Рабочая программа по дополнительному образованию в студии изобразительного творчества
рабочая программа по рисованию по теме
Рабочая программа составлена на основе программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Эта программа расчитана на детей от 3 лет до 7 лет (на 4 года обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 63.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
ГБОУ ЦРР детский сад № 1958
Программа утверждена
на педагогическом совете:
Протокол № 1 от 09.09.2010 года
Заведующая ГБОУ ЦРР №1958: Калкаманова М.В.
Рабочая программа
по дополнительному образованию
в студии изобразительного творчества
«Волшебная кисточка»
( по программе Т.А.Копцевой «Природа и художник» )
Составитель:
Волкова Евгения Сергеевна
(педагог дополнительного образования)
Москва
2010 год
Направленность программы:
Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству направленно на формирование у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Цель обучения:
Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;
развитие мелкой моторики и образного мышления.
Задачи обучения:
- Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
- Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Отличительные особенности программы:
- Комплексное приобщение детей к миру прекрасного и расширение круга представлений дошкольников об окружающей их действительности.
- Органичное взаимодополнение содержания творческих заданий всех возрастных групп.
- Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания.
Возраст детей:
Программа обучения рассчитана на детей младшего и старшего дошкольного возраста (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) – 3-6 лет.
Структура программы:
Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Вторая младшая группа –
Художник, природа и я – 32 занятия
Средняя группа –
Художник и природа родного края – 32 занятия
Старшая группа –
Художник и природа нашей страны – 32 занятия
Подготовительная группа –
Художник и природа пяти континентов – 32 занятия
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».
Занятия проводятся с детьми по подгруппам (8-10человек), во второй половине дня. Также предусматривается индивидуальная работа с детьми, обладающими различным уровнем развития:
- Способных и одарённых в изобразительных умениях;
- Заторможенных, неуверенных в своих силах и умениях.
Ожидаемые результаты:
- Приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства.
- Научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках.
- Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.
- Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.
Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы:
- Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
- Регулярные отчётные выставки.
- Участие в окружных и городских конкурсах и выставках.
К концу первого года обучения дети должны:
- Научиться простым приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;
- Уметь внимательно рассматривать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;
- Уметь восхищаться красотой и многообразием цвета в природе;
- Уметь видеть «настроение картины» по цветовому решению;
- Уметь различать тёплые и холодные цвета.
К концу второго года обучения дети должны:
- Научиться разным приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;
- Научиться простым приёмам работы с сангиной и соусом;
- Научиться работать в смешанной технике;
- Научиться смешивать краски для получения новых цветов;
- Уметь внимательно рассматривать и анализировать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;
- Научиться приёмам работы акварельными красками в технике «по - сырому»;
- Уметь использовать адекватные средства художественного выражения ( цвет, линия ) для осуществления своего замысла;
- Уметь одухотворять «живую» и «неживую» природу;
- Уметь работать с пластилином и природным материалом;
- Овладеть способностью чувствовать характер и изменчивость природы и выражать это в рисунке.
К концу третьего года обучения дети должны:
- Научиться разным приёмам работы с графическими материалами ( сангина, соус, сепия ), используя все выразительные средства;
- Научиться смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- Уметь использовать адекватные средства художественного выражения ( цвет, линия, объём ) для осуществления своего замысла;
- Научиться приёмам работы с тушью ( пером и палочкой );
- Уметь давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать свою точку зрения;
- Уметь прочувствовать «боль» и «радость» живых существ, сопереживать им, выражать своё неравнодушное отношение;
- Овладеть способностью чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
- Быть оригинальным в выборе сюжета;
- Уметь работать с пластилином, глиной, цветной и белой бумагой, природными материалами.
К концу четвёртого года обучения дети должны:
- Научить разнообразным приёмам работы с разными материалами, используя все выразительные свойства художественных и графических материалов;
- Уметь проявлять инициативу и самостоятельность;
- Научиться идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, с другим человеком или героем художественного произведения;
- Уметь проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства, различать их образную специфику, выражать своё отношение к ним;
- Уметь вести поисковую работу, самостоятельно и вместе с родителями собирать коллекции, посещать художественные выставки, делиться своими впечатлениями с товарищами;
- Быть активным на занятии, не стесняться спрашивать и задавать вопросы;
- Владеть различными способами изображения предметов и сюжетов; создания и украшения предметов декоративно-прикладного значения;
- Научиться разным приёмам работы с конструктивными материалами ( пластилином, глиной, Цветной и бросовой бумагой, с природным и бросовым материалами).
Младшая группа.
Тема года: « Художник, природа и я».
Тематические блоки | Кол-во занятий |
1. Мир природы. | |
1. Вводное занятие | 1 |
2.Образы неба | 2 |
3.Образы земли | 2 |
4.Образы деревьев | 2 |
5.Образы цветов | 1 |
6.Дары природы | 1 |
7.Образы растений | 1 |
8.Обобщающее занятие | 1 |
2. Мир животных. | |
1.Образы птиц | 1 |
2.Образы насекомых | 1 |
3.Образы подводного мира | 1 |
4.Образы диких животных | 1 |
5.Образы домашних животных | 1 |
6.Образы рогатых животных | 1 |
7.Обобщающее занятие | 1 |
3. Мир человека. | |
1.Автопортрет | 1 |
2.Я люблю лепить снеговика | 1 |
3.У меня есть красивый носовой платок | 1 |
4.У меня есть красивое полотенце | 1 |
5.Моя любимая игрушка | 1 |
6.Портреты | 1 |
7.Мамина любимая ваза | 1 |
8.Обобщающее занятие | 1 |
4. Мир искусства. | |
1.Я люблю слушать сказки | 1 |
2.Я люблю смотреть кукольные спектакли | 1 |
3.Я люблю рассматривать книги | 1 |
4.Я люблю смотреть цирковые представления | 1 |
5.Я люблю любоваться цветами | 1 |
6.Обобщающее занятие | 1 |
Итого: 32
Средняя группа.
Тема года: «Художник и природа родного края».
Тематические блоки | Кол-во занятий |
| |
1.Вводное занятие | 1 |
2.Образы неба | 1 |
3.Образы земли | 1 |
4.Образы деревьев | 2 |
5.Образы цветов | 2 |
6.Дары природы | 1 |
7.Образы природы | 1 |
| |
1.Настроение животных | 1 |
2.Образы животных | 1 |
3.Образы насекомых | 1 |
4.Образы диких животных | 1 |
5.Образы птиц | 1 |
6.Образы домашних животных | 1 |
7.Образы подводного мира | 1 |
8.Обобщающее занятие | 1 |
| |
1.Образ человека | 1 |
2.Папа, мама и я - дружная семья | 1 |
3.Я художник- фантазёр | 1 |
4.Любимые телевизионные передачи | 1 |
5.Обобщающее занятие | 1 |
| |
1.Художник- гримёр | 1 |
2.Художник- мультипликатор | 1 |
3.Художник- иллюстратор | 1 |
4.Художник- архитектор | 1 |
5.Художник создаёт мебель | 1 |
6.Художник создаёт транспорт | 1 |
7.Художник украшает одежду | 1 |
8.Художник и музыка | 1 |
9.Художник- живописец и график | 1 |
10.Обобщающее занятие | 1 |
Итого: | 32 |
Старшая группа.
Тема года: «Художник и природа нашей страны».
Тематические блоки | Кол-во занятий |
| |
1.Введение | 1 |
2.Образы земли и неба | 1 |
3.Образы цветов | 1 |
4.Образы деревьев | 1 |
5.Дары природы | 1 |
6.Образы природы | 1 |
| |
1.Образы подводного мира | 1 |
2.Образы птиц | 2 |
3.Образы насекомых | 1 |
4.Образы диких зверей | 1 |
5.Образы земноводных животных | 1 |
6.Образы домашних животных | 2 |
7.Образы фантастических животных | 1 |
8.Образы животных в творчестве художников- анималистов | 1 |
| |
1.Я - художник | 1 |
2.Моя буква | 1 |
3.Возраст человека: молодой-старый | 1 |
4.Образы времён года в искусстве | 2 |
5.Дом для зимы, весны, лета, осени | 1 |
6.Весенние праздники | 1 |
7.Чудо- Планета | 1 |
| |
1.Любимые сказки | 1 |
2.Волшебник | 1 |
3.Волшебные предметы | 1 |
4.Волшебная птица | 1 |
5.Сказочные герои | 1 |
6.Волшебное яйцо | 1 |
7.Сказочные существа | 2 |
Итого: | 32 |
Подготовительная группа.
Тема года: «Художник и природа пяти континентов».
Тематические блоки | Кол-во занятий |
| |
1.Введение | 1 |
2.Образы земли и неба | 1 |
3.Образы деревьев | 1 |
4.Образы цветов | 1 |
5.Зеркало природы – вода | 1 |
6.Осенние дары | 1 |
| |
1.Образы птиц | 1 |
2.Образы насекомых | 1 |
3.Образы подводного царства (мира) | 1 |
4.Образы домашних животных | 1 |
5.Образы экзотических животных | 1 |
6.Образы диких животных | 1 |
7.Образы мифологических животных | 1 |
8.Образы животных-символов нового года | 1 |
| |
1.Мои друзья | 1 |
2.Едем в страну Выдумляндию | 1 |
3.В стране Лилипутии | 1 |
4.В стране Великании | 1 |
5.Холодное царство | 1 |
6.Тёплое царство | 1 |
7.Страна улыбок – царство смеха | 1 |
8.Шахматное королевство | 1 |
9.Страна чудес | 1 |
| |
1.Пять континентов | 1 |
2.Русский сувенир | 1 |
3.Путешествие на Африканский континент | 1 |
4.Путешествие по Азии | 1 |
5.Путешествие на Американский континент | 1 |
6.Образы людей разных национальностей | 1 |
7.Путешествие по берегам Японии | 1 |
8.Космическое путешествие | 2 |
9.Москва – столица нашей Родины | 1 |
Итого: | 32 |
Содержание программы.
2 младшая группа.
1 Тематический блок: «Мир природы».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Вводное занятие | Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; познакомить с изостудией(мастерской художника), её оборудованием, материалами. | Бумага, простой карандаш или фломастеры |
Образы неба («Какое бывает небо?») | Формирование умений работы с гуашевыми красками; учить видеть «настроение картины» по небу(тревога, веселье, утро, вечер и т.д.) | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы неба («Облака») | Формирование умений работы с гуашевыми красками при изображении облаков; развивать внимание; обращать внимание на то, что настроение человека зависит от погоды (солнышко – солнечное, радостное; дождь – пасмурное, грустное и т. д.) | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы земли («Дорожка из осенних листьев») | Развивать внимание; продолжать учить приёмам работы гуашевыми красками методом мозаичного мазка (примакивание); закреплять знания об окружающем мире. | Бумага (полоска, квадрат или круг),гуашь тёпл. цв., кисти. |
Образы земли («Ковёр из осенних листьев.Листопад») | Продолжать учить приёмам работы гуашевыми красками методом мозаичного мазка (примакивание) на готовой форме; развивать внимание и воображение. | Бумажные шаблоны в виде листьев, гуашь(акварель),кисти. |
Образы деревьев («Дерево разговаривает с солнышком») | Закреплять знания детей о природе; развивать наблюдательность; учить сравнивать образ дерева с образом человека; учить приёмам работы с углём. | Бумага, Уголь. |
Образы деревьев («Ель умывается дождём») | Продолжать учить сравнивать образ елки с образом человека; показать приёмы смешивания «волшебных»красок (синяя и жёлтая); закрепление работы с краской и кистью методом мозаичного мазка (примакивание). | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы цветов («Цветок наклонил головку. Гордый цветок») | Учить сравнивать образ цветка с образом человека; обращать внимание на красочность цветов; обучение приёмам изображения цветка; учить дополнять свой рисунок в зависимости от задуманного. | Бумага, фломастеры (мелки). |
Дары природы («Аппетитные, ароматные, сладкие») | Учить детей рассматривать произведения художников; обращать внимание на композиционное размещение и цветовое оформление; продолжать учить приёмам работы гуашевыми красками. | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы растений («Колосок и колючка») | Учить составлять красивые композиции из сухих трав (икебаны), обращать внимание на тонкий силуэт растений; учить сравнивать разные образы засушенных растений. | Бумага, фломастер (чёрный или коричневый). |
Обобщающее занятие («Дары природы. Съедобные и несъедобные грибы») | Учить обращать внимание на красочность различных грибов и их форму; учить различать грибы; учить способам изображения грибов (шляпки и ножки). | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
2 Тематический блок: «Мир животных»
Тема | Программное содержание | Материалы |
Образы птиц («Любопытные цыплята») | Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации; обращать внимание на форму тела птиц и разных частей; учить приёмам изображения цыплёнка гуашью и кистью, используя метод тычка щетиной. | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы насекомых («Божья коровка, улети на небо, там твои детки…») | Учить внимательно рассматривать изображения различных насекомых, обращать особое внимание на форму и расцветку; учить дополнять свой рисунок в зависимости от задуманного. | Бумага, цветные фломастеры или другие материалы. |
Образы подводного мира («Кто на себе дом носит?») | Учить внимательно рассматривать изображения улиток, обращая внимание на цвет, форму разных частей; учить приёмам изображения. | Бумага, цветные фломастеры или другие материалы. |
Образы диких животных («Медвежонок Винни-Пух») | Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком. | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы домашних животных («Поросёнок Пятачок») | Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком. | Бумага, пастель. |
Образы рогатых животных («Коза-дереза») | Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком. | Бумага, маркеры. |
Обобщающее занятие (Рисование на свободную тему) | Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации разных животных, обращая внимание на место их обитания; закреплять знания о разнообразии животного мира; закреплять умения рисовать животных . | Бумага, фломастеры (мелки). |
3 Тематический блок: «Мир человека»
Тема | Программное содержание | Материалы |
Автопортрет («Я - весёлый, улыбчивый человек») | Учить внимательно рассматривать детские портреты разных художников; учить приёмам изображения головы человека, обращая внимание на конструкцию лица, на мимику. | Бумага, маркеры (чёрный или коричневый). |
Я люблю лепить снеговика («Весёлая снежная баба») | Учить внимательно рассматривать различные изображения снеговика, обращая внимание на форму и размер разных частей; учить приёмам лепки; учить украшать своего снеговика разными природными материалами. | Пластилин, природные материалы. |
У меня есть красивый носовой платок (Украшение носов. платка красками тёплых цветов) | Учить внимательно рассматривать различные по оформлению носовые платки, обращая внимание на цветовое разнообразие; познакомить с тёплыми и холодными цветами; учить способам украшения платка. | Бумага, гуашь тёплых цветов, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
У меня есть красивое полотенце (Украшение полотенца холодными цветами) | Учить внимательно рассматривать различные по оформлению полотенца, обращая внимание на цветовое разнообразие; познакомить с тёплыми и холодными цветами; учить способам украшения полотенца. | Бумага, гуашь холодных цветов, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Моя любимая игрушка («Весёлый грузовичок. Паровозик. Машинка») | Учить внимательно рассматривать репродукции разных видов транспорта; учить способам изображения транспорта, обращая внимание на форму разных частей и настроение своего рисунка. | Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Портреты («Мама, папа») | Учить внимательно рассматривать портреты разных художников, обращая внимание на выражение глаз, причёску, украшения; продолжать учить приёмам изображения лица, обращая внимание на настроение. | Бумага, материалы на выбор (гуашь, фломастеры, мелки или пастель). |
Мамина любимая ваза («Сказочная ваза») | Учить внимательно рассматривать разные вазы, обращая внимание на форму и цвет; учить приёмам изображения, обращая внимание на настроение картины; показать возможные способы украшения вазы (повторяющиеся узоры). | Бумага, гуашь или восковые мелки. |
Обобщающее занятие (Рисование на свободную тему) | Обсуждение экспонатов выставки рисунков на тему: «Я и моя семья»; учить отвечать на вопросы, вспоминая разные приёмы работы и материалы. | Бумага, фломастеры. |
4 Тематический блок: «Мир искусства»
Тема | Программное содержание | Материалы |
Я люблю слушать сказки («Чудо-цветок») | Учить любоваться изображениями цветов, разных по форме и окраске; обращать внимание на строение цветка; продолжать учить способам изображения , передавая настроение. | Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Я люблю смотреть кукольные спектакли («Колобок») | Учить создавать эскиз перчаточной куклы (на основе контура своей ладошки), передавая настроение своей куклы. | Бумага, фломастеры или другие материалы. |
Я люблю рассматривать книги («Избушка для солнышка») | Учить внимательно рассматривать репродукции различных архитектурных строений; учить приёмам изображения избушки в тёплых тонах. | Бумага (чёрная или синяя), гуашь тёплых оттенков, кисти. |
Я люблю смотреть цирковые представления («Весёлый клоун») | Учить рассматривать репродукции и иллюстрации с изображением клоунов; продолжать учить способам изображения лица. | Бумага, восковая пастель. |
Я люблю любоваться цветами («Цветы весны») | Учить внимательно рассматривать репродукции разных художников; учить любоваться живыми цветами в сопровождении с музыкальными образами; продолжать учить приёмам работы гуашевыми красками методом мозаичного мазка. | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Обобщающее занятие (Рисование на свободную тему) | Обсуждение экспонатов выставки лучших работ; учить рисовать на свободную тему, используя все знания и приёмы изображения. | Бумага, материалы на выбор (гуашь, фломастеры, мелки или пастель). |
Содержание программы.
Средняя группа.
1 Тематический блок: «Мир природы».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Вводное занятие | Продолжать знакомить с изостудией, с профессией художника; познакомить с новыми художественными материалами и новым оборудованием. | Бумага, цветные карандаши. |
Образы неба («Светлые и тёмные краски») | Учить рассматривать и анализировать картины природы с ярко выраженным настроением; учить приёмам работы акварельными красками в технике «по - сырому». | Бумага, акварельные краски, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы земли («Осенняя трава. Краски осенней земли») | Учить обращать внимание на цветовое разнообразие осени при рассматривании репродукций художников, фоторепродукций; учить создавать новые цвета, путём смешивания разных красок. | Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы деревьев («В багрец и в золото одетые леса…») | Продолжать учить внимательно рассматривать картины художников, обращая внимание на цвет и композицию; учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. | Бумага (чёрная или синяя), гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы деревьев («Семья хвойных деревьев») | Продолжать учить сравнивать образ деревьев с образом человека; учить разным способам изображения хвои (мазками, штрихами, волнами и т. д.) | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы цветов («Грустный и весёлый цветок») | Продолжать учить любоваться разными цветами, обращая внимание изгиб стебля; учить пластикой тела передавать образы цветов с разным настроением. | Цветная (тонированная) бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы цветов («Одуванчик - толстые щёки») | Продолжать знакомить с работами художников – графиков; учить приёмам работы палочкой (линии, штрихи) или пастелью (растирание). | Бумага, пастель. |
Дары природы («Аппетитные, ароматные, сладкие…») | Продолжать знакомить с репродукциями художников (натюрморты); познакомить с приёмами работы с пастелью (растирка, плашмя, торцом) при изображении разных по форме фруктов и овощей. | Бумага тонированная (тёмных оттенков), восковая или сухая пастель или мелки. |
Образы природы | Продолжать учить работать с различным природным материалом, создавая выразительные природные композиции. | Природный материал. |
2 Тематический блок: «Мир животных».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Настроение животных («Червячок сердится») | Продолжать обращать внимание на то, что настроение животных и человека зависит от погоды, от красок природы; продолжать учить приёмам работы с акварельными красками. | Бумага, акварель, гуашь, кисти. |
Образы животных («Весёлая и грустная черепаха») | Продолжать учить изображать настроение животных; продолжать учить приёмам работы с акварельными красками. | Бумага, акварель, восковые мелки. |
Образы насекомых («Заботливые пчёлы. Шмели. Осы») | Продолжать учить внимательно рассматривать изображения насекомых на фото и иллюстрациях, обращая внимание на строение, форму, цветовые сочетания; продолжать учить приёмам работы с пастелью (углём, сангиной). | Бумага, пастель, уголь или сангина. |
Образы диких животных («Колючий ёжик. Семья ежей») | Продолжать учить внимательно рассматривать изображения ежей; продолжать учить приёмам работы с углём, сангиной, соусами. | Бумага, уголь (сангина или соусы). |
Образы птиц («Мудрая сова») | Обращать внимание на форму птицы, её отличительные особенности (большие глаза); продолжать учить работать с гуашью и кистью. | Бумага, гуашь ( белая, серая и чёрная ), кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы домашних животных («Кошка и собака») | Продолжать работать над пластикой тела и выразительностью движений; продолжать учить рисовать портрет, изображая разные части мордочки. | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы подводного мира («Медуза. Морская звезда») | Продолжать учить внимательно рассматривать изображения, обращая внимание на форму и цветовое разнообразие; продолжать учить работать в смешанной технике. | Бумага, восковые мелки + акварель. |
Обобщающее занятие | Продолжать учить внимательно рассматривать иллюстрации рисунки , обращая внимание на многообразие представителей животного мира; учить самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать фон и планировать свою работу в зависимости от замысла. | Бумага, различный материал на выбор. |
3 Тематический блок: «Мир человека».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Образ человека («Я – весёлый художник. Автопортрет») | Продолжать учить внимательно рассматривать репродукции портретов разных художников, фотографии детей с разными эмоциональными проявлениями; продолжать учить рисовать людей. | Бумага, маркеры (чёрный или коричневый) |
Папа, мама я – дружная семья | Продолжать учить внимательно рассматривать репродукции портретов разных художников, фотографии людей с разными эмоциональными проявлениями; продолжать учить изображать несколько людей на листе, дополняя рис.предметами обстановки. | Бумага, уголь, сангина, пастель. |
Я – художник-фантазёр («Ожившая клякса») | Развивать воображение; учить видеть в кляксе неопределённой формы какой – либо образ, дорисовывая детали. | Бумага, гуашь или тушь. |
Любимые телевизионные передачи («Каркуша – любопытная ворона») | Продолжать учить внимательно рассматривать изображения, обращая внимание на детали; продолжать учить приёмам работы с углём (растирка, плашмя и торцом). | Бумага, уголь, сангина или соус. |
Обобщающее занятие (Рисование на свободную тему) | Продолжать учить изображать людей с разным настроением; обсудить экспонаты выставки рисунков на тему: «Я и моя семья». | Бумага, фломастеры. |
4 Тематический блок: «Мир искусства».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Художник- гримёр («Клоун весёлый и печальный») | Продолжать учить внимательно рассматривать изображения клоунов, обращая внимание на необычный грим, мимику, костюм; продолжать учить приёмам работы с гуашью при изображении лица клоуна. | Бумага, гуашь, цветные мелки. |
Художник- мультипликатор («Лошарик») | Учить изображать сказочную лошадку из разноцветных шариков с разным положением головы, ног, хвоста. | Бумага, материалы на выбор. |
Художник- иллюстратор («Весёлый Незнайка») | Учить внимательно рассматривать красиво иллюстрированные книги, обращая внимание на то как по – разному изображают одного героя разные художники; учить передавать в образе настроение, мимику. | Бумага, тушь, палочки. |
Художник- архитектор («Цветочный город») | Продолжать учить внимательно рассматривать иллюстрации сказочных домиков; учить самостоятельно создавать свой образ; показать способ изображения. | Бумага, цветные фломастеры, восковые мелки. |
Художник создаёт мебель («Сказочное кресло- трон») | Учить сравнивать обычную мебель с дворцовой или сказочной; учить приёмам лепки и украшения трона. | Цветной пластилин, стеки, материал для украшения. |
Художник создаёт транспорт («Сказочные кареты») | Закреплять знания о разных видах транспорта, обращая особое внимание на красоту карет, их изящную форму и декоративное убранство; учить приёмам изображения сказочного транспорта. | Бумага, цветные фломастеры. |
Художник украшает одежду («Украшение зонтика или веера») | Продолжать учить внимательно рассматривать различные по цветовому оформлению изделия современной промышленности; учить способам украшения середины и каймы. | Бумага, гуашь или другие материалы. |
Художник и музыка («Мы поём хором») | Продолжать учить изображать нескольких людей на листе; учить приёмам изображения поющего человека. | Бумага, уголь или другие материалы. |
Художник- живописец и график («Цветы весны») | Продолжать учить внимательно рассматривать репродукции произведений художников, обращая внимание на то, как художники передают своё отношение к цветам; закреплять навыки рисования мозаичным способом. | Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Обобщающее занятие (Рисование на свободную тему) | Обсуждение экспонатов выставки работ за весь год; закрепление пройденного материала. | Бумага, цветные фломастеры или другие материалы. |
Содержание программы.
Старшая группа.
1 Тематический блок: «Мир природы».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Введение («Царицы – Фауна и Флора») (Коллективная работа) | Закреплять знания об окружающем мире; развивать воображение и творчество; закреплять приёмы работы с маркерами. | Бумага, простой карандаш или фломастеры. |
Образы земли и неба («Образы ночи. Звёздная ночь») | Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции с изображением ночных пейзажей; продолжать учить приёмам работы с красками; приёмам смешивания цветов; показать метод «набрызга» (звёзды). | Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. |
Образы цветов («Комнатные растения») | Закреплять умения внимательно рассматривать растения, обращая внимание на характер стебля, листьев; учить придумывать названия растениям; закреплять умения рисовать с натуры. | Бумага, уголь или фломастеры. |
Образы деревьев («Семья деревьев») | Закреплять умения работы с углём при изображении деревьев; учить показывать в рисунке характер и настроение деревьев. | Бумага, уголь. |
Дары природы («Осенний урожай. Изобилие») | Закреплять знания об окружающем мире; закреплять умения работать в смешанной технике; закреплять умение рисовать с натуры. | Бумага, восковые мелки + акварель. |
Образы природы («Осенний букет») | Закреплять умения работать с различными материалами ( бросовый, природный ); развивать воображение и творческие способности. | Бумага, природный материал, бросовая бумага, маркеры. |
2 Тематический блок: «Мир животных».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Образы подводного мира («Кит – самое большое млекопитающее») | Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции, иллюстрации; закреплять знания об окружающем мире; закреплять умения работать в смешанной технике. | Бумага, восковые мелки + акварель. |
Образы птиц («Птичье семейство») | Закреплять знания о птицах, обращая внимание на многообразие их форм и видов в зависимости от места обитания; закреплять умения отгадывать загадки; закреплять умения работы с графическими материалами. | Бумага, уголь или тушь или гелевые ручки. |
Образы птиц («Петушок золотой гребешок») | Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции, иллюстрации, обращая внимание на форму хвоста, гребешка, на красоту и пластичность птицы; закреплять умения работать с пастелью. | Бумага, пастель или восковые мелки. |
Образы насекомых («Муравьи») | Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации, особое внимание обращая на форму и строение; закреплять умения работать с маркерами. | Бумага, маркеры (чёрный или коричневый). |
Образы диких животных («Семья белых медведей») | Закреплять знания об окружающем мире при рассматривании северных пейзажей и иллюстрации северных животных, закреплять приёмы работы с гуашью; продолжать учить методу «набрызга»(снег). | Бумага, гуашь, кисти. |
Образы земноводных животных («Лягушка – квакушка») | Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и фотографии разных видов лягушек, обращая внимание на форму, строение и цветовое разнообразие; закреплять умение смешивать краски. | Бумага, гуашь, кисти. |
Образы домашних животных («Корова – Бурёнка») | Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на строение, форму, особенности телосложения; показать способы изображения коровы; закреплять умения работы с пастелью. | Бумага тонированная, Пастель. |
Образы домашних животных («Барашки») | Закреплять знания об окружающем мире; показать приёмы работы гелевой ручкой и углём; закреплять умения дополнять свой рисунок деталями согласно замыслу. | Бумага, материал по выбору. |
Образы фантастических животных («Чудо – зверь») | Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и репродукции с фантастическими животными, обращая внимание на то, что образы несуществующих животных формируются на основе знаний о реально существующих; закреплять умения создавать образ из « линии – закорючки ». | Бумага, любой графический материал. |
Образы животных в творчестве художников- анималистов. | Закреплять знания о скульпторах, художниках – анималистах, изображающих животных; закреплять умение работать с натуры. | Пластилин или глина. |
3 Тематический блок: «Мир человека».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Я – художник | Закреплять знания о профессиях, связанных с искусством; закреплять умения рисовать фигуру человека, обращая внимание на соразмерность частей тела, пластичность, настроение. | Бумага, гелевые ручки. |
Моя буква («Главная буква») | Закреплять умение внимательно рассматривать изображения букв в разных книгах, обращая внимание на красоту букв, их украшения; показывать возможные приёмы украшения буквы в стиле «буква-витраж». | Бумага, фломастеры. |
Возраст человека: молодой – старый («Двенадцать месяцев») | Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и репродукции, обращая особое внимание на то, как художники передают возрастные особенности пожилого и молодого человека, на выражение глаз; закреплять умение подбирать фон. | Бумага, тушь, перья. |
Образы времён года в искусстве (Костюм Зимы, Весны, Лета, Осени.) | Закреплять умения внимательно рассматривать живописные женские портреты, обращая внимание на прекрасные платья, костюмы, их форму, цветовое разнообразие; закреплять умения рисовать человеческую фигуру; развивать творческие способности и воображение. | Бумага, материал по выбору. |
Образы времён года в искусстве (Шапка для Зимы, Весны, Лета, Осени) | Закреплять умения внимательно рассматривать головные уборы, обращая внимание на цветовое разнообразие и орнаменты; закреплять умения украшать предметы разными узорами. | Бумага, цветные маркеры. |
Дом для зимы, весны, лета, осени | Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции различных архитектурных построек разных стилей, особое внимание обращая на архитектурные элементы(колонны, арки, крыши, окна); закреплять умения изображать здания, украшая их согласно задуманному. | Бумага, материал по выбору. |
Весенние праздники («Первые цветы») | Закреплять умения внимательно наблюдать за живой природой; закреплять умение рисовать с натуры. | Бумага, материал по выбору. |
Чудо- планета | Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции разных космических кораблей и космических станций, обращая внимание на их конструкцию; внимательно рассматривать космические пейзажи, обращая внимание на выразительность и необычность ландшафта; закреплять умения работать с разными материалами. | Бумага, материал по выбору. |
4 Тематический блок: «Мир искусства».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Любимые сказки («Волшебная палочка») | Закреплять знания детей о сказочных волшебных предметах, помогающих людям в сказках; закреплять умения работать с разной бумагой; закреплять умения украшать предметы разными узорами. | Цветная бумага, бросовая бумага, ножницы, клей. |
Волшебник («Фокусник») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции фокусников, обращая особое внимание на одежду и волшебные предметы; закреплять умения работать с разными материалами. | Материалы на выбор. |
Волшебные предметы | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции разных волшебных предметов, обращая внимание на форму, цветовое разнообразие и орнаменты; закреплять умения работать с разными материалами. | Материалы на выбор. |
Волшебная птица («Золотая птица. Птица Феникс.») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции разных сказочных птиц, обращая внимание на оперение; закреплять умения работать с графическими материалами. | Бумага чёрная или синяя, гуашь или пастель. |
Сказочные герои («Богатыри») | Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции произведений художников, обращая внимание на одежду богатырей их удаль и стать, опираясь на описания богатырей в былинах и в музыке; закреплять умения работать с графическими материалами. | Бумага, уголь, сангина или чёрный маркер. |
Волшебное яйцо («Писанки») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и предметы искусства, обращая внимание на узоры, орнаменты и цветовое разнообразие; показать приёмы украшения писанок. | Бумага, цветные маркеры. |
Сказочные существа («Русалка») | Закреплять знания детей о сказочных героях, живущих в воде, обращая внимание на отличительные особенности; закреплять умения работать в смешанной технике. | Бумага, восковые мелки + акварель. |
Содержание программы.
Подготовительная группа.
1 Тематический блок: «Мир природы».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Введение (Рисунок на свободную тему) | Закреплять умения детей рисовать на свободную тему, правильно используя материалы; развивать память, воображение и творческие способности. | Бумага, фломастеры. |
Образы земли и неба («Лестница в небо. Радуга») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции пейзажей с изображением радуги; закреплять умения смешивать краски. | Бумага, гуашь, кисти, тряпочки. |
Образы деревьев («Деревья, согнувшиеся от ветра») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением деревьев, которые пережили ураган(или др.), чей внешний облик вызывает сострадание; закреплять умение рисовать деревья. | Бумага, графические материалы на выбор. |
Образы цветов («Букет цветов») | Закреплять умения внимательно рассматривать растения (цветы) , обращая внимание на характер стебля соцветия, листьев; закреплять умение изображать цветы и их отличительные особенности. | Бумага, гуашь, кисти, тряпочки. |
Зеркало природы – вода («Отражение») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением пейзажей с водой, обращая внимание на то, что отражение в воде – это перевёрнутый мир; продолжать учить работать в технике монотипии. | Бумага, гуашь или акварель. |
Осенние дары («Каравай хлеба») | Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции картин с изображением хлеба; закреплять знания об окружающем; показать приёмы изображения каравая. | Цветная бумага, ножницы, клей. |
2 Тематический блок: «Мир животных».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Образы птиц («Пеликан») | Закреплять знания детей об окружающем; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и произведения худ.-анималистов, обращая внимание на пластику фигуры; закреплять навыки работы с графическими материалами. | Бумага, уголь. |
Образы насекомых («Букашки-таракашки, жуки, бабочки, стрекозы.») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением различных насекомых, обращая внимание на красоту их окраски и необычное строение; показать способы изображения разных насекомых. | Бумага, тушь, перья или другие графические материалы. |
Образы подводного царства («Рыбы коралловых рифов. Акулы.») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и фотографии с изображением экзотических рыб, обращая внимание на огромное разнообразие цвета и формы; закреплять умение работать в смешанной технике. | Бумага, восковые мелки + акварель. |
Образы домашних животных («Конь-огонь») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции художников с изображением лошадей, обращая внимание на пластику, грациозность, динамичность фигуры; показать приёмы изображения. | Бумага, пастель или фломастеры. |
Образы экзотических животных («Животные Африки») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции животных, обращая внимание на строение их фигур; закреплять умение изображать животных в их естественной среде обитания. | Бумага, материалы по выбору. |
Образы диких животных («Чудо-олени») |
Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции рогатых животных, обращая внимание на строение тела, необычную конструкцию их рогов, на животных в движении; закреплять умение рисовать графическими материалами, используя разные приёмы. | Бумага, уголь или сангина. |
Образы мифологических животных («Ноев ковчег») | Познакомить детей с содержанием библейской истории о Ное; закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации, созданные разными художниками; закреплять умение рисовать в смешанной технике. | Бумага, восковые мелки + акварель. |
Образы животных – символов нового года | Закреплять знания детей об окружающем мире; познакомить с восточным календарём; закреплять умения работать с различной по фактуре бумагой. | Бумага разной фактуры, ножницы, материалы по выбору. |
3 Тематический блок: «Мир человека».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Мои друзья («Парный портрет») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с портретами, обращая внимание на среду, в которой находятся люди, что они держат в руках, какое у них настроение; закреплять умение изображать человека графическими материалами. | Бумага, цветные маркеры. |
Едем в страну Выдумляндию («Фантастический транспорт») | Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации с разными видами транспорта; развивать воображение и творческие способности; закреплять умение работать с графическими материалами. | Бумага, цветные восковые мелки. |
В стране Лилипутии («Я-Великан») | Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации , обращая внимание на контраст, который использует художник-иллюстратор, чтобы подчеркнуть большой рост; продолжать развивать воображение, фантазию и творческие способности; закреплять умение работать с графическими материалами. | Бумага, уголь. |
В стране Великании («Я-гном») | Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации , обращая внимание на контраст, который использует художник-иллюстратор, чтобы подчеркнуть маленький рост; продолжать развивать речевые способности, воображение; закреплять умение работать с графическими материалами. | Бумага, тушь, перья или чёрный маркер. |
Холодное царство («Путешествие а Антарктиду. Пингвины») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции антарктических пейзажей, заснеженных просторов, ледяных пустынь, обращая внимание на обитателей этих мест-пингвинов; закреплять приёмы работы с гуашью. | Бумага, гуашь или другие материалы. |
Тёплое царство («Путешествие в Африку») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с африканскими пейзажами, обращая внимание на образы негритянского населения ( их цвет кожи, необычные причёски, одежду, украшения ); показать приёмы смешивания оранжевой и чёрной красок ( цвет кожи). | Бумага жёлтая или оранжевая, гуашь или пастель. |
Страна улыбок – царство смеха («Контраст тёплых и холодных цветов») | Закреплять знания детей о холодных и тёплых цветах, обращая внимание на то, какое настроение вызывает тот или иной цвет и их сочетание; продолжать развивать воображение и фантазию. | Бумага, материалы на выбор. |
Шахматное королевство («Белое на чёрном, чёрное на белом») | Закреплять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей работать аккуратно с графическими материалами, чтобы передать красоту линии, контраст цвета. | Бумага, тушь и восковой белый мелок. |
Страна чудес («Царство волшебных букв») | Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации, на которых изображены красивые буквы; закреплять умение украшать изображение разными способами; развивать воображение и творческие способности. | Бумага, цветные маркеры. |
4 Тематический блок: «Мир искусства».
Тема | Программное содержание | Материалы |
Пять континентов («Как много в мире стран!») | Закреплять знания детей об окружающем мире, о том, где они живут, какие ещё есть страны и континенты; вызвать интерес к путешествиям; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции красивых мест нашей страны и других стран; закреплять умение работать с графическими материалами. | Бумага, уголь или сангина. |
Русский сувенир («Матрёшка») | Закреплять умение внимательно рассматривать матрёшки, обращая внимание на облик русского сувенира, на используемые цвета и орнаменты; закреплять умение составлять растительные орнаменты, используя знания о русских промыслах. | Бумага, цветные фломастеры или гуашь. |
Путешествие на Африканский континент («Путешествие по Египту. Пирамиды.») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением египетских пирамид, обращая внимание на их форму, монументальность, большие размеры; закреплять знания детей об окружающем мире; закреплять умение рисовать графическими материалами, используя разные приёмы. | Бумага, цветные фломастеры или пастель. |
Путешествие по Азии («Полёт над Кавказскими горами») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением горных пейзажей, обращая внимание на гармонию жилья с природой; закреплять знания детей об окружающем мире. | Бумага, серый и чёрный фломастеры. |
Путешествие на Американский континент («Ребята-индейцы») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением коренных жителей Америки-индейцев, обращая внимание на их одежду, украшения, разрисованные красками лица; закреплять умение отражать настроение героя. | Бумага, материалы на выбор. |
Образы людей разных национальностей («Зарубежные гости. Национальный костюм») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением людей в различных национальных костюмах, обращая внимание на форму и расцветку одежды, их необычные названия; закреплять умение изображать фигуру человека в национальном костюме на фоне характерной природы. | Бумага, фломастеры, пастель. |
Путешествие по берегам Японии («Пагода- сооружение с крылатыми крышами») | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции необычных архитектурных строений, характерных для Японии; учить изображать пагоду в окружении цветущей сакуры и с изображением людей, живущих в Японии; закреплять умение рисовать графическими материалами, используя разные приёмы. | Бумага, пастель, уголь сангина или другие материалы. |
Космическое путешествие («Фантастический город на неведомой планете») | Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации и репродукции художников-фантастов с изображением космических пейзажей и архитектурных строений необычной формы; закреплять умение работать в смешанной технике; развивать воображение и творчество. | Бумага цветная, ножницы фигурные, клей, фломастеры. |
Москва – столица нашей Родины | Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и иллюстрации с изображением разных красивых мест нашего города, обращая внимание на архитектуру городского пейзажа; закреплять умение изображать по памяти, используя все свои знания и умения. | Материалы на выбор. |
Условия реализации программы:
- Занятия проводятся в изостудии;
- В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья, мольберты, магнитная доска, интерактивная доска;
- Уголок экспериментирования с различными материалами;
- Стеллажи с различными художественными ( акварель, гуашь ), графическими ( цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, цветные и гелиевые ручки, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, соус, сепия, тушь ) и конструктивными материалами ( пластилин, глина, различные виды бумаги, природный и бросовый материал);
- Стеллажи с оборудованием ( кисти, баночки, ножницы обычные и фигурные, печати, дыроколы фигурные);
- Библиотека с методической литературой;
- Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом;
- Технические средства: музыкальный центр + аудиокассеты, диски; телевизор; DVD + диски; проектор + слайды;
- Мини - галерея;
- Выставочный комплекс.
Литература:
- Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991.
- Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. М., 2006.
- Левин С.Д. Ваш ребёнок рисует. М., 1980.
- Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.,1996.
- Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.,1995.
- Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1983.
- Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1998.
- «Про всё на свете»: Сборник стихов и загадок. М., 2002.
- Современный словарь-справочник по искусству. М. 1999.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М., 2001.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. М.,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» ОО «Познание» (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа педагога дополнительного образования: Студия творчества "Колобок"
Авторская рабочая программа, реализуемая в рамках дополнительного образования по тестопластике (лепка из соленого теста) : Студия творчества "Колобок"...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2022-2023 уч.г
Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2020-2021 уч.г
Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет 2021-2022 уч.г
Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...
Комментарии
спасибо. итересный материал.
спасибо. итересный материал.
Поет, баюкает метель,
И все вокруг красивым стало:
Принарядилась в праздник ель,
Блестит шампанское в бокалах,
Шары, игрушки, мишура,
И огоньки свечей сияют…
Пусть новогодняя пора
Большое счастье в жизни дарит!
Спасибо! И Вас с новым годом!
Спасибо! И Вас с новым годом!