Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа) по теме

Гилевич Надежда Ивановна

Сентябрь:

Знакомство с палочками Кюизенера.

Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палочкам (предоставить возможность самостоятельно поиграть).

Упражнение: возьми в руку одну белую палочку, а в другую много;

 Игровая деятельность по схеме №1 «Помоги колобку» Цель: учить выкладывать мостик через реку из палочек белого цвета, закрепление белого цвета; развивать координацию рук; закрепить понятие «один-много».

Упражнение: положи колобку одну белую палочку, а петушку много.

Игровая деятельность по схеме №1 Цель: дать детям представление о круге. Показать, что круги могут быть разных размеров (колобок, солнце); учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем; познакомить с понятиями «верху – внизу»;  продолжать учить детей находить много палочек и одну; развивать умение выкладывать из белых палочек по контору фигуру – круг.

Упражнение: положи много палочек на солнце, а одну палочку на колобка; выложи из  белых палочек по контуру солнца круг.

Октябрь:

Игровая деятельность по схеме №1 «Мостик через реку» Цель: познакомить детей с понятиями «длинный – короткий»;

Упражнение: положи такую палочку, чтобы колобок мог перейти через реку, к другу петушку. Аналогичное задание и для петушка. Какой мостик длинный, а какой короче?

Игровая деятельность по схеме №2 «Забор для Маши» Цель: знакомство с розовой палочкой, развивать умение сравнивать по длине; учить чередовать по цвету, развивать зрительное внимание.

Упражнения: возьми в правую руку белую палочку, а в левую розовую, назови их цвет;  посади пассажиров (белая палочка)  в розовый вагон (сколько?).

Игровая деятельность по схеме №2 «Кошки – мышки» Цель: учить детей различать и правильно называть круг и квадрат; развивать логическое мышление – подберите нужную палочку, чтобы спрятать мышку от кошек.

Упражнения: возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка – это число «один». Найди такую же и придвинь их близко к друг другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы такой же длины, какую имеют 2 белые палочки сложенные вместе. Розовая палочка – это число «два», потому что она имеет длину, что и две белые.

 

Ноябрь:

Игровая деятельность по схеме №5 «Для нашей мамы кошки поем мы на дорожке»    Цель: развивать зрительное внимание, моторику. Закрепление цвета.

Упражнения: Составь поезд из розовых палочек. Посади в вагон столько пассажиров (белая палочка обыгрывается, как пассажир), сколько помещается. Сколько пассажиров  в одном вагоне? Сколько в другом вагоне? Как можно сказать про вагоны? Они …. (одинаковые) Почему? Как можно проверить?

Игровая деятельность по схеме № 3 - а «Заюшкина избушка» Цель: учить подбирать нужную палочку по размеру, развивать глазомер, моторику, внимание, интерес. Познакомить с  голубой палочкой.

Упражнение: Составь поезд из голубых палочек. Посади в вагон столько пассажиров (белая палочка обыгрывается, как пассажир), сколько помещается. Сколько пассажиров  в одном вагоне? Сколько в другом вагоне? (пассажиров поровну)  Как можно сказать про вагоны? Они …. (одинаковые) Почему? Как можно проверить?  (Способом приложения). Голубая палочка – это число «три», потому что она имеет длину, что и три белые палочки вместе.

Игровая деятельность по схеме № 3-в Цель: сравнение контрастных по величине квадратов, умение определять и называть «большой квадрат-маленький», сравнение и называние местоположения зайца и лисы (заяц на верху, лиса находится внизу). Учить самостоятельно подбирать нужные палочки для постройки лестницы.

Декабрь:

Упражнение: сделай лестницу из розовой, голубой, белой палочки. Назови какого цвета палочки внизу, на верху, в середине. Построй паровоз из голубой, белой, розовой. Назови палочку впереди, сзади.

Игровая деятельность по схеме «На желтой дорожке угадай, чьи это ножки»                 Цель: развивать умение ориентировать на листе бумаге, зрительный самоконтроль, умение чередовать по цвету и величине.

Упражнения: какая палочка самая маленькая? Покажите голубую палочку, розовую.

                        Назови цвет палочки №1, 2. 3.

                        Покажи не белую и не голубую. Какая? (называют).

Игровая деятельность по схеме «На лесной дорожке зайчишки трусишки: шапки одинаковы, разные штанишки».Цель: учить определять предметы по контрастным признакам (большой - маленький), (день-ночь), (больше, чем); закреплять название цвета палочек; развивать умение выкладывать по образцу.

Упражнения: построй паровоз для зайчишек так, чтобы впереди стоял белый, а сзади розовый вагон. Построй пирамидку из голубой, розовой, белой палочки.

Январь:

Знакомство с красной палочкой.

Упражнение: покажи красную палочку, построй поезд из белой, розовой, голубой, красной. Посади в вагон столько пассажиров (белая палочка обыгрывается, как пассажир), сколько помещается. Сколько пассажиров  в одном вагоне? Сколько в другом вагоне? Сколько пассажиров в белом вагоне, розовом, голубом, красном. Как можно сказать про вагоны? Они… (разные) Почему? А как можно проверить? (способом приложения)

Игровая деятельность по схеме №4 Цель: учить строить прямоугольники по образцу разного цвета и размера и достраивать крышу (треугольник) одинаковую по цвету и размеру палочек, развивать умение выкладывать палочки  по цвето – схеме, учить подбирать палочки по размеру.

Упражнение: я спрятала палочку длиннее голубой. Назови какую палочку я спрятала? (красная) Теперь покажи её.

Игровая деятельность по схеме №5 а Цель: закреплять умение определять и называть цвет и величину предметов; умение выкладывать по образцу.

Упражнение: из четырех знакомых палочек назови и покажи все палочки длиннее (короче).

Февраль:

Знакомство с желтой палочкой.

Упражнение: возьми такую палочку, как у меня в руках.(показывает) Какой цвет? (желтый). Возьмите ещё одну такую же палочку. Какие эти палочки? Они…(одинаковые) Покажи и назови палочку короче желтой?

Игровая деятельность по схеме №5 в «Лестница для петушка» Цель: учить строить лестницу разными способами.

Упражнение: построй поезд из белой, розовой, голубой, красной, жёлтой палочек. Сколько пассажиров можно посадить в белый вагон ( розовый, голубой, красный, желтый)?

Игровая деятельность по схеме № 9 Цель: учить детей выкладывать по образцу сюжет; развивать умение ориентироваться на листе; закрепить желтую палочку, умение строить прямоугольник.

Упражнение: построй для петушка широкую и узкую дорожку из желтой палочки; возьми по одной палочке каждого цвета (5шт), поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости) и от высокой к низкой. Перечисли цвета слева направо и справа налево.

 

 

Март:

Игровая деятельность по схеме № 6 «Помоги пчелке» Цель: учить подбирать палочки в соответствии цвета, числа и величины. Развивать ориентировку на листе бумаги.

Упражнение: отбери палочки одинаково цвета и построй забор для утят, козлят, зверят, (используются маленькие игрушки).

Игра: «Чудесный мешочек». Цель: достать любую палочку, посмотреть и назвать цвет.

Игровая деятельность по схеме № 7 «Зайчишки трусишки». Цель: закреплять навыки работать по схеме.

Игровая деятельность по схеме № 8  Цель: учить работать по сложному образцу, развивать зрительное внимание, умение правильно называть цвета.

 

Апрель:

Упражнение: «Назови число – найди палочку» Цель: ведущий называет число соответствующей палочки. Затем ведущий показывает палочку, а дети называет число, которое оно обозначает.

Игровая деятельность по схеме «Маша и медведь» Цель: учить называть кружки трех величин (большая, поменьше, маленькая), закреплять умение правильно называть цвет, закреплять умение выкладывать по образцу.

Упражнение: построй поезд из желтой, голубой, белой. Какой вагон самый длинный, короткий? Назови цвет вагона с левой стороны, с правой стороны, вагон посередине.

Игровая деятельность по собственному желанию. Цель: закреплять умения и навыки полученные во время совместной деятельности, фантазию; развивать умение ориентироваться на ограниченной поверхности.

Май:

Мониторинг

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "М...

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала ...

«Развитие интеллектуальных умений и познавательных способностей дошкольников посредством дидактического материала - палочки Кюизенера»

Презентация опыта работы с детьми дошкольного возраста с палочками Кюизенера в индивидуальной работе и в НОД....