"Математический карандашик" для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа)

Ахмедова Юлия Олеговна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Детский сад № 7"

152150 Ярославская область, г.Ростов, Микрорайон №1, д.10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт дидактического пособия

"Математический карандашик"

 

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 (8) лет)

 

 

 

 

Выполнила

воспитатель

Ахмедова Ю.О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019, Ростов

 

 

Паспорт дидактического пособия

 

Название: "Математический карандашик"

Возраст: 6-7 (8) лет, старший  дошкольный возраст.

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить детей правильно употреблять эти термины в речи.

-упражнять в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др. небесных тел, состояние природы.

- развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.

-развитие умения понимать значение действий сложения и вычитания, и математических знаков в пределах десяти; развитие логического мышления, зрительного восприятия.

-научить детей ориентироваться во времени.

-совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. 

-развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

-уметь ориентироваться в цифрах и числах, знать их отличительные черты.

-совершенствовать знания о числах

-развивать наблюдательность и любознательность

-обучать отвечать на вопросы, описывать предмет и действия с ним, выполнять задания

 

 

Актуальность

 Основной целью современного воспитания по ФГОС дошкольного образования является формирование всесторонней и гармонично развитой личности. Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное развитие. Огромную роль в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Работая в детском саду, мы создаём условия для развития интеллектуальной одарённости ребёнка посредствам дидактических пособий, игр, игрушек. Актуальность представленного пособия в том, что ?Многофункциональный карандаш? имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей.

  Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие "Математический карандашик", на котором находиться разный математический материал: цифры, часы, геометрические фигуры, дидактические игры,лента цифр. Игрушка, сделанная своими руками, разнообразит дидактические средства в работе с детьми по формированию математических представлений, будет способствовать развитию умственных способностей, развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи.

Основные достоинства пособия: прочность и безопасность для ребенка, экологичность материалов, привлекательность для детей и учет индивидуальных особенностей ребенка.

 

Формы работы: данное пособие может быть использовано при организации работы с детьми малыми группами, индивидуально, в паре, как часть НОД, в самостоятельной и совместной деятельности воспитателя и ребёнка.

 

Описание игры

1. Знатоки времени

Цель: формировать понятие времени.

 Задачи:

— расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить детей правильно употреблять эти термины в речи.

— упражнять в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др. небесных тел, состояние природы.

— развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.

— воспитывать у детей желание быть отзывчивым.

 

 Дети садятся за столы, перед ними картинка с  часами..

1. Первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.

 Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: А сколько их всего?

Дети: Четыре.

 2. Второе задание: что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.

Дети: — Утро, потому что Солнышко встает.

— День, так как Солнце высоко в небе.

— Вечер, Солнце садиться.

— Ночь, на небе появляются звезды и Луна.

3. Третье задание  будет игра – ?Когда это бывает??

Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!

4. Игра-задание  ?Закончи предложение?:

— Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).

— Ночью спим, а утром …(просыпаемся).

— Играем днем, а ночью …(спим).

— Солнце светит днем, а Луна …(ночью).

5. Задание: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.

 Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.

  

2. Дидактическая игра "Математическое домино"

Название ресурса: настольно-печатная дидактическая игра "Математическое домино"

Краткое описание ресурса: игра для детей 5 – 7 лет на формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления.

Цель и задачи ресурса: развитие умения понимать значение действий сложения и вычитания, и математических знаков.; развитие логического мышления, зрительного восприятия.

Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры по очереди).

Методика работы с ресурсом:

Индивидуально: ребёнок берет карточки домино и выстраивает логическую цепочку.

Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально.

 

Вариант I

Перед вами на игровом поле расположены карточки домино, на одних половинках которых написаны различные числа, а на других - арифметические действия на сложение. Расставить карточки нужно так, чтобы с каждым арифметическим действием - оказалось подходящее по смыслу число. Для этого, конечно же нужно правильно решить все примеры, найти половинку с ответом и подставить ее рядом

Вариант II

Перед вами на игровом поле расположены карточки домино, на одних половинках которых написаны различные числа, а на других - арифметические действия на вычитание. Расставить карточки нужно так, чтобы с каждым арифметическим действием - оказалось подходящее по смыслу число. Для этого, конечно же нужно правильно решить все примеры, найти половинку с ответом и подставить ее рядом.Как вариант, можно использовать карточки домино сочетая арифметические действия сложения и вычитания.

 

 

3. Дидактическая игра "Весы"

Правила игры:

Раздайте детям карточки с весами поровну. Обратите внимание, чтобы у каждого ребенка карточки были разными. Затем ведущий раздает по одной карточке с гирями. Дети берут их себе. Ведущий показывает следующие карточки, Дети поочередно подбирают их себе так, чтобы неравенсва и равенства были верными, а весы показывали правильное значение. Между карточками с гирями можно поставить знаки больше, меньше, равно.

 

4. Дидактическая игра "Часы и время"

  Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

  1вариант игры

  В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

  Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

  Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время- дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

  2вариант игры

  В игре могут играть от 2 до 4 детей.

   Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле.

   

   

5. Состав числа

Цель: Ознакомить детей с количественным составом числа.

Занятие производится в игровой форме.

Воспитатель предлагает детям разобрать состав простых чисел до 10

включительно на примере сюжетного и бессюжетного материала.

   

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskoe_loto.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Математическое Лото

Дидактическая игра "Учимся считать"

Дидактическая игра "Весы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Детский сад № 7"

152150 Ярославская область, г.Ростов, Микрорайон №1, д.10.

Паспорт дидактического пособия

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 (8) лет)

Выполнила

воспитатель

Ахмедова Ю.О

2019, Ростов

Паспорт дидактического пособия

Название: "Математический карандашик"

Возраст: 6-7 (8) лет, старший  дошкольный возраст.

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить детей правильно употреблять эти термины в речи.

-упражнять в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др. небесных тел, состояние природы.

- развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.

-развитие умения понимать значение действий сложения и вычитания, и математических знаков в пределах десяти; развитие логического мышления, зрительного восприятия.

-научить детей ориентироваться во времени.

-совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

-развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

-уметь ориентироваться в цифрах и числах, знать их отличительные черты.

-совершенствовать знания о числах

-развивать наблюдательность и любознательность

-обучать отвечать на вопросы, описывать предмет и действия с ним, выполнять задания

Актуальность

 Основной целью современного воспитания по ФГОС дошкольного образования является формирование всесторонней и гармонично развитой личности. Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное развитие. Огромную роль в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Работая в детском саду, мы создаём условия для развития интеллектуальной одарённости ребёнка посредствам дидактических пособий, игр, игрушек. Актуальность представленного пособия в том, что ?Многофункциональный карандаш? имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей.

  Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие "Математический карандашик", на котором находиться разный математический материал: цифры, часы, геометрические фигуры, дидактические игры,лента цифр. Игрушка, сделанная своими руками, разнообразит дидактические средства в работе с детьми по формированию математических представлений, будет способствовать развитию умственных способностей, развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи.

Основные достоинства пособия: прочность и безопасность для ребенка, экологичность материалов, привлекательность для детей и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Формы работы: данное пособие может быть использовано при организации работы с детьми малыми группами, индивидуально, в паре, как часть НОД, в самостоятельной и совместной деятельности воспитателя и ребёнка.

Описание игры

1. Знатоки времени

Цель: формировать понятие времени.

 Задачи:

— расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить детей правильно употреблять эти термины в речи.

— упражнять в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др. небесных тел, состояние природы.

— развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.

— воспитывать у детей желание быть отзывчивым.

 

 Дети садятся за столы, перед ними картинка с  часами..

1. Первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.

 Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: А сколько их всего?

Дети: Четыре.

 2. Второе задание: что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.

Дети: — Утро, потому что Солнышко встает.

— День, так как Солнце высоко в небе.

— Вечер, Солнце садиться.

— Ночь, на небе появляются звезды и Луна.

3. Третье задание  будет игра – ?Когда это бывает??

Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!

4. Игра-задание  ?Закончи предложение?:

— Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).

— Ночью спим, а утром …(просыпаемся).

— Играем днем, а ночью …(спим).

— Солнце светит днем, а Луна …(ночью).

5. Задание: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.

 Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.

 

2. Дидактическая игра "Математическое домино"

Название ресурса: настольно-печатная дидактическая игра "Математическое домино"

Краткое описание ресурса: игра для детей 5 – 7 лет на формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления.

Цель и задачи ресурса: развитие умения понимать значение действий сложения и вычитания, и математических знаков.; развитие логического мышления, зрительного восприятия.

Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры по очереди).

Методика работы с ресурсом:

Индивидуально: ребёнок берет карточки домино и выстраивает логическую цепочку.

Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально.

Вариант I

Перед вами на игровом поле расположены карточки домино, на одних половинках которых написаны различные числа, а на других - арифметические действия на сложение. Расставить карточки нужно так, чтобы с каждым арифметическим действием - оказалось подходящее по смыслу число. Для этого, конечно же нужно правильно решить все примеры, найти половинку с ответом и подставить ее рядом

Вариант II

Перед вами на игровом поле расположены карточки домино, на одних половинках которых написаны различные числа, а на других - арифметические действия на вычитание. Расставить карточки нужно так, чтобы с каждым арифметическим действием - оказалось подходящее по смыслу число. Для этого, конечно же нужно правильно решить все примеры, найти половинку с ответом и подставить ее рядом.Как вариант, можно использовать карточки домино сочетая арифметические действия сложения и вычитания.

3. Дидактическая игра "Весы"

Правила игры:

Раздайте детям карточки с весами поровну. Обратите внимание, чтобы у каждого ребенка карточки были разными. Затем ведущий раздает по одной карточке с гирями. Дети берут их себе. Ведущий показывает следующие карточки, Дети поочередно подбирают их себе так, чтобы неравенсва и равенства были верными, а весы показывали правильное значение. Между карточками с гирями можно поставить знаки больше, меньше, равно.

4. Дидактическая игра "Часы и время"

  Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

  1вариант игры

  В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

  Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

  Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время- дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

  2вариант игры

  В игре могут играть от 2 до 4 детей.

   Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле.

   

   

5. Состав числа

Цель: Ознакомить детей с количественным составом числа.

Занятие производится в игровой форме.

Воспитатель предлагает детям разобрать состав простых чисел до 10

включительно на примере сюжетного и бессюжетного материала.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Опыт работы по выявлению одарённых детей по теме: «ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал до...

НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Математический КВН"

Игра- это своеобразный, дошкольному возрасту способ усвоеия общественного опыта. В игре формируются все личности ребенка, происходят значительные изменения, подготавливающие , переход к новой , более ...

Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

Опыт работы по теме «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».Становление педагогичес...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...