Конспект ООД "Звездное небо"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цели:
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах десяти.
• Объединять части в целое множество.
• Устанавливать зависимости между множеством и его частью.
• Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения.
• Закрепить знания о составе числа («пять», «шесть»).
• Совершенствовать умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию компонентов.
• Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости, уметь определять величину объёмных геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке.
Предварительная работа с детьми:
отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за вечерним небом, звёздами, знакомство с космическими объектами.
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного оборудования).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Словарные слова: космос, созвездие, конструктор.
Оборудование: контейнеры с геометрическими фигурами по числу детей, карточки с картинками и цифрами для игры в математическое домино, плоскостные изображения ракет по числу детей, набор карандашей, листы по числу детей, мячи по количеству планет, письмо от космонавтов.
Демонстрационный материал: схема космического корабля,
Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, тетради, карандаши.
Ход ООД:
Дети сидят полукругом на ковре перед экраном.
1. Упражнение «Большая Медведица».
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем путешествовать в математический космос. Что вы видите, когда вы смотрите на вечернее небо?
Дети. Звёзды.
Воспитатель. А сколько их, вы смогли посчитать?
Дети. Нет. Их много.
Воспитатель. Да, их много. (Слайд 1). Сосчитать звёзды невозможно, их бесчисленное множество, хотя, по версии ученых, с Земли можно увидеть всего 3000 звёзд.
Воспитатель. Для того чтобы ориентироваться в звёздном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звёздам и объединили звёзды в созвездия. (Слайд 2). На этом слайде вы видите созвездие, которое люди назвали Большой Медведицей.
Воспитатель: На что похоже это созвездие?
Дети: ковш.
Воспитатель: (показывая настоящий ковш, рассматривают составляюшие – ковш и ручку). Созвездие Большой Медведицы похоже на большой ковш. Сколько звёзд образует сам ковш? Сосчитайте. (Слайд 2)
Дети. Сам ковш образуют четыре звезды.
Воспитатель: покажите карточку с цифрой, которая обозначает число 4. Дети берут карточку с цифрой 4.
Воспитатель. А сколько звёзд образует ручку ковша?
Дети. Ручку ковша образуют три звезды.
Воспитатель: покажите цифру.
Воспитатель. Сравните количество звёзд, образующих сам ковш, и количество звёзд, образующих ручку ковша? Каких звёзд больше, а каких меньше?
Дети. Звёзд, образующих сам ковш, на одну звезду больше. Звёзд, образующих ручку ковша, на одну звезду меньше.
Воспитатель. Сколько всего звёзд образуют ковш с ручкой?
Дети. Всего семь звёзд образуют ковш с ручкой.
Воспитатель. Покажите карточку с цифрой 7. Как получилось число «семь»?
Дети. Четыре звезды и три звезды вместе – это семь звёзд.
Воспитатель. Правильно.
2. Игра «Математический сосед»
Воспитатель: Ребята, нам космонавты прислали письмо, а в нем что-то лежит. Давайте посмотрим (в конверте письмо и цифры)
Письмо: Здравствуйте, ребята. Мы, на орбитальной станции считали созвездия и звезды в них. Посчитали, цифры приготовили, а как их поставить в соседи друг к другу, так и не поняли. Помогите найти соседей каждой цифре, а потом пришлите к нам, мы расставим звезды по-соседски. Заранее спасибо, космонавты Владимир и Алексей.
Воспитатель: ну, что поможем. Разбирайте цифры себе и встаньте по трое так, чтобы цифры стали соседями, а я сфотографирую и отправлю фото космонавтам на орбитальную станцию.
Дети выполняют задание, а воспитатель делает фото троек детей.
3. Подвижное упражнение «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, Дети маршируют по кругу.
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись, Поднимаются на носки, тянут руки вверх. Сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
4. Игра «Ракета».
Воспитатель приглашает детей за столы.
Воспитатель. Помните, я рассказывала вам, что есть конструкторы, которые строят космические корабли, ракеты. Сейчас вы станете конструкторами и будете выполнять два задания.
1. делить ракету на части. Возьмите ракету. Сколько ракет у вас в руке?
Дети: одна
Воспитатель: Сколько это частей? Сложите ее пополам. Сколько частей стало сейчас?
Дети: две
Воспитатель: одинаковые они или нет по размеру
Дети: да
Воспитатель: как называется каждая из частей ракеты?
Дети: одна вторая.
Воспитатель: Что больше – одна вторая часть ракеты или целая ракета?
Дети. Целая ракета больше, чем одна вторая её часть.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Вы – классные конструкторы.
5. Игра «Конструкторы космических кораблей».
2 задание: У каждого ребёнка контейнер с набором геометрических фигур
Воспитатель: Вы остаётесь конструкторами космических кораблей, и сейчас каждый из вас сконструирует свой космический корабль.
(Дети выполняют задание, а потом рассказывают, какие фигуры они использовали для создания изображения космического корабля.)
6. Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
7. Работа в тетради. Упражнение «Раскрась планеты».
Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.
Воспитатель: В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете. / В.Степанов/
1. Раскрасьте в левом верхнем углу планету голубым карандашом.
(Дети выполняют задание.)
2. Раскрасьте планету внизу посередине жёлтым карандашом.
(Дети выполняют задание.)
3. Планету в правом нижнем углу раскрасьте в красный цвет.
(Дети выполняют задание.)
4. Планету посередине листа раскрасьте в зеленый цвет.
(Дети выполняют задание.)
5. В левом нижнем углу планету серым цветом.
6. В правом верхнем планету оранжевым цветом.
Воспитатель. Здорово ребята ориентируются в космическом небе.
8. Упражнение «Парад планет».
Перед детьми манеж с мячами разных размеров
Воспитатель: показывает (Слайд 3). Сколько планет вращается вокруг Солнца?
Дети: девять планет
Воспитатель: Перед вами мячики, которые напоминают планеты. Сколько у нас планет?
Дети: 9 и одно солнце.
Воспитатель: Прошу вас взять мячики и встать так как они находятся в Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути.
Хоровод планеты водят
В вышине, на небосводе.
Заключили Солнце в круг
И летят за другом друг.
(Дети выполняют задание, вставая друг за другом как стоят планеты в солнечной системе)
Воспитатель: Молодцы! Вы очень многое знаете о космосе и планетах. Я горжусь вами!
(Дети складывают мячи в манеж.)
9. Итог занятия. Оценка работы детей.
Воспитатель: Расскажите о том, что вы сегодня интересного узнали. Что вам понравилось?
Воспитатель. И мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия-праздника в подготовительной группе:"Под мирным небом Родины моей!",по изо и физической культуре
Интегрированное итоговое занятие-праздник в подготовительной группе по изо и физической культуре, посвящается 65-летию победы. Дети выполняют большую коллективную работу с применением как традиционных...
интегрированное занятие "И небо без птиц- не небо"
Интегрированное занятие "И небо без птиц- не небо, и море без рыб- не море, и земля без зверей- не земля"проводилось в подготовительной к школе группе. В занятии использованы загадки, стихотворный тек...
Конспект интегрированного занятия "Что мы видим в небе?"
Конспектинтегрированного занятия на тему «Что мы видим в небе?»(интеграция видов детской деятельности: игровой,познавательной, коммуникативной, продуктивной.) Цель.Развивать у детей познава...
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Звездное небо""
· Расширение словаря· Познакомить детей с символикой созвездий принятой астрономами, воспитывать любовь к прир...
План- конспект НОД "ОО художественное творчество" "Облака в небе"
План НОД №18 «.Осень. Перелетные птицы» «Облака в небе» (гуашь) Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация...
Конспект НОД Тема: «Небо» (старшая группа)
Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное твор...
конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество" рисование "Звездное небо"
Рисование в технике по сырому...