Использование игрового набора Дары Фрёбеля.
консультация по математике

В соответсвии с тебованиями ФГОС к содержанию образовательных программ в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспеченно развитие личности , мышления , способностей детей в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_fryobelya.docx22.52 КБ
Файл sadomenko-dary-fryobelja_7okef.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Янтарик» МО Янтарный городской округ                                                                     

Консультация для педагогов

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: показать педагогам практическое применение игрового набора

«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Составила воспитатель

Тростянская Юлия Сергеевна

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию образовательных программ в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Развивающая образовательная среда должна обеспечивать условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Игровым набор «Дары Фребеля» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО и открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци, исходил из того, что дети- цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы". Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста.

В дары Фребеля входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания и т.д.

Фребель считал, что через «дары» ребёнок подводится к пониманию единства и многообразия мира, к его основе - божественному началу. Мяч - первая игрушка - выражает покой и движение, способствует познанию ребёнком единства всего существующего. Куб - символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, делённый на части).

Дары пронумерованы по степени сложности.Первый набор предлагается ребенку уже с начала первого года, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям.

Первый дар Фрёбеля

Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из мячиков различных цветов. У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего цвета.

Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет сакральное значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеют все огромные небесные тела и даже зарождение жизни происходит из ячеек округлой формы.

В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.

Второй дар Фрёбеля

Со вторым даром рекомендуется знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. В качестве современного аналога для изучения отлично подходят блоки Дьенеша

Занятие по Фрёбелю со вторым даром

Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.

Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов: 1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы: круглые. Акцентируем внимание, на том что мячики из-за их формы можно катать. На этом моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься, при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком.

Демонстрируем, как ведут себя эти объекты при броске:

Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно.

Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий. Тут же можно объяснить, что если такой шар упадет много раз, он может даже расколоться.

Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый. Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков поэтому мягкие, а шар из дерева поэтому твердый. Предварительно на прогулке необходимо обратить внимание на то, что стволы деревьев твердые — постучать по ним.

После такой беседы предлагаем ребенку найти шарообразные предметы в интерьере. Тут обращаем внимание на шарообразные лампочки, фрукты, части тела и др.

Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов.

Знакомство с цилиндром. Просим покатать фигуры из второго набора. Экспериментальным путем ребенок должен понять, что куб не может катится. Затем спрашиваем, какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно, же ребенок выделит цилиндр. Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание что у цилиндра есть два основания в форме круга. Затем предлагаем найти предметы похожие на цилиндр (стакан, банка, и т.п.). Сворачиваем цилиндр из листа бумаги.

Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский. Вместе с ребенком конструируем куб из листов бумаги. При этом обращаем внимание на количество сторон и то, что все стороны одинаковой длины. Сравниваем разницу сторон предметов интерьера, имеющих форму параллелепипеда (шкафы, коробки и т.п.).

Третий дар Фрёбеля

Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков. Рекомендуется занятия с кубиками по Фрёбелю практиковать с 4-4,5 лет. Современный аналог для выкладывания рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина

Фрёбель предлагает три основных типа занятий:

Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.

Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.

Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила:

Готовые фигуры не разрушаются.

Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.

Приучайте с детства ребенка строить не разрушая.

Четвертый дар Фрёбеля

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.

Пятый и шестой дар Фрёбеля

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.

При строительстве соблюдаем те же правила, что и для даров 3-4: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух. В книге Е.Н. Водовозовой приведено множество примеров бесед. При регулярных занятиях конструированием ребенок к 6-ти годам может из кубиков построить практически любые объекты, которые знает, как выглядят.

Дополнительные материалы Фрёбеля. Знакомство с плоскостями (не ранее 5 лет)

Квадратики и треугольники

Для изучения плоских фигур Вам понадобятся квадратики и треугольники. Они могут быть из дерева или картона. Лучше если они будут окрашены в основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Также хорошо если стороны квадратиков равны сторонам куба из второго дара.

В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба.

Обводим квадратики разной величины карандашом.

Считаем стороны углы и стороны.

Рассказываем ребенку про параллельные стороны.

Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.

Цветная мозаика

Следующим занятие с плоскими формами является выкладывание узоров из цветной мозаики, состоящей из геометрических фигур. Сейчас таких можно встретить множество, в том числе в комплекте с готовыми схемами и деталями на магнитах. Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетаемости цветов и составление цветных узоров.

Другие занятия по методике Фребеля:

Выкладывание рисунков из лучинок. Рекомендуется с 4 лет. Лучины представляют собой деревянные гладкие палочки длиной 35 см. Первые занятия с лучинами должны быть полностью творческими — ребенок должен из них выкладывать рисунки знакомых предметов. Только когда ребенок научится самостоятельно создавать простейшие рисунки, можно предложить различные схемы для выкладывания сложных рисунков и узоров. Следующий уровень сложности — это переход от лучинок к спичкам. Гораздо сложней выкладывать рисунки из спичек. Одно занятие в среднем должно занимать 20-25 минут самостоятельно работы. Современный аналог лучинок для выкладывания рисунков и обучения счету — палочки Кюизинера.

Выкладывание узоров и рисунков из колец, полуколец и четвертинок.

В завершении

Во времена, когда Фрёбель разрабатывал свою систему материалов навыком деревообработки обладал каждый мальчишка, поэтому они были доступны всем. В современном мире обстоятельства изменились. Умением вязать или шить обладают многие современные мамы, что позволяет им сделать своими руками набор мячиков первого дара. Фигуры второго дара можно найти в магазине игрушек. В качестве третьего дара можно использовать любые однотонные кубики. Но начиная с четвертого дара все последующие наборы придется покупать. Сейчас их стоимость не так уж и доступна.

Я считаю очень важными занятия по конструированию, так как они развивают творческое и пространственное мышление. Несмотря на то, что я не планирую в обязательном порядке приобретать дары Фрёбеля, я взяла себе на заметку типы занятий и правила конструирования Фрёбеля. Напомню их еще раз:

Жизненные формы — конструирование предметов из окружающей жизни;

Изящные формы — выкладывание симметричных абстрактных узоров;

При конструировании новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Также хочу обратить внимание на плавность усложнения материалов для конструирования. Первый набор для конструирования имеет всего 8 деталей и только через полгода регулярных занятий рекомендуется переходить к следующему набору — снова из 8-ми деталей, но другой формы. Причем, в момент перехода к следующему набору ребенок должен освоить самостоятельное конструирование множества простейших предметов. Для меня этот момент стал еще одним поводом для размышлений. В обществе существует стереотип — хорошая игрушка должна состоять из множества деталей, чтобы на более длительное время отвлекать ребенка. Как правило, если малышу вручить такую игрушку, он будет занят, а мама рада. В большинстве случаев, оказывается, что малыш хаотично перебирает кучу деталей, безуспешно пытаясь понять, что с ними делать. Поэтому не стОит предлагать при знакомстве с конструированием наборы из большого количества деталей.

Все эти простые правила можно применять при игре с большинством современных конструкторов и строительных наборов. Они значительно повысят эффективность игры и увеличат её развивающие способности.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для:

развития социальных и коммуникативных умений;

сенсорного развития;

развития мелкой моторики;

развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирования элементарных математических представлений;

развития логических способностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дары Фрёбеля

Слайд 2

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель Н емецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци, исходил из того, что дети- цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы". 2 1.04.1782 – 21.06.1852

Слайд 3

Дар первый « Шерстяные мячики»

Слайд 4

Дар второй «Основные тела»

Слайд 5

Дар третий : « Куб из кубиков» .

Слайд 6

Дар четвертый: « Куб из брусков»

Слайд 7

Дар пятый : «Кубики и призмы»

Слайд 8

Дар шестой : «Кубики, столбики, кирпичики»

Слайд 9

Дар седьмой: «Цветные фигуры»

Слайд 10

Дар восьмой: «Палочки»

Слайд 11

Дар девятый: «Кольца и полукольца»

Слайд 12

Дар десятый: «Фишки»

Слайд 13

Дар одинадцатый : «Цветные тела»

Слайд 14

Дар двенадцатый: «Мозаика. Шнуровки»

Слайд 15

Дар тринадцатый : «Башенки»

Слайд 16

Дар четырнадцатый : «Арки и цифры»

Слайд 17

«Большая стирка»

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»...

Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля

В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Игровой набор "Дары Фребеля" обеспечивает психолого-педагогические условия для реализации программы дошкольного образования и применяется в 5 областях: "Социально-коммуникативном развит...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Чудеса на мебельной фабрике» (Жизненные формы) старшая группа

Конспект составлен для детей старшей группы. На основе использования игрового набора "Дары Фрёбеля №4", который состоит из восьми одинаковых брусков , воспитанники возводят по схемам по схем...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Архитектор» (Формы познания), старшая группа

Материал создан для знакомства воспитанников с понятием "архитектор". В процессе деятельности у детей закрепляется навык логически мыслить и ставить детали конструктора "Дары Фрёбеля&qu...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Калейдоскоп» (Формы красоты), старшая группа

В процессе деятельности воспитанники знакомятся с разделом дидактической системы ф.Фрёбеля- формы красоты. Детали конструктора перемещают дети по часовой стрелке, меняя их местоположение, получая новы...