Развитие навыка звукобуквенного анализа в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чернова Ольга Владимировна

Звукобуквенный анализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernova_o.v._statya.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыка звукобуквенного анализа в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В детском саду обучение детей грамоте происходит поэтапно: сначала детей знакомят со звуками родного языка, а затем с буквами. Звукобуквенный анализ, являясь фундаментом усвоения детьми грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников и младших школьников. Звукобуквенный анализ – это способность определить порядок звука в слове, выделить каждый звук изолированно, дать ему характеристику (согласный - гласный, твердый - мягкий, глухой - звонкий) и соотнести звук с обозначающей его буквой.

У дошколят часто возникают проблемы при усвоении программного материала по подготовке к грамоте, поскольку категории этого раздела являются трудными для восприятия. Данная проблема особенно остро стоит при обучении детей с нарушениями речи, но может коснуться и детей с нормальным речевым развитием. Ведь различение таких категорий грамоты, как «звук» и «буква», «согласный» и «гласный», «твердый» и «мягкий», «звонкий» и «глухой», ставят в тупик не только детей, но иногда и их родителей. Для того чтобы помочь детям понять и запомнить данный материал, я, работая с детьми с общим недоразвитием речи, придумала нового персонажа – Букваренка, который в буквальном смысле на себе показывает характеристику звуков. Букваренок делает процесс звуко-буквенного анализа увлекательным, интересным, а главное наглядным. Ведь зрительная опора всегда служит надежным помощником слуховому восприятию.

Важно отметить предварительную работу, которая заключается в знакомстве детей с вышеперечисленными категориями грамоты. Чтобы процесс запоминания данных понятий протекал легче и интересней, я сочинила короткие и легко заучиваемые стихотворения. Сначала мы знакомим с «буквой» и «звуком»:

БУКВЫ я глазами вижу,

Буквы я рукой пишу,

ЗВУКИ я ушами слышу,
Звуки ртом произношу.

Далее рассказываем о том, чем гласные и согласные звуки отличаются друг от друга:

Звуки ГЛАСНЫЕ поются,

Изо рта на волю рвутся,

Вылетают без преград,

Песню звонкую кричат.

А СОГЛАСНЫЕ согласны

И во рту звучать прекрасно.

И мычат, шипят, рычат,

Только петь вот не хотят.

После этого учим отличать «звонкие» и «глухие, «твердые» и «мягкие» согласные:

Тихий звук, почти как шепот,

Еле слышим мы с тобой,

Это значит звук ГЛУХОЙ.

Звук звенит как колокольчик,

Слышен далеко вокруг,
Это значит ЗВОНКИЙ звук.

ТВЕРДЫЙ звук, как лед зимой

Твердый, синий, неживой.

МЯГКИЙ звук, как травка в мае

Мягкая, зеленая, живая.

Только после того, как дети начинают легко ориентироваться в этих понятиях, можно приступать к игре с Букваренком. При знакомстве с новым персонажем следует объяснить детям, что у каждого Букваренка есть свое имя – буква, которая на нем написана. После знакомства, гость просит ему помочь. Задача детей состоит в том, чтобы «нарядить» Букваренка: раскрасить его рубашку и ботиночки и надеть на голову наушники или шапочку. Первый этап заключается в определении согласный звук или гласный. Если звук согласный, то рубашка закрашивается красным карандашом, а если согласный – синим. Далее дети закрашивают ботиночки, обозначающие твердость-мягкость  согласного звука. В случаях, когда звуки могут быть и твердыми, и мягкими, один ботиночек Букваренка синий, а другой зеленый. У Букварят, звуки которых всегда твердые, оба ботиночка синие. Если же звуки всегда мягкие, то оба ботиночки зеленые. То же самое обстоит и гласными: Букварята обуты в красные ботиночки. Следующий этап – определение звонкости-глухости согласных звуков. «Звонким» Букварятам на голове нужно нарисовать шапочку «колокольчиком». Если же звук глухой, то на голове Букваренка будут наушники. В случае гласных звуков этот этап пропускается. После того, как Букваренок «одет» следует повторить все названные характеристики, что способствует наилучшему запоминанию и закреплению информации.

В своей практике я использую эту игру на индивидуальных и групповых занятиях. При индивидуальной форме удобнее работать в тетради ребенка, где заранее нарисован персонаж. А для групповой работы я использую плоскостное изображение Букваренка, каждая деталь которого вырезана из картона соответствующего цвета с магнитами на обратной стороне. Чтобы родителям было легче играть в эту игру с детьми дома, каждому ребенку я вклеиваю в тетрадь памятку:

Игра «Раскрась Букваренка».

             Туловище (рубашка) обозначает согласный или гласный звук (если согласный, то раскрашивать синим цветом, если гласный, то красным).

Ноги (ботинки): твердый  или мягкий. Если звук может быть и твердым, и  мягким, то один ботиночек синий, другой зеленый (например, М-МЬ, Р-РЬ, Т-ТЬ и т.д.). Если звук может быть только мягким (это звуки [Й], [Ч], [Щ]), то оба ботиночка зеленые. Если звук только твердый ([Ж], [Ш], [Ц]), то ботинки синие. У гласных звуков ботинки красные.

Голова: глухой или звонкий. Если звук звонкий ([З], [Б], [Д], [Ж] и т.д.), то на голове шапочка колокольчиком:

        

Если глухой ([С],[П],[Т] и т.д.), то наушники:

У гласных звуков на голове нет ничего.

Букваренок очень нравится детям, поскольку позволяет «оживить» такую сухую информацию, как характеристика звуков. Ребенок каждый раз создает нового Букваренка, со своим «характером», иногда похожего на предыдущего, а порой совсем иного. И на каждом занятии дети предвкушают, каким же сегодня будет их любимый персонаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...

Образовательный проект «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему развивающих игр»

Развитие звукового анализа и синтеза и фонематической системы в целом — актуальная проблема в современных условиях. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устоячивом фонетическом восприятии. Чтобы развить это  восприятие,  предлагаем родителям поиграть с ребенком....

Развитие навыка звукобуквенного анализа в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В детском саду обучение детей грамоте происходит поэтапно: сначала детей знакомят со звуками родного языка, а затем с буквами. Звукобуквенный анализ, являясь фундаментом усвоения детьми грамоты, спосо...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребеноквоспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловуюсторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность ...