Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Роль зрительно-моторной координации в развитии ребенка с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зрительно-моторная координация | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Особенной сложной когнитивной способностью человека является зрительно-моторная координация (ЗМК). С помощью ЗМК человек может одновременно использовать руки и глаза при выполнении определенных действий.
ЗМК – это способность, необходимая для нормального развития ребенка, его полноценного обучения в школе. Глаза используются для концентрации внимания, помогая мозгу устанавливать, где находится тело в пространстве.
Недоразвитие ЗМК препятствует формированию полноценного восприятия и познавательной деятельности. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.
ЗМК особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движением пальцев ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов.
На начальных этапах формирования графических навыков письма все движения полностью контролируются зрением. Зрение дает ребенку необходимую информацию о качестве написанного и положения руки. На основе этой информации создаются всевозможные моторные программы, чтобы корректировать проблемы, которые могут возникнуть в результате обратной связи. Образуется последовательность точных и быстрых моторных актов, для которых необходима тренировка и определенные способности.
Формирование ЗМК становится важным в старшем дошкольном возрасте. Ее необходимо развивать и совершенствовать, чтобы у ребенка не возникало проблем во время учебы. Если у ребенка 6-7 лет наблюдается слабое развитие моторики, это будет для него серьезной проблемой в школе. Ребенок не в состоянии будет изобразить букву, провести ровную линию, аккуратно наклеить аппликацию, вырезать из бумаги по контуру и т.д. Низкий уровень развития моторики пальцев рук приводит к низким результатам при выполнении различных заданий. У ребенка ничего не получается - падает работоспособность, он быстро устает.
Когда ребенок не подготовлен к письму из-за недостаточно развитой мелкой моторики, у него может развиться негативное отношение ко всему образовательному процессу. Это приведет к тому, что он будет постоянно испытывать тревогу в школе, не будет хотеть учиться. А это важно, так как в процессе учебы школьнику постоянно нужно одновременно делать два действия: что-то срисовывать или списывать с доски. Совместные действия рук и глаз важны, нужно чтобы пальцы "слышали" информацию, которую пытаются до них донести глаза. Когда моторная и зрительная координация не сформирована, страдает качество и скорость выполнения заданий.
Несформированность ЗМК проявляется не только при чтении и письме, но и при овладении навыками самообслуживания, а также трудовыми и учебными умениями. Невозможность проследить глазом за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного акта на занятиях физкультурой.
При подготовке детей к школе, развитие ЗМК имеет важное значение у детей с нарушением зрения. Даже дети с функциональным нарушением зрения испытывают затруднения в становлении произвольных действий двигательного анализатора, и совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов. Дети с нарушением зрения медленнее и менее качественно, по сравнению с нормально видящими сверстниками, справляются с выполнением графических заданий.
Одной из причин, задерживающих развитие ЗМК у дошкольников с нормальным и нарушенным зрением, является неправильно расположенный корпус тела и головы, неверное расположение тетради детьми при выполнении графических упражнений.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения система медико-педагогической коррекции направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности. Упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза для всех детей являются необходимым средством координации. Поэтому в ежедневной работе с детьми с нарушением зрения зрительно-восстаносительные комплексы стали обязательными. Также, с данной категорией детей на подготовительном этапе должна обязательно проводиться работа, включающая систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование ЗМК, которая будет способствовать развитию зрительного восприятия.
Таким образом, работа по развитию ЗМК актуальна, как для детей с нормальным, так и с нарушенным зрением. Для успешного развития ЗМК у детей с нарушением зрения, необходимо уделить особое внимание развитию мелкой моторики кистей рук еще в младшем дошкольном возрасте. Скоординированная работа мелких мышц руки помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, самостоятельно обслужить себя. В дошкольном возрасте работа по развитию ЗМК является важной частью для детей с нарушением зрения, т.к. от уровня развития ЗМК зависит эффективность развития и формирования высших психических функций.
Зрительно-моторная координация поддается тренировкам, как и другие когнитивные способности человека. Соблюдение гигиенических требований (достаточное освещение, высота мебели, посадка за столом в соответствии со зрительным диагнозом, соблюдение зрительной нагрузки) является важным условием эффективности занятий по совершенствованию ЗМК. Также, необходимо следить за осанкой, расстоянием от глаз дол рабочей поверхности, при работе в тетради – за расположением пальцев на пишущем предмете, положением кисти и локтя.
Игры и упражнения, направленные на развитие ЗМК: выкладывание рисунков и контуров из мелких предметов (фасоль, камешки, бусинки); выкладывание рисунка ниткой; игры с бусами; сортировка фасоли пинцетом или без него; игры с конструктором; работа с пластилином; игры с водой (переливание воды из одного сосуда в другой, с использованием ложки и т.д.); наматывание; игры с мозаиками; игры с болтами и гайками (раскручивание и закручивание); упражнения с лабиринтами в макро- и микропространстве; игры с различными «палочками-моталочками»; упражнения с использованием «волшебного» стекла (предмет обводится, смотря через «волшебное» стекло); упражнения с трафаретами, обводками, раскрасками; игры с мыльными пузырями; игры с прищепками; упражнения со шнуровками; застегивание и расстегивание застежек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Статья посвещена характерным особенностям зрительного восприятия детей с различной зрительной патологией....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальн...
Проект «Здравствуй, Пушкин!» как средство развития детской познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве...
Консультация для родителей "Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
В данном разделе содержится консультационная информация для родителей...
Особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Общие подходы к проблеме изучения памяти. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением з...
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи
Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи Тема: «В гостях у бабушки».
развитие мелкой моторики рук через занимательные игры и упражнения....