Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Веселое путешествие» с использованием социо-игровой технологии
для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Храмова Е.В.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10;
- Закрепить умение называть соседей числа;
- Закрепить умение соотносить количество и цифру;
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы: «Какой по порядку?», «Сколько?»;
- Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева, посередине, вверху, внизу, в левом нижнем углу, в правом верхнем углу);
Развивающие:
- Развивать начала логического мышления;
- Развивать умение работать в парах, группах: договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя; выслушивать других, говорить по очереди, отвечать от лица группы;
- Развивать умение обсуждать и анализировать совместную деятельность;
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике;
- Воспитывать желание прийти на помощь;
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседа на тему «Животные жарких стран и крайнего севера»; чтение сказки К. Чуковского «Айболит»; отгадывание загадок; решение логических задач; решение простых арифметических задач.
Демонстрационный материал: картинки «Животные крайнего севера и жарких стран»; цифры от 1- 10; карточки с точками от 1-10, изображения домиков с числами и карточки с числами - «соседями», кукла «Айболит», заготовки из бумаги варежек, носков, валенок и шарфа, черные фломастеры.
Форма проведения: НОД с использованием социо – игровой технологии.
1. Вводная часть. Настрой на предстоящую деятельность. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми. (5 минут).
Воспитатель:
Собрались ребята в круг,
Слева-друг и справа-друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Давайте подарим свои улыбки друг другу, чтоб весь день было прекрасное настроение.
Мне очень нравится, что вы такие вежливые! А сейчас внимательно послушайте меня.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Я получила письмо от Айболита. Вот что он пишет: "Здравствуйте, ребята! Я получил телеграмму от животных Крайнего Севера. Они заболели и просят меня приехать к ним на помощь. Но злой Бармалей запер всех животных в пещере. Животные жарких стран и Крайнего севера испугались, перепутались и от страха забыли, где живут. Помогите мне вызволить их из пещеры и вылечить!" Вот такое письмо написал Айболит. Поможем ему, ребята? Айболит живет далеко, а на чём можно ехать на далекое расстояние? (предложения детей: вертолет, велосипед, лодка, поезд, аэроплан, подводная лодка).
Так как мы поедем очень далеко, я вам предлагаю поехать ... Угадайте, на чем? Слушайте загадку до конца!
Я стучу, стучу, стучу,
В дальний путь вас покачу.
Мимо леса, мимо гор
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый ….(поезд)
2. Основная часть. Воспроизведение имеющихся знаний в новой ситуации. (17 минут).
Воспитатель: Чтобы ехать на поезде, вам нужен билет. Подойдите ко мне и возьмите билеты. Чтобы найти свой вагон, сосчитайте точки на билете. Сколько точек на вашем билете, такой и номер вашего вагона.
(Воспитатель раздаёт карточки с точками от 1 до 8. Дети считают точки и находят стул с этой цифрой).
Воспитатель: Я сейчас буду кондуктором и проверю, все ли сели на свои места. Покажите свои билеты. Я была уверена, что вы справитесь!
Воспитатель: Ребята, сейчас внимательно посмотрите на свой билет. Сколько точек на твоем билете? В каком вагоне по порядку ты едешь? (Дети отвечают-пять точек, в пятом вагоне и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, а теперь нужно назвать своего соседа - Оля, в каком вагоне ты едешь? Какой вагон впереди (сзади) твоего?
Воспитатель: Поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем:
Игра: «Да-нет»
Воспитатель: Вам нужно отвечать на вопросы: да или нет.
- У кошки 6 лап? А сколько?
- У квадрата есть углы?
- В неделе 7 дней?
- 5 больше 6? А что больше?
- День рождения 1 раз в году?
- Сейчас зима? А какое время года?
- Сегодня пятница?
- На руке семь пальцев? А сколько?
Воспитатель: Я рада, что вы так много знаете!
Воспитатель: Вот мы и приехали. Вас встречает Айболит. «Здравствуйте, ребята! Я вас очень ждал! А почему вы так долго не приезжали?»
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Айболиту, почему нас так долго не было, чем мы занимались. Поднимайтесь со своих мест. Давайте вспомним дни недели. Я буду читать стихотворение, а вы показывать движениями, что вы делали.
Физкультминутка.
В понедельник я купался (машут руками)
А во вторник – рисовал (руками вверх-вниз)
В среду – долго умывался (моют лицо)
А четверг – в футбол играл (пинают мяч)
В пятницу – я прыгал, бегал,
Долго, долго танцевал (кружатся)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (хлопают)
Айболит: Ребята, животных запер в пещере Бармалей. А чтоб открыть замок в пещеру, вам нужно разгадать секретный код.
Воспитатель: Чтобы быстрее найти секретный код и помочь животным, поделимся на 2 команды. Команда Солнышек и команда Снежинок (дети берут бейждики с соответствующими изображениями).
Воспитатель: Давайте вспомним правила работы в командах.
А теперь мы выберем капитана в каждой команде. Чтобы никто не обижался, по считалочке капитана сегодня выберу я. (с помощью считалочки капитана выбирает воспитатель).
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Пчелы в поле прилетели,
Сели пчелы на цветы.
Капитаном будешь ты.
Воспитатель: Внимательно слушайте задание.
Перед каждой командой 3 картинки с домиками (игра «Найди соседей») и наборы с цифрами. У каждого числа есть два соседа. Вы должны их найти и поселить в соседние домики (цифры разложены на столах). Приступаем.
Воспитатель: Капитан команды Солнышек проверяет ответы у команды Снежинок и наоборот.
Воспитатель: Ребята, вы меня порадовали тем, что хорошо справились с заданием. А вы догадались, какая цифра будет нашим секретным кодом? (Подсказка - это цифра синего цвета, которая повторяется 2 раза). Правильно, это цифра 5. Замок открыт-открывается доска. На ней 8 изображений животных.
Воспитатель: - Животные жарких стран и животные Крайнего севера перепутались. Давайте разбираться.
- Где находится слон? (посередине)
- Где находится верблюд? (справа от него)
- Где находится пингвин? (слева от него)
- Кто находится в левом верхнем углу? (морж)
- В каком углу находится белый медведь? (в левом нижнем углу)
- Где находится лев? (в правом нижнем углу)
- Где находится жираф? (в правом верхнем углу)
- Где находится северный олень? (сверху)
Воспитатель: - Молодцы, всех животных нашли. Теперь, нужно их разделить по месту обитания. Возьмите каждый по одной карточке с животными и разделите их на животных жарких и северных стран. (Каждый ребенок берет 1 карточку).
Воспитатель: - Вика, сосчитай животных.
- Какое число получилось? (8)
- Сколько животных жарких стран?
- Сколько животных северных стран?
- Что мы можем про них сказать? (их поровну, одинаковое количество)
Айболит: Спасибо вам, ребята! Вы очень мне помогли и освободили животных. Теперь мне пора собираться в дорогу-на Крайний Север, чтоб вылечить больных зверей.
Воспитатель: Айболит, ты лечил животных в Африке, там тепло и солнечно. А на Крайнем Севере погода совсем другая. Ребята, какая погода на Крайнем Севере?
Дети: холодная, морозная, снежная.
Айболит: Ой, а у меня и вещей теплых нет, чтоб туда поехать.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Айболиту собрать теплые вещи. Разделитесь на пары по желанию. Следующее задание будет трудное, но интересное. Каждая пара выбирает себе пару рукавичек, носков, валенок или шарф.
Перед вами 3 образца узора. Ваша задача – украсить узорами одежду для Айболита. Для этого надо договориться, какой узор вы выбираете, и нарисовать на одежде одинаковый узор.
Дети: рисуют на заготовках рукавиц, носков, валенок или на концах шарфа узор из геометрических фигур.
Воспитатель: Покажите нам теплые вещи, на которых вы рисовали узор. Ребята, можно ли назвать эти рукавички парой? Почему? (одинаковый узор на обеих рукавичках).
Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания и помогли Айболиту. Давайте отдадим ему вещи. Он готов отправиться на север, а нам нужно возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в вагонах и отправляемся в путь!
3. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. (4 минуты).
Игра «Интервью».
Воспитатель: Сегодня журналистом будет тот, кто едет в 6 вагоне. О том, какое задание понравилось вам больше всего, что показалось сложным, расскажите журналисту.
Ребенок-журналист:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что понравилось?
- Что показалось трудным?
- С кем понравилось работать в паре?
Дети: отвечают на вопросы журналиста.
Воспитатель: Ребята, какое большое дело мы сегодня сделали? Ребята, вы меня сегодня очень порадовали. Каждый чем-то отличился. Вы правильно выполняли задания, прошли все трудные испытания. А помогло вам то, что вы умеете слушать ответы друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.
Выводы об эффективности подбора наглядного материала:
Вся наглядность, соответствовала задачам обучения на данном занятии, уровню знаний и умений детей.
Работа с карточками-билетами, с карточками с изображением животных севера и жарких стран, числовыми карточками закрепляла навыки количественного и порядкового счета.
Предметы для счета и их изображения известны детям.
Наглядный материал динамичен и в достаточном количестве; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Продумано, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП и продуктивной деятельности(аппликация) средняя группа
Цель: формировать умение детей составлять группы из однородных предметов по сенсорным признакам (цвет, форма, величина) . Задачи: Развивающие: • формировать представление о равенстве и неравенстве ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ФЭМП) и опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у Сказки» (во второй младшей группе)
В ходе занятия дети знакомятся с геометрической фигурой овал и цифрой 5. Формируются представления о порядковом значении чисел в пределах 5; закрепляются умения отвечать на воп...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста (с 5 – 6 лет) Образовательная область «Познание» Тема: «В гости к елочке»
КонспектНепосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста(с 5 – 6 лет)Образовательная область «Познание»Т...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с детьми шести лет на тему "Измерение длины" образовательная область "Познание"
Конспект открытого занятия по ФЭМП во время моей аттестации...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием технологий исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных, игровых во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну»
Расширить и обогатить элементарные математические знания путем навыков исследовательской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Знакомство с цилиндром как формой познания» Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»
В данном конспекте я постаралась раскрыть возможности использования материала "Дидактическая система Фребеля" в детском саду: соединить задачи по ФЭМП в средней группе с задачами STEM-образо...