры путешествие во времени
III. Игры на ориентировку в пространстве
IV. Игры с геометрическими фигурами.
Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.
I. “СОСЧИТАЙ СЕБЯ”
- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, язык)
- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)
- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)
II Величина
Ленточки.
Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.
1.Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д.
2. Уравнять все "ленточки" по длине.
Разложи карандаши.
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики.
Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
III. Методы исследования представлений о геометрических фигурах.
Какой формы ?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
1. Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.
2. Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно определяет его форму.
IV. Для обучения ориентированию в пространстве ввела новую игру любую игрушку прячу где-то в комнате, а дети ее находят. Это вызвало интерес у детей и организовывало их на занятие.
В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Играя с детьми, я заметила, что они стали лучше справляться со всеми заданиями, игровая форма обучения повышала настроение детей способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитию элементарных математических способностей.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
Итак, через математическую деятельность с применением социально - игровой технологии у моих детей формируются интеллектуальные – познавательные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания.
Игры с геометрическими фигурами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...
Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...
Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической сказки для развития математических представлений дошкольников. Задачи: • расширить знания педагогов о с...
Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: «Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте у детей с ЗПР»
У детей с ЗПР часто страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности. Для математической деятельности дошкольников с ЗПР характерны отсутствие интереса к выполнению ма...
Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Статья на тему "Формирование элементарных матеатических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
План самообразования по теме: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» в подготовительной группе «Теремок»
План самообразования по теме:«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» в подготовительной группе «Теремок»...