Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Варенье для Мишки» (конкурс "Педагог года")
план-конспект урока по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красногорский детский сад №3»
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
в средней группе
«Варенье для Мишки»
Образовательная область: познавательное развитие
Выполнила:
Конышева Надежда Васильевна
воспитатель
с. Красногорское
2019г.
Программное содержание.
Цель: Способствовать формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах (Квадрат, круг, прямоугольник, овал);
- Уметь распознавать круг, квадрат, прямоугольник и овал в предметах окружающей обстановки;
- Упражнять в счете в пределах пяти, закреплять умение соотносить цифру «5»количеством предметов;
- Закреплять представление о ритме (закономерности), умение составлять ряд закономерно чередующихся предметов.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, речь детей;
Воспитательные:
- Вызвать у детей положительные эмоции от встречи со сказочным героем и игр с ним;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помочь в трудной ситуации герою.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Маша и медведь», дидактическая игра «Соотнеси количество с цифрой», дидактическая игра «В лес по ягоды», беседа «Чем полезны ягоды», дидактическая игра «Продолжи ритм», дидактическая игра «На что похож предмет», разучивание слов к физминутке «Видишь, бабочка летает».
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми; работа в парах.
Методы и приемы:
- Словесные: беседа, объяснение, вопросы;
- Практические: упражнение «Собери в банку ягоды», упражнение «Выложи мостик»;
- Игровой: дидактическая игра «На что похож предмет».
Оборудование: Ноутбук, экран, елки, корзинка, разноцветные бруски для мостика, пять небольших столов, ленты для речки.
Демонстрационный материал: слайды.
Раздаточный материал: баночки для варенья (одна штука на пару), картинки ягод (черника и малина) по количеству, написанному на баночках для варенья, разные цифры для наклеивания на банки (цифра «5» по количеству банок).
Здоровье сберегающие технологии: Физкультурная минутка.
Структура НОД:
I. Вводная часть - 3 минуты.
1) настроиться на занятие (слова в кругу «Наши умные головки…»)
2) беседа «Мишка заболел»;
3) проблемная ситуация «Как помочь больному Мишке»;
II. Основная часть - 15 минут.
1) дидактическое упражнение «Сварим варенье для Мишки»;
2) проблемная ситуация «Где взять ягоды для варенья?»;
3) обсуждение «Сколько ягод в банке»
4) проблемная ситуация «Как перебраться через речку»
5) дидактическая игра «Построим мостик»
6) физическая минутка;
7) дидактическая игра «Наведем порядок в домике Мишки»
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
1) рассказ детей «Как они добирались до Мишки»;
2) беседа с детьми о том, что понравилось, а что не очень; все ли у них получилось.
Ход НОД:
Дети вместе с воспитателем заходят в зал.
Воспитатель:
Сегодня нас ждёт много интересного. Но, сначала я предлагаю вам вместе вспомнить слова.
Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут трогать, глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.
Слайд 1(Мишка спит в своем домике)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это?
Дети: Медведь из мультфильма «Маша и медведь».
Воспитатель: А что же с ним произошло?
Дети: Мишка заболел.
Воспитатель: Да, Мишка заболел. За ним некому ухаживать. Маша к нему не ходит. Что же делать?
Дети: Нужно ему помочь.
Воспитатель: А как мы можем ему помочь?
Дети: Принести лекарства, накормить фруктами, дать витамины, сварить варенье…
Воспитатель: А почему варенье?
Дети: Потому что варенье будет из ягод, а ягоды полезные.
Воспитатель: Я с вами согласна. Мишка поест наше варенье и выздоровеет.
Воспитатель: А из каких ягод можно варить варенье?
Дети: Малина, клубника, черника, земляника…
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в ягодах много витаминов.
Воспитатель: Я предлагаю вам сварить малиново-черничное варенье. В нем «дружат» черника и малина.
Воспитатель: У вас на груди прилеплены ягоды. Какие?
Дети: Черника, малина.
Воспитатель: Вы тоже будете дружить. У кого на груди черника найдите себе малинку и встаньте с ними в пару.
Дети делятся на пары. Подходят парами к столам, на которых стоят баночки с наклейками.
Воспитатель: Посмотрите, что это?
Дети: Баночки.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего они?
Дети: Для варенья.
Воспитатель: Смотрите, на них что-то написано.
Дети рассматривают банки.
Воспитатель: Ребята это рецепт приготовления варенья. Что нужно положить в вашу баночку, Рустам?
- 2 малины и 3 черники.
Воспитатель: А в вашу, Вика?
- 4 малины и 1 чернику.
Спросить каждого.
Воспитатель: А где же можно набрать ягод?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Пойдем в лес?
Дети: Да.
Дети подходят к полянке.
Воспитатель: Какие ягоды вы здесь видите?
Дети: Малину и чернику.
Воспитатель: Скажи мне, Юля, какие ягоды ты будешь собирать?
- Чернику.
Воспитатель: Почему?
- Потому что у меня на груди ягода черника.
Спросить у каждого.
Воспитатель: Ну, что ж, давайте соберем ягоды.
Дети собирают. Потом за столами разбирают.
Воспитатель: Вика, сколько у вас получилось ягод всего?
- Пять.
- Юля, сколько у вас ягод получилось в банке?
- Пять ягод.
- А у вас, Лиза?
- Пять ягод.
- Все в банку положили разное количество малины и черники, но у всех получилось по пять ягод. По сколько у вас у всех ягод?
Дети: По пять. Одинаково.
Воспитатель: Ребята, а чтобы Мишка не забыл, сколько ягод в банке, что нужно сделать?
Дети: Написать цифру.
Воспитатель: Правильно. Вот здесь найдите нужную цифру и прикрепите ее к баночке. (Воспитатель дает детям цифры, они находят из разных цифр нужные и приклеивают их)
Воспитатель: Какую цифру вы приклеили к баночке?
Дети: Пять.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в баночке пять ягод.
Воспитатель: Молодцы, сделали все правильно.
Банки с вареньем складывают в корзинку и забирают с собой.
Воспитатель: Вот сколько банок варенья мы сварили вместе с вами. Мишка будет очень рад. Пошли к нему.
По пути попадается речка.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это.
Дети: Речка.
Воспитатель: А как вы думаете, как мы через нее перейдем?
Дети: Нужно построить мостик.
Воспитатель: А из чего можно построить мостик?
Дети: Из палок, из досок, из жердей…
Возле «речки» лежат «досочки» трех цветов.
Воспитатель: Смотрите, а тут лежат дощечки. Они разного цвета. Как вы думаете, как можно их разложить?
Дети предлагают.
Воспитатель: Послушайте внимательно. Чтобы мостик был крепким, досочки нужно сложить в определенной последовательности. Сначала положим доску желтого цвета, потом синего, потом зеленого. Теперь, снова желтого. Доска какого цвета будет дальше?
Дети: Синего
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что за желтым цветом идет доска синего цвета.
Дети сами раскладывают доски.
Воспитатель: Посмотрите, доски лежат друг за другом в определенном порядке, который повторяется (то есть в определенном ритме). Вот какой крепкий получился у нас мостик, теперь мы перейдем по нему.
Дети с воспитателем переходят через речку.
Воспитатель: Ребята, наверно, вы устали очень. Давайте отдохнем.
Физминутка.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
А в лесу растёт клубника,
И малина, и черника.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
Нагулялись мы в лесу.
Корзинку с вареньем Мишке понесем.
(Ходьба на месте.)
Слайд «Беспорядок в домике Мишки»
Воспитатель: Вот мы добрались до Мишкиного домика. А что же здесь?
Дети: Беспорядок.
Воспитатель: Сможем мы зайти в домик?
Дети: Нет. Здесь все раскидано, не сможем пройти.
Воспитатель: Мишка болеет, давно не прибирался. А что же делать?
Дети: Нужно все тут прибрать.
Воспитатель: Как тут много предметов лежит. На какие геометрические фигуры они похожи?
Дети: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник .
На слайде появляется шкаф с полочками, обозначенными неометрическими фигурами.
Воспитатель: Давайте мы приберем тут все. Разложим по полочкам. На верхнюю полку нужно положить предметы квадратной формы, на полку пониже – предметы круглой формы, еще ниже – предметы овальной формы, и на самую нижнюю – предметы прямоугольной формы.
Воспитатель: А какие предметы похожи на квадрат?
Дети: Часы, картина, коробка.
Воспитатель: На какую полку мы их поставим?
Дети: На верхнюю.
Воспитатель: Давайте проверим.
(Проверяют на слайде: предметы перемещаются на верхнюю полку).
Воспитатель: А какие предметы круглой формы?
Дети: Пуговица, арбуз, яблоко.
Воспитатель: Их мы куда поставим?
Дети: На полку пониже.
(Проверяют на слайде: предметы перемещаются на полку пониже).
Также проверяются овальные предметы и прямоугольные.
Слайд «Порядок в домике Мишки. Все разложено по полочкам».
Воспитатель: Посмотрите, у нас все разложено по полочкам. На верхней полочке предметы какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: На полке пониже предметы какой формы?
Дети: Квадратной (далее овальной и прямоугольной формы)
Воспитатель: В домике теперь порядок.
Слайд «Мишка сидит больной»
Воспитатель: Здравствуй, Мишка, мы с ребятами долго до тебя добирались. Мы принесли тебе варенье, чтобы ты выздоровел.
Передают варенье.
Слайд «Мишка радостный в домике и рядом корзина с баночками варенья»
Воспитатель: Ребята, давайте мы Мишке расскажем, как мы до него добирались. Что мы делали?
Дети: Мостик строили, варенье варили, порядок у тебя в домике навели.
Воспитатель: Вы, ребятки, молодцы. Справились со всеми заданиями. Трудно было добираться до домика Мишки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Все справились с заданиями. Кому было сложно?
Дети высказываются.
Воспитатель: Медведь очень обрадовался вашему гостинцу. Обязательно поправится, когда его попробует. И за порядок в домике «спасибо» говорит.
Слайд «Мишка рядом с домиком, машет детям»
Дети прощаются с Мишкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему: «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...
КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»
ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
тема: «В гости к лисичке»....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в гости к Мишке»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в гости к Мишке»...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе"Зайка в гостях у Мишки"
Конспект по ФЭМП в средней группе по УМК "От рождения до школы". Крнспект содержит материал по закреплению счета в пределах 5, названий геометрических фигур(куб, шар, цилиндр), а также закрепления зна...