Особенности развития анализа, синтеза, сравнения у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (подготовительная группа)

Аташова Сабина Алипаша кызы

Особенности развития анализа, синтеза, сравнения у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития анализа, синтеза, сравнения у детей старшего дошкольного возраста

Сензитивным периодом для становления интеллекта ребенка является дошкольный возраст. Успешность развития ребенка в этом возрастном периоде в значительной степени определяет особенности его интеллектуального и личностного роста на последующих возрастных этапах.

Современные авторы определяют мышление как высшую форму отражения действительности в психике, идеальную деятельность, результатом которой является объективная истина. Физиологи называют шестилетний возраст возрастом роста психофизиологических ресурсов и возможностей детского организма.

Развитие умственной деятельности необходимо для решения задач, формирования выводов, оценки и принятия решений. Логическое мышление характеризуется целеустремленностью, контролируемостью, основательностью. 

К концу дошкольного возраста у детей формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно изменяющих структуру интеллектуальных процессов дошкольников и способствующих возникновению элементов логического мышления. В этом возрасте любой ребёнок свободно понимает и использует в собственной речи слова, выражающие понятия разной степени обобщённости. Но употребление этих слов не свидетельствуют о понимании отношений между родовыми и видовыми понятиями. Такие отношения, лежащие в основе логического мышления, как правило, без специально организованного обучения в дошкольном возрасте не усваиваются.

В современной психологии существуют два основных подхода в исследовании возникновения и развития логических структур мышления у детей. Обучение приобретает разное значение в зависимости от того, на какой период развития оно приходится. Чтобы оказаться успешным и не остаться формальным, обучение должно приспосабливаться к наличному уровню развития.

В дошкольном и школьном возрасте у ребёнка сначала формируются средства отделения действий от предметов (например, свойство обратимости), а затем – логика этого отделения и оперирование отдельными вещами. Это достигается через чёткое разделение на мир предметов и явлений и мир действий. Сначала формируется логика как мышление, а математика является формальным её продолжением.

Организация  процесса обучения и воспитания оказывает существенное и непосредственное влияние на качество интеллектуального развития ребёнка. «Правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека»

Перевод любого действия в умственный план включает в себя: мотивацию, составление схемы ориентировочной основы действия, отработку действия в материальном и материализованном планах, в плане громкой речи, внешней речи «про себя» и во внутреннем плане. Для усвоения нового действия в умственном плане необходима его отработка на каждом этапе.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Развитие логических операций анализа и синтеза начинается в первые месяцы жизни ребенка. Вначале анализ и синтез вплетены в предметно-практические действия ребенка. Уже в первые месяцы жизни ребенок стремится к овладению предметным миром. Его стремления сводятся к тому, чтобы взять предмет, попробовать его на вкус, потрясти, бросить, т. е. к манипуляциям с предметом.

У старших дошкольников изменяется и сущность выполняемых ребенком действий. Трехлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута, но они не видят условий решения задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно-пробовательный характер. У старших дошкольников такие пробовательные действия свертываются, теряют свой проблемный характер. Они становятся исполнительными, потому что поставленная задача решается ребенком в уме, т.е. словесным путем, до начала действия. В соответствии с происходящими изменениями изменяется и сущность процесса мышления.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Роль зрительно-моторной координации в развитии ребенка с нарушением зрения...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...