Непосредственная образовательная деятельность по РЭМП в старшей группе «Занимательное путешествие в страну Знаний»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

Цель: формирование навыков вычислительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по РЭМП в старшей группе «Занимательное путешествие в страну Знаний»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Тема: «Занимательное путешествие в страну Знаний»

Тип занятия: закрепление

Форма организации работы на занятии: групповая.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально - Коммуникативное развитие, Речевое развитие.

Цель: формирование навыков вычислительной деятельности.

Обучающие задачи:

- упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, знание соседей чисел первого десятка;

- закреплять в речи количественные и порядковые числительные;

- закреплять навыки ориентировки в пространстве, во времени;

- закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры;

- закреплять знания ПДД;

- совершенствовать слуховое восприятие;

- обучать самоконтролю во время проведения дидактических игр, умению находить и исправлять ошибку самостоятельно;

- закреплять у детей общепринятые нормы поведения, общения.

Развивающие задачи:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать воображение, смекалку, зрительную память;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к математическим заданиям;

- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Методические приемы:

- организационный;

- игровой;

- словесный (вопросы, беседа, логические задачи);

- наглядный (демонстрационный материал);

- проблемный;

- личностно-ориентированный подход;

- анализ занятия;

- рефлексия;

- поощрение.

Демонстрационный материал: название станций, письмо, мяч, конверты с заданиями, схема - чертеж ракеты, посылка, карта путешествия, магнитофон, картинки с разными видами транспорта.

Раздаточный материал: счетные палочки, карточки с числами, блоки Дьенеша, карточки - схемы, геометрические фигуры, подарки.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, идите скорее сюда! Давайте дружно и вежливо, как вы это умеете, поздороваемся друг с другом.

Дети: Здравствуйте. Доброе утро.

Воспитатель: Ребята, сейчас у нас действительно утро. И все вы знаете, что по утрам у нас в саду проходит занимательная и познавательная деятельность А ведь узнавать что - то новое, интересное, полезное можно не только на занятиях, но и во время походов, поездок, путешествий вместе с друзьями дружно, весело и делясь впечатлениями.

Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам сегодня побывать в одной сказочной стране – стране Знаний. Об этой стране мне рассказали ребята из другого сада. Они недавно там побывали. Представляете, в этой стране, все здороваются по-другому. У них свои традиции. Хотите, научу! Слушайте внимательно и запоминайте. Если я хлопну в ладоши один раз, нужно поздороваться друг с другом пальчиками, если два раза – пяточками, три раза – поклониться друг другу. Правило: каждое действие вы должны выполнять с новым партнёром. Раз, два, три, начало игры!

Правда, необычно? И очень весело!

Путешествие в страну Знаний не для обычных детей, а для самых сообразительных, находчивых и любознательных ребят! Для таких как вы! Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся навстречу приключениям!? Но отправляться в незнакомое место, не зная дороги опасно, вдруг заблудимся. А нам это не грозит! Эти ребята подарили нам карту – схему страны Знаний с уже проложенным маршрутом. Вот она!

А на чём можно путешествовать? Вот и мы сегодня будем передвигаться на разных видах транспорта. А на каком, будем решать все вместе, по ситуации. Посмотрите на карту – сейчас мы находимся здесь! В детском саду.

Первая наша остановка в стране Знаний - на станции «Разминочная». Посмотрите на карту. На ней нарисованы…?

Дети: Рельсы и шпалы. (массаж ладошек) проведет Аня.

Воспитатель: На чем поедем? И прикрепляю картинку паровоза на карту.

Нам нужен машинист! Держи флажок, Рома. Ребята, а вы все сейчас пассажиры поезда.

Рома: Уважаемые пассажиры! Занимайте свободные места в вагонах. Девочки справа от машиниста, мальчики - слева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, правильно ли вы заняли места? Молодцы! Поехали! (Звучит песня «Паровоз»)

Воспитатель: Внимание! Внимание! Первая Остановка! Становитесь в круг. (Прочитать название станции)

1 остановка: Станция «Разминка»

Воспитатель: Какая чудесная полянка! Посмотрите, в траве лежит мячик! Он первым встречает всех гостей страны Знаний. Ведь это не простой, а самый любознательный мяч на свете. Но кто то, поиграв с ним, забыл его вернуть в корзину, где его ждут другие мячи. Как думаете? Это правильно, бросать игрушки на улице? А как вы поступаете после прогулки? (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас этот веселый ловкий мяч хочет поиграть с вами и проверить вашу ловкость и смекалку.

Игра: «Вопрос – ответ» с мячом.

(Игра проводится в кругу. Мяч бросать прямо в руки)

Вопросы:

- Назови дни недели.

- Сколько месяцев в году.

- Сколько дней в неделе.

- Сколько цветов у радуги.

- Назови рабочие дни недели.

- Назови выходные дни.

- Назови три дня подряд, не используя название дней недели.

- Какое сейчас время года.

- Какое время года начнется после весны.

- Какое время года будет после лета.

- Какое время года будет перед зимой.

- Какое время года было до весны.

- Сосчитай количественным счетом до 10.

- Сосчитай порядковым счетом до 10.

- Сосчитай обратным счетом от 10.

- Назови соседей числа 6, 4, 8, 10, 2, 5.

- «Четвертый лишний?».

- Столица нашей Родины.

- Сколько цветов у нашего флага, назови их.

Воспитатель: Ой, ой, ой! У мяча голова пошла кругом от такого количества правильных ответов. И он попросил вернуть его обратно в корзину к друзьям – любознательным мячам. Конечно, мы так и сделаем. Не бросим его в траве.

Воспитатель: А нам пора продолжать свое путешествие. Ребята, сверимся с картой. Посмотрите! Следующая наша остановка на острове. Но горы встают у нас на пути! Как нам через них перебраться? (Ответы детей)

Мы пересядем на самолёт! А пилотом у нас сегодня будет Артем.

Петя: Занимайте места в салоне самолета. Для безопасности в полете просим вас пристегнуть ремни. Взлетаем! (Звук самолета)

Воспитатель: И вот мы на месте! Ребята мы с вами очутились на острове Ошибок. Это наша вторая остановка.

2 остановка: «Остров ошибок»

Воспитатель: На этом печальном острове живут книги, буквы, в которые не любят соблюдать порядок, и они перепутали названия многих сказок. Спросите, почему же этот остров печальный? А разве это не грустно, что эти книги никто и никогда не прочтет. Поможем исправить ошибки в названиях книг?

«Федорино море» (К. Чуковский).

«Крот в сапогах» (Ш. Перро).

«Гладкий утёнок» (Г. Х. Андерсон).

«Кусалочка» (Г. Х. Андерсон).

"Сказка о молодой рыбке" (Пушкин А.С.)

«Кепка» (русская народная сказка)

«Нежная королева» (Г. Х. Андерсон).

«Гусли – Лебеди» (р. н. сказка)

«Красная Тапочка» (Ш. Перро)

Воспитатель: Вы просто настоящие знатоки сказок! Отлично справились с трудной задачей и эти сказки теперь смогут прочесть и взрослые и дети. Как это уже сделали вы. Продолжим путешествие! Сверимся с картой. Следующая наша остановка третья по счету «Математическая».

Ребята, а ведь мы на острове! Кто знает, что такое остров? (Ответы детей)

Как же нам добраться до следующей нашей остановки? На чем? На водном виде транспорта! (Воспитатель показывает картинку катера)

Да, это катер - лодка с мотором. (Прикрепить катер к карте)

Воспитатель: Ребята, что-то катера не видно и море неспокойно. Волны все выше, ветер все сильнее. Чтобы не начался шторм, который может помешать нашему путешествию, надо что - то придумать… Придумала! Сейчас Лиля, которая у нас такая пластичная, такая музыкальная, покажет, как можно успокоить волны. А мы будем ей помогать. Смотрите внимательно и повторяйте. (пальчиковая гимнастика «Волны»)

Воспитатель: Ребята, а волны то успокоились! Слышите? А вот и катер! (Песня Катерок)

Воспитатель: Садитесь все на катер и, как большой пароход, он нас повезет вперед. Сегодня нашим капитаном будет Илья. У него зоркий глаз и твердая рука! Вот тебе флажок.

3 остановка «Счетная»

Задание будем выполнять за столами. Присаживайтесь, приготовьте счетные палочки, слушайте внимательно.

Игра - задача: «Веселая сказка»

Воспитатель: Сейчас, ребята, я расскажу сказку. А вам нужно будет выкладывать счетные палочки тогда, когда вы услышите название животного. Но вы считаете не животных, а их лапки. Сколько лап – столько палочек. Слушайте сказку: «Жил был в лесу Заяц. Как - то утром выглянул он в окно и увидел, что на улице замечательная погода! Солнышко светило и ему захотелось пойти погулять. Вышел он на улицу и увидел своего друга Бельчонка. Они пошли на полянку. Там они играли в прятки. Им было так весело, что они не заметили, как к ним прилетела ворона, подползла змея. Потом они стали играть все вместе.

Играли долго до самого вечера. Стало совсем темно. Пора домой! Первый ускакал заяц, потом убежал Бельчонок, улетела ворона».

Воспитатель: Сколько палочек у вас осталось? Ребята, а кто - нибудь остался на полянке?

Дети должны вспомнить, что на полянке еще осталась змея.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на карту. Следующая наша станция четвертая по счету. Сверяемся с нашей картой, куда дальше лежит наш путь? Встаем из-за столов.

(За это время подготовить дорожный знак «Велосипед»)

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая, ровная дорожка, какая живописная вокруг местность! Это видимо, парк. Значит, наше путешествие продолжается, а на чём, вы узнаете, когда загадку мою отгадаете.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед) (На карту София крепит картинку велосипеда)

Воспитатель: Ребята, ездить на велосипедах можно везде?

Дети: Нет, только на специально выделенных дорожках, где должен и знак, соответствующий быть.

Воспитатель: Вы его видите? Да, вот он! Как называется? По какой стороне надо ехать? Для чего это правило? (Ответы)

Воспитатель: А возглавит нашу колонну велосипедистов София.

(Дети имитируют езду на велосипеде) звучит песня «Велосипед»

Воспитатель: Приехали! Где же мы очутились, посмотрим на карте.

4 остановка «Геометрическая». (Работа с блоками Дьенеша)

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько тут разных геометрических фигур. Как называются? Что бывает такой формы?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, на полу разбросаны блоки Дьенеша. А вот и их коробки. В коробках карточки - схемы тех блоков, которых не хватает. Давайте их найдем среди разбросанных на полу. Разделимся на две команды: мальчики и девочки. Определите по карточке - схеме, какую геометрическую фигуру вам надо найти среди разбросанных блоков Дьенеша. (Музыка «Дорогою добра»)

Воспитатель: А теперь вы можете сами оценить правильность выполнения задания другой командой.

Я рада что вы справились с этим заданием!

А до следующей остановки мы поедем на общественном транспорте. Какой общественный транспорт вы знаете? (Ответы детей и работа с картой: прикрепить автобус)

Пальчиковая гимнастика «Общественный транспорт» (проводит Ксюша)

Автобус, троллейбус, такси и трамвай –

О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)

Но если горит зеленый глазок, (то же пальцами другой руки)

Спокойно по зебре иди пешеход.

Воспитатель: Ребята, а о каком зеленом глазке говорится в стихотворении? Для чего нужен светофор? Сколько у него цветов, что они означают? Что такое зебра? (Ответы детей)

5 остановка «Конечная»

Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как очутились на нашей последней остановке. Какой по счету? Пятой остановке и называется она «Конечная». Нам пора возвращаться в детский сад.

Незаметно приклеить на карту картинку с изображением ледяных глыб.

Воспитатель: Ребята! Какая неприятность! Мы с вами расколдовали сказки и это хорошо. Но теперь королева из сказки Андерсена стала опять Снежной. И принялась за свои ледяные колкости. Она сковала льдом нашу дорогу в детский сад. И как же нам теперь преодолеть все эти глыбы льда? Тут нам понадобится не совсем обычный транспорт, а тот, который можем высоко взлететь и в один миг нас домчать до детского сада. (Ответы детей – ракета)

Воспитатель: Дима, ты у нас об этом знаешь очень много. Что посоветуешь? Все согласны?

А как нам осуществить задуманное? Ребята, Конструкторское бюро! Здесь есть все, что нам необходимо! Чертежи, строительный материал! Предлагаю вам стать сейчас изобретателями – конструкторами! Да – да! Сейчас мы будем конструировать ракету. Ведь она такая быстрая. Вот чертеж ракеты. (Звучит мелодия Спейс «Зодиак»)

Воспитатель: Девочки нам нужен макет ракеты! Дима - главный конструктор, проверь правильность выполнения поставленной задачи! А теперь мальчики начинайте строительство ракеты.

Возвращение в детский сад

Воспитатель: Ребята, я горжусь вами! Но нам пора возвращаться. А полетим мы на ракете, которую вы построили. Занимайте места. Я в центре с картой. Карина, начинаем обратный отчет. Поехали! (Физминутка под песню «Космонавты»)

Воспитатель: Вот мы и в группе.

РЕФЛЕКСИЯ:

- На каких видах транспорта вы путешествовали?

- Сколько остановок? Что там делали?

- Расскажите о ваших поступках? Они добрые?

- Ребята, вам понравилось путешествие? Что особенно?

Поощрение: Ребята, посмотрите, только что в окно влетели шарики, к которым было привязано это письмо. (показывает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе Тема:"Путешествие в страну Заниматику".

Программные задачи: закрепить знание детей о последовательности дней недели ;упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел , формировать навыки  ориентировки в пространст...

План – конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Путешествие в страну настроения»

Это комплексное занятие способствует развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умению осознанно выражать свои эмоции и чувства; развивает умение передавать с помощью мимики, жестов различны...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну ПДДейка»

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...