Дидактические игры в обучении детей основам математики
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - ттруд, игра для них - серьёзная форма воспитания, а так же способ познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktichskie_igry_v_obuchenii_detey_osnovam_matematiki.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания, а так же это способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у дошкольника необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Играя ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста
В обучении детей основам математики, большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно закрепляют полученные знания и умения. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим воспитанники овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Необходимо вооружить детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Для развития математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры выдвигаются следующие задачи:
— закреплять и обогащать математические представления дошкольников через использование дидактических игр;
— обогатить предметно-развивающую среду группы;
— познакомить родителей с содержанием образовательной работы по математике.
В организации образовательной работы с детьми должно учитываться ряд закономерностей.
Во-первых, при знакомстве детей с элементарной математикой необходимо обеспечить ребенку непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств.
Во-вторых, занятия с детьми нужно организовывать преимущественно в форме игры или игровых упражнений, ситуаций.
В-третьих, для математического развития чрезвычайно важным является применение полученных знаний и навыков в житейских ситуациях.
Познавательный материал, с которым дети знакомятся на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группах создаются условия: «Математическая игротека», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования. Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике помогает: «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям).
В-четвертых, целесообразно дифференцированное использование содержательного материала в работе с отдельными детьми и постепенное его усложнение.
Необходимо учитывать требования к подготовке и проведению НОД:
— планировать содержание с учетом возможностей детей и дидактическими принципами постепенного усложнения материала, построение от простого к сложному;
— продумывать методику работы в соответствии со сложившимися умениями и опытом детей;
— обеспечивать новизну материала;
— активизировать речь детей и побуждать их к самостоятельным действиям с материалами;
— при проведении НОД основным методом является показ предмета и действия с ним, словесные объяснения должны быть предельно простыми и краткими.
Прочное усвоение знаний обеспечивается многократным закреплением действий с предметами в дидактических играх и игровых упражнениях.
Все дидактические игры делятся на группы:
— игры с цифрами и числами;
— игры-путешествия во времени;
— игры на ориентировку в пространстве;
— игры с геометрическими фигурами;
— игры на развитие логического мышления
К играм-путешествиям во времени относятся такие игры как, «Живая неделя», «Круглый год». С помощью данных и других игр дети достаточно быстро запоминают дни недели, времена года, месяцы.
Игры на ориентировку в пространстве : «Расскажи про узор», »Путешествие по комнате», »Найди свой домик». С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под.
Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как «Найди пару», «Что изменилось?», «Домино форм» дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают классификацию по разным признакам предмета.
С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются мыслить самостоятельно.
А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Считалочка», «Цифры», помогают детям освоить прямой и обратный счет. При знакомстве с цифрами используют следующие игры: «Число, как тебя зовут?», «Сложи цифру».
Применение на занятиях данных игр способствуют развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное — развивают элементарные математические способности.
Главная роль в развитии ребенка все же принадлежит родителям, поэтому работу с ними понимается как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей.
В индивидуальных беседах с родителями необходимо информировать о результатах обследования: сделать акцент на положительные моменты, вместе с тем можно обсуждать и трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. Родители должны активно интересоваться успехами детей, выполнять рекомендации. Также с родителями надо проводить консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни».
Вывод: Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания в области элементарных математических представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучени...
Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".
Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
ОТЧЕТ о выступлении «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...
Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.
Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....
"Дидактические игры в обучении детей основам математики"
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....
Дидактические игры в обучении детей основам математики
Программа по самообразованию...
Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»
В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...