Школа молодого воспитателя: "Формирование элементарных математических представлений"
консультация
Материалы будут интересны молодым воспитателям, а также старшим воспитателям ДОУ для консультаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_uspeshnogo_zanyatiya_po_femp.doc | 51 КБ |
razvivayushchaya_sreda_po_femp.doc | 32.5 КБ |
pokazateli_razvitiya_rebenka_po_razdelu_femp.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ-2019
Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 1 Калиянц Л.С.
Модель успешного занятия по ФЭМП
1.Компетентность педагога в области преподаваемого предмета
Компетентность педагога – это:
- Уровень сформированности профессионально-педагогических умений (в данном случае – знание методики ФЭМП)
- Выбор адекватных форм, методов и средств обучения
- Способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации
2. Готовность воспитателя к занятию
Подготовка к занятию –
- знание программного содержания
- продумывание форм организации деятельности детей
- подбор разнообразного дидактического материала
3. Выбор оптимальных методов и приёмов
Перечислим методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Наглядные методы.
- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.
- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку для работы за столом.
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребѐнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
4. Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала
Всѐ занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный материал повышает эффективность обучения.
- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)
Наглядный материал должен быть:
- в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал
- эстетически оформлен
- различным на каждом занятии
- понятен детям
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:
- Быть разнообразным на разных занятиях, динамичным, удобным,
в достаточном количестве.
- Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
- Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
- Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)
И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.
5. Грамотная речь воспитателя должна быть:
- грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики
- точной, краткой, чёткой, ясной
Предварительный просмотр:
Школа молодого воспитателя - 2019
Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 1 Калиянц Л.С.
Развивающая среда по ФЭМП
Сенсорно-математическая зона (младше – средний возраст)
1. Пирамиды различного вида из 5 колец (одноцветные, четырех основных цветов,
кубические, шаровые, убывающие по величине, одного размера)
2. Цветные мозаики крупные и мелкие
3. Конструкторы различного типа (Лего, Фантазия)
- Шары, кубы, призмы
- Комплекты решеток с вкладышами геометрических фигур на определение формы и величины (логический кубик)
- Комплекты палочек, ленточек, шнуров (одинаковые и разные по величине – от10 до 20 см)
- Комплекты мелкого счетного материала
- Кубики – разного цвета, одного цвета, наборы Никитина (кубики для всех, составь узор)
- Наборы кубиков «Собери картинку» (из 4-6-9 частей)
- Дидактические игры по возрасту (найди лишнее, разложи – не ошибись, цвет-форма - величина)
- Геометрическое лото, геометрическое домино
- Парные картинки (предметные, цвет, форма, величина)
- Игры для определения на ощупь (Чудесный мешочек)
- Настольно-печатные игры с математическим содержанием.
- Печатки, трафареты, шаблоны (форма, фигуры, цифры)
Математическая зона (старше-подготовительный возраст)
- Конструкторы различного типа (Лего, Механик и др.)
- Мозаика различных форм и размеров
- Наборы кубиков «Собери картинку» из 6-9-12 частей
- Наборы кубиков: Никитина (кубики для всех, собери узор, уникуб), Михайловой (уголки, куб-хамелеон), кубик Рубика (вариации)
- Наборы игр на плоскостное моделирование (танграм, пентамино, колумбово яйцо, волшебный круг и др.)
- Наборы игр Воскобовича ( волшебный квадрат, геоконт, шнур-затейник,чудо-крестики)
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кюизенера
- Шашки, шахматы и разновидности этих игр («волк и овцы», «лиса и гуси»)
- Наборы карточек (картотека) с эвристическими заданиями (найди девятое, продолжи цепочку, найди сходство и различие, разложи по порядку, что лишнее)
- Наборы карточек-лабиринтов
- Русское лото
- Макет циферблата часов
- Счеты горизонтальные и вертикальные
- Наборы карточек с цифрами и на что похожи цифры
- Предметные числовые карточки (счет до 10)
- Настольно-печатные игры математического содержания по возрасту (найди соседей, математическое лото, математическое домино)
- Набор игр (или карточек) на перестроение фигур с использованием палочек, спичек
- Игры по типу «гусек» с фишками и кубиком-бросайкой с числами
- Счетные палочки
- Геометрические наборы с карточками-образцами для составления различных фигур и предметов
- Геометрические тела (шары, кубы, призмы, конусы)
- Шаблоны, трафареты форм и цифр, различные лекала
- Тетради на печатной основе с математическими и познавательными заданиями
- Тетради в клетку для графических работ, диктантов
- Картотека развлекательного математического материала (задачи-шутки, математические загадки, вопросы-шутки, кроссворды, головоломки).
Предварительный просмотр:
Показатели развития ребенка по разделу ФЭМП
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Возраст | Показатели развития |
2-3 года | Умеет находить «один» и «много» одинаковых предметов Различает предметы по величине и показывает их по просьбе взрослого (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая куколка, большая машина— маленькая машинка и т. д.); Умеет находить и называть куб и шар Умеет ориентироваться в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.); Знает и умеет показать части тела (лицо, голова, руки, ноги, спина). |
3-4 года | Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, величина). Выделяет общий признак предмета (все – красные, все – круглые, все – большие) Знает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и основные формы (круг, квадрат, треугольник). Умеет находить «один» и «много» одинаковых предметов. Ориентируется в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Ориентируется в направлениях от себя (вверху, внизу, спереди. сзади). Различает правую и левую руки. Ориентируется в частях суток: день – ночь, утро – вечер. |
4-5 лет | Умеет считать до 5 (на основе наглядности). Умеет уравнивать неравные группы предметов путем добавления или убирания одного предмета. Знает геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и формы (шар, куб) Знает основные цвета и некоторые цвета спектра (розовый, голубой, оранжевый, белый, серый и др.). Умеет сравнивать 2 предмета по величине путем наложения и приложения. Умеет двигаться в нужном направлении по сигналу (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз) Называет времена года в правильной последовательности. Знает части суток (утро – день – вечер – ночь) |
5-6 лет | Знает количественный и порядковый счет до 10. Может определить равенство и неравенство групп предметов. Размещает предметы разной величины в порядке убывания или возрастания (7-10 предметов). Умеет сравнивать геометрические фигуры между собой (у треугольника – три стороны и три угла, у квадрата – четыре одинаковые стороны и 4 угла). Умеет находить в окружающих предметах предметы определенной геометрической формы (поднос – овал, картина – прямоугольник, тарелка – круг). Умеет ориентироваться в окружающем пространстве (справа, слева, сзади, впереди, около, за, рядом). Умеет ориентироваться на листе бумаги (внизу – вверху – справа – слева – в середине - в углу). Имеет представление о смене частей суток (утро, день, вечер, ночь). Называет текущий день недели. |
6-7 лет | Знает прямой и обратный счет до 10. Знает числа второго десятка. Знает состав числа в пределах 10. Умеет решать несложные задачи и примеры, знает знаки «плюс», «минус», «равно». Умеет делить предмет на 2-4-6-8 частей. Имеет представление об измерении предметов (длина, высота, ширина, вес). Знает многоугольник, умеет моделировать геометрические фигуры (составлять из нескольких треугольников один многоугольник, или из нескольких маленьких квадратов - один большой прямоугольник). Умеет ориентироваться на листе бумаги, на странице тетради, на учебной доске. Умеет «читать» простейший план или схему. Понимает простейшие символы и знаки как условные обозначения. Имеет представление о времени, часах. Знает названия дней недели, месяцев, времен года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУКЛЯНДИЮ»
Образовательное мероприятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе направлено на решение следующих задач:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИСовершенствов...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений.
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в подготовительной группе по формированию злементарных математических представлений....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений «Гость из страны Математика»
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, продолжать формировать геометрические представления, продолжать учить ориентироваться в пространстве; закреплять умение сравнивать, закрепить зна...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений на тему "Колобок спешит на помощь".
Конспект будет интересен тем, кто работает по программе "Развитие", разработанной в Учебном центре Л.А. Венгера....
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений по ФГОС . « Математическое царство - государство»
Конспект НОДв подготовительной к школе группепо формированию элементарных математических представлений по ФГОС .« Математическое царство - государство»...
Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"
В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...