Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством занимательных игр и упражнений.
статья по математике (младшая группа)

В статье описана связь игровой и познавательной деятельности дошкольников, а также приведены примеры различных игровых упражнений и игр, направленных на формирование и развитие элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством занимательных игр и упражнений.

В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые отличительные черты. Мышление младших дошкольников носит наглядно-действенный характер. В этом возрасте разницы между познанием и игрой не существует. Ребенок учится в процессе жизни. Его внимание поглощено реальными вещами, окружающими его в данный момент. Играя, ребенок получает богатый опыт взаимодействия с миром, но он часто нуждается в том, чтобы взрослый объяснил этот опыт. Для восприятия полезны игры, в которых ребенку надо будет сравнивать предметы по цветуформе, величине, положении в пространстве. Я пришла к выводу, что в процессе игр проще всего познакомить ребенка младшего дошкольного возраста с элементарными математическими понятиями.

Важно, чтобы знакомство детей с математикой происходило в обычной реальной жизни, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир. Основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность. Использование дидактических игр способствует ФЭМП дошкольников. Я собрала интересные задания и упражнения для воспитанников младшей группы в один сборник. Этот сборник прослужит нам очень долго, так как все листы заламинированы и могут использоваться неоднократно. Помимо этого некоторые карточки снабжены магнитами, липучками, что способствует развитию моторики рук и повышает детский интерес. В сборнике есть несколько видов заданий, например:

  1. «Собери картинку» – детям предлагается собрать вертикальный паззл и закрепить знание последовательности цифрового ряда от 1 до 5.
  2. «Кто спрятался»  - задание по типу «Судоку». В квадрате 3х3 собраны герои любимых детских мультфильмов и в каждом ряду кого-то не хватает. Задача детей определить, кто спрятался и присоединить магнитную фигурку на пустое место.
  3. «Какая цифра пропала» - любимая детская игра прятки. Только здесь прячутся цифры. Простой вариант – это последовательная линейка из цифр от 1 до 5, из которой пропадает одна цифра, задача детей найти ее. Более сложный вариант – это когда цифры на линейке стоят не по порядку и ребятам нужно проанализировать весь ряд.
  4. «Собери дорожку» - задание на закрепление форм и цвета. Перед ребенком лежит образец, с напечатанной геометрической дорожкой: красный квадрат, желтый треугольник, синий круг и др., дети должны выложить аналогичную дорожку на пустых клетках, называя цвет и форму фигуры. После можно предложить детям сосчитать сколько в дорожке квадратов, треугольников, или сколько фигур желтого цвета и тому подобное.
  5. «Посчитай-ка» - задание-поисковик. На яркой тематической картинке (я выбрала тему деревня: ферма, огород), изображены грядки. Ребятам нужно посчитать сколько на картинке морковок, капусты, свеклы и пр. Полученный ответ можно или с помощью точек записать в клетки, или написать нужную цифру для ребят по старше.
  6. «Соедини по точкам» - задание-превращалка, помогает детям запомнить последовательность числового ряда. В сборнике задания разной сложности: от 1 до 3, от 1 до 5, от 1 до 7, от 1 до 10. Для детей старшего возраста можно сделать картинки до 20, 30, 40 и более точек. Проводя линии последовательно от 1 к 2 и далее, перед ребятами возникает настоящая картинка, которую они раньше не могли разглядеть. Восторга в детских глазах очень много.
  7. «Раскрась по номерам» - дети обожают рисовать. Мы предлагаем им сделать это определенным образом. На каждом элементе рисунка стоит цифра, к которой закреплен цвет. Ребятам нужно раскрасить картинку соблюдая правила. Задание позволяет закрепить название цветов и визуальное изображение цифр.
  8. «Лабиринт» - задание на развитие логики и моторики. Детям нужно отыскать верный путь или узнать, что к кому относится.
  9. «Больше - меньше» - данное задание позволяет детям упражнять в счете и в соотношении предметов (большой, маленький). Игровой лист устроен таким образом, что на нем можно решать несколько задач. Например: выбрать какая из собак больше, или выстроить собак по величине от самой большой к самой маленькой, или посчитать чего больше мячиков или кубиков, поободрав определенные картинки.
  10.  «Лево-право» - задания для ориентировки в пространстве. Например, раскрась левый кораблик, определи куда идет, плывет, едет транспорт.

Достоинством данного сборника служит его функциональность, все задания, которые в нем представлены можно усложнять, можно делать новые. Он помогает нам как в индивидуальной, так и в групповой работе. А еще воспитанники с удовольствием берут сборник для самостоятельной деятельности, что говорит об их заинтересованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...

Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуа...

“Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредствам молекулярного конструирования”

После проведения серии игровых занятий по пространственному конструированию из пластилина и палочек старшие дошкольники сформировали представления о кубе, треугольной призме, треугольной пирамиде, пар...

Презентация к мастер-классу «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр с применением кейс-технологии»

Развитие элементарных математических представлений – одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. В старшей группе детского сада предусматривает...

«Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

laquo;Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...