Развивающие игры в развитии детей
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая группа)

Дерунова Елена Александровна

Опыт применения развивающих игр, польза их использования, развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей, виды игр, уровни развития детей по отношению к развивающим играм, формы организации детской деятельности, познавательная деятельность детей в разных  возрастных периодах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мне учиться очень нравится.                        Всюду можно услыхать:

Отвечать я не боюсь.                                «Раз, два, три, четыре, пять!»

Я могу с задачей справиться,                 Раз, два, три, четыре, пять,

Потому что не ленюсь.                                Шесть, семь, восемь, девять,

И прекрасна и сильна                                десять.

Математика – страна!                                Можно всё пересчитать,

Тут везде идет работа,                                Сосчитать, измерить, взвесить.

Все подсчитывают что-то,                        Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьёв,                         Раз, два, три, четыре, пять

Сколько пальцев на руках,                         Все могу пересчитать!

Сколько в садике скамеек,                        Математика повсюду.

Сколько в пятачке копеек.                        Глазом только поведешь

У стола четыре ножки,                                И примеров разных уйму

Пять котят у нашей кошки,                         Ты вокруг себя найдешь.

        Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

        Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.

        Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления ребенка дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.

        Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если соблюдать принцип высокого уровня трудности.  Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им  преодолены, то развитие способностей идет слабо и вяло. Значительное влияние на психическое развитие оказывают и продуктивные виды деятельности. Большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

        Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и впоследствии возрастает только в первые три года школьного обучения. Развитие творчества не происходит само собой, требует создания определенных и психологических условий.

        Обучение лучше осуществлять в естественном и самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют, потому что им нравится сам игровой процесс. Очень хорошо, когда игру дополняет сказка.

        Когда я начинаю работать с детьми младшей группы, очень заметно, что у маленьких детей плохо развита мелкая моторика рук и из-за этого плохая речь. Ученые, изучающие деятельность детского головного мозга, психики детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от тонких движений пальчиков рук. Поэтому мы стараемся дать детям большую нагрузку на руки в разнообразных занятиях. Это и активные упражнения – пальчиковая гимнастика, застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, мелкое конструирование, перекладывание пуговок, палочек, карандашей. Мы делаем много аппликаций, оригами, рисуем, лепим. И для того, чтобы на других занятиях пальчики работали как можно больше – мы стараемся применять различные виды развивающих игр. Сначала – счетные палочки, затем – цветные палочки Кьюизенера и логические блоки Дьенеша, различные игры, направленные  на развитие  сенсорных способностей малышей, игры, применяемые в изодеятельности и т.д.

        В содержательных играх, на занятиях мы стараемся способствовать развитию у детей:

- интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.;

- произвольного внимания, умения использовать приёмы мнемотехники;

- способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и других;

- стремления к творческому процессу познания и выполнения строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной и содержательной деятельности.

        Подчеркивая роль игры в развитии дошкольника, С.Л.Рубинштейн писал:  «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре он получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка». Характерной особенностью нашего времени является повышение роли игры в различных сферах жизни деятельности человека. Игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации .Процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения ребенка  культуру и присвоения им доступного содержания культурного опыта в субъективной роли  в разных видах детской деятельности, общения и познания. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, самореализацией личности и взаимодействия с людьми.

        Игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность

Ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов.

Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации. Изучение игры показывает, что она заключает в себе мощные механизмы  социокультурного развития ребенка. Игровой опыт входит в систему формирующего социального личного опыта ребенка. В

 играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Многообразные символические особенности детской субкультуры – возрастная лексика, временные представления, возрастные стереотипы поведения, ценности и признаки детской общности – наиболее полно проявляются в игровой сфере. Способность к импровизации, оригинальность игровых замыслов, вариативность игрового поведения, живость и эмоциональность общения в процессе игры образуют комплекс личностных качеств, которые востребованы в детской субкультуре и обеспечивают его обладателю признание и успех в среде сверстников.

        Работе с детьми необходимо придать развивающую направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми  содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило, практические виды деятельности,  доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.

        Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры (как индивидуальные, так и коллективные) и многое другое способствует развитию у детей гибкости мышления, умения создавать  образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка (конец 80-х – начало 90-х годов ХХстолетия). В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.

        Развивающие математические игры, согласно общей классификации игр, предложенной П.И.Пидкасистым и Ж.С.Хайдаровым, относятся к интеллектуальным, искусственным, результативным, абстрактным (или символическим). Они характеризуются большой умственной активностью, являются своеобразным интеллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве средства игрового обучения детей и взрослых.. К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающей и доступной ребенку-дошкольнику деятельности, исследователи обычно относят следующее – соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения. Внешне игра представлена цепочкой действий, выполняемых для удовольствия (передвижение фишек, перекладывание кубиков с целью сооружения из них построек, узора, конструкции и т.д.). Каждое из этих действий по своей сути сходно с  «игрой

заданием». Исследователь детской игры С.А.Шмаков особо выделяет развлекательную функцию развивающей игры. Он считает, что развлечение в подобных играх и есть поиск. Игровые действия осуществляются на основе точно сформулированных правил. При этом их нарушение или недостаточное умственное усилие ведут к проигрышу. В самом процессе достижения результата не обойтись без проявления творчества. Направленность игр на развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, абстрагирования требуют от играющего высокого уровня интеллектуальной активности.

        В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т.д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и другие. Каждая из развивающих игр, - как правило, модель действительности. Раскодирование заданного в игре         означает успешное самовыражение личности, проверку своих возможностей, участие в своего рода интеллектуальном  тренинге. Качества личности(самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.

        По способу осуществляемого изменения игры делят на 2 группы: Комбинационные – в процессе выполнения игровых действий меняется взаимное расположение элементов игры, но не меняется внешняя форма игрового устройства: шашки, кубик Рубика, пирамидка, игровой квадрат Воскобовича и др.

Конфигурационные -  в них изменяется форма игрового устройства при частичном изменении взаимного расположения элементов: Кубики для всех,  Уникуб, Сложи узор, Танграм,  Играем всей семьей и др. При этом начальной формой игрового устройства в играх «Кубики для всех» (логические кубики) надо считать составленный из элементов куб; в играх «Сложи узор»  и «Уникуб» - один из узоров; в игре-головоломке «Танграм» - уложенный в коробочку для игру комплект; в игре «Играем всей семьей» - построенный из элементов игры параллелепипед.

        В силу ряда причин развиваюшие игры особо важны для развития и воспитания дошкольников, нежели для детей более старшего возраста. Как известно, дошкольнику свойственно познавать мир, исследуя его. В развивающих играх как раз и имеет место быстрая смена цели и направленности  действий, что влечет изменчивость реакций ребенка. Подобные игры следуют за исследовательским поведением ребенка. Интенсивное овладение умственными операциями, логическими приемами мышления, свойственное дошкольнику (на предметном уровне), находит свое отражение в играх. Умственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное. В развивающей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

        В развивающих играх создаются благоприятные условия для реализации потребности ребенка-дошкольника в творческих проявлениях (креативности). Современные отечественные психологи В.В.Давыдов и  В.Т.Кудрявцев утверждают, что до освоения знаний на теоретическом уровне ребенок воссоздает образ действительности на основе воображения». Успешное освоение мира ребенком осуществляется, если он делает это «с позиций игры, сказки, сквозь призму опыта собственного ,,свободного фантазирования».

        В развивающих играх для маленьких детей имеет место как воспроизводящая деятельность, так и творческая. Приобщение детей к активной воспроизводящей деятельности по моделям, рисункам, алгоритмам подводит их к творческой активности. Разнообразие развивающих  игр по структуре, направленности обеспечивает развитие креативности. Игры различаются, как правило, по внешним признакам, но каждая из них моделирует творческий процесс. Например, игры  «Пентамино» и «Кубики для всех» представлены структурно элементами разной конфигурации: в первой игре – плоскими, во второй – объемными. В этом их отличие. Реализация цели (получение результата) достигается в процессе активного поиска способов соединения элементов (комбинирования) с частичным использованием предметного образца, модели или без них.

        ЦЕЛЬ применения развивающих игр: в них реализуется потребность детей к получению  материально выраженного результата в виде схематичного рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур, их сочетания и т.д. Ряд практических действий и мыслительных операций, которые ребенок осуществляет по определенному алгоритму с целью достижения результата, контролируется и оценивается им самим. Эффективность зависит от освоения этих важных умений. Ребенку в процессе игры удобно осуществлять  как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата.

        Дети дошкольного возраста активны в проявлении познавательной самостоятельности (стремление и умение познавать), самостоятельности мышления (осуществление результативных мыслительных операций). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, способности к комбинированию, выбору вариативного или единственно правильного решения, развивающие игры стимулируют проявление детьми самостоятельности. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного  взаимодействия ребенка со взрослым, другими детьми.

        Освоение разнообразных развивающих игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания. Разные дети могут находиться на высоком, среднем или низком уровне освоения одной и той же игры. Все развивающие игры многовариантны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности.

        Развивающие игры, как правило, относят к интеллектуально-творческим. Развивающей математической игре свойственно последовательное изменение изначально заданной конструкции в результате пошаговой трансформации, воссоздания, комбинаторики и т.д. Это одно из её отличий от традиционной дидактической игры математического содержания. Попытка их классифицировать дает возможность выделять в качестве оснований: структуру и вид игрового устройства, особенности  действий, которые необходимо произвести с целью достижения результата, влияние на развитие тех или иных способностей, специфику хода мыслительного процесса играющего  и т.д.

        По направленности влияния на развитие ребенка и соответственно специфике производимых играющими  действий можно выделить следующий группы игр:

        Игры на плоскостное и объемное моделирование. К ним относятся очень распространенные и рассматриваемые как одно из средств сенсорного

Развития детей игры типа «Составь картинку (фигуру)». Силуэт, постройка,

Картинка моделируются как на плоскости, так и в трехмерном пространстве.

К таким играм относятся: Сложи квадрат, Сложи узор, Уникуб, Куб-хамелеон, Уголки, Кубики для всех, Танграм, Сфинкс, Пентамино, Волшебный круг, Играем всей семьей, игры Воскобовича: Прозрачный квадрат, Цифра-конструктор, Чудо-крестики, Чудо-соты и др. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве и на плоскости, проявляя настойчивость и смекалку.

        Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование).К ним относятся геометрические головоломки – из спичек и счетных палочек, на построение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Разнообразные игрушки-трансформеры: Цветок лотоса, Объемная мозаика-конструктор для взрослых и детей (шар), Кубик для путешественников (автор И.Новичкова), Квадрат и Змейка В.Воскобовича и др. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

        Игры на комбинаторику, передвижения, замену мест: Четыре по четыре, Паркеты, Игра в 15, многочисленные головоломки, Цветное панно. Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору

 рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение  принимать правильное решение.

        Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам. В этих играх используется дидактическое пособие Логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кьюизенера и наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения логическх правил, последовательности действий.

        Интерес педагогов, психологов, родителей к развивающим играм связан с повышением внимания к интеллектуально-творческому и личностному развитию ребенка, обеспечению его занятости, взросления.

        Разнообразные игры структурно включаются в развивающую среду, становятся её естественным фоном. Создаются игротеки с набором игр разной степени сложности. Одно из требований к её организации – одновременное наличие игр, способствуюших развитию умений сравнивать, воссоздавать, изменять, варьировать, упорядочивать, классифицировать и т.д. Это обеспечивает выбор ребенком той игры, которая интересует его, разноплановость развивающего воздействия. Используя игротеку, взрослые помогают ребенку организовать познавательную и творческую деятельность, увлечься ею, вступить в диалог со сверстниками или педагогом, максимально реализовать себя в игре.

        Игры являются одним из средств организации и развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей: РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СТАВИТЬ ЦЕЛЬ И СЛЕДОВАТЬ ЕЙ, ДЕЙСТВОВАТЬПУТЕМ ОСМЫСЛЕНИЯ И ПОИСКА ВЕРНЫХ ХОДОВ, ОЦЕНИВАТЬ ПУТЬ ПОИСКА РЕШЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТ В ЦЕЛОМ.

        В результате освоения игр у детей совершенствуется логико-математический опыт (Л.Кларина). Основными показателями этого является активное освоение детьми средств познания: сенсорных эталонов (формы, цвета, размеров, величины), эталонов мер, умений создавать образ, знаков и символов, речи;  а также овладение способами познания: самонаблюдением, начальными навыками логического мышления  и умением обследовать предметы, экспериментированием, классификацией, счетом и измерением, сравнением и сопоставлением.

        Именно преобразовательная направленность деятельности ребенка (было-стало) в развивающих математических играх поддерживает интерес к ним – к моделированию, наглядному отображению результатов. В силу этого игры очень притягательны и уместны в детской среде.

        По результатам наблюдений за детьми можно выделить три группы детей на основе их отношения к новым сложным развивающим играм, умения включаться в поисковую деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать результат и оценивать его. Естественно отличие одной группы детей от другой по степени проявления  самостоятельности и  инициативности, креативности, умению объяснить идею и ход решения игровой задачи.

        К повышенному уровню развития относятся дети 5-6 лет, которые быстро ориентируются в материале (кубиках, блоках, игровом поле и фишках, целостной конструкции игры) и сразу начинают размышлять о способе достижения результата, характеризуя его сразу, еще на стадии ориентировочного действия. Они свободно высказываются по поводу игры (как можно играть, что узнать, нравится или нет, интересная и чем). Даже при отсутствии дополнительной информации от взрослого о способе поиска решения дети самостоятельно находят решение, проявляя при этом творческое отношение к игровому процессу. По мнению В.В.Давыдова, эти дети с целью решения игровой задачи осуществляют «преобразовательные мысленно-практические действия».

        К среднему уровню развития детей относятся дети 5-6 лет, которые сначала активно включаются в обдумывание хода решения игровой задачи, но результат не проектируют. В основном они интересуются процессом (как? Из  чего?). При переходе к практическим действиям у детей наблюдается некоторая торопливость (спешка). Высказывания ребенка об игре и ходе решения игровой задачи несколько отрывочны, разрозненны. Ребенок получает результат, проявляя элементы творчества, но он гораздо проще, обыденнее в сравнении с результатом, полученным у детей повышенного уровня развития.

        Детям 5-6 лет со сниженным уровнем развития свойственно кратковременное обдумывание, схематичные высказывания (труднопонимаемые), отсутствует стремление к получению результата, обилие практических малорезультативных действий, и результат, как правило, не соответствует возможностям игры.

        Однако повышение развивающего воздействия игр на развитие личности ребенка возможно при соблюдении ряда условий:

        Так, следует предлагать детям:

        - игры, соответствующие уровню развития ребенка, затем – несколько выше его возможностей. Таким образом,  возможно наиболее эффективно стимулировать проявление самостоятельности и инициативности, активизировать деятельность воображения.

         - игры, ориентированные на освоение средств и способов познания, обеспечение переноса; на обогащение опыта самостоятельной деятельности играющего, в котором сохраняется и накапливается «опыт воображения». При этом целесообразно использовать разнообразные приемы, направленные на повышение интереса ребенка к игре, создавать ситуацию ожидания возможности проявить себя в игре. Необходимо доверять ребенку выбор игры в условиях детского сада и семьи, приобретения её в магазине, выбор в книге с целью её изготовления.

        Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа,

 проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность. Одним из условий повышения развивающего воздействия является оказание ребенку помощи в организации его мыслительной деятельности. Сообщив ему названия игры и правила, возможный результат (все это обсуждается при активном участии играющего), следует предложить ребенку подумать о том, как играть в игру.

        Эффективен прием условного деления всего процесса решения игровой задачи на 3 этапа: Думай! (о чем? Как?); Делай! (Как?); Получай результат! (Какой?). Разговор взрослого с ребенком о том, что значит «думать», помогает направить мысль ребенка на активизацию своего опыта подобных игр, оживление ассоциаций, создание образов. Это придает гибкость  мыслительному процессу, помогает спланировать путь достижения результата. На этом этапе у ребенка появляется «идея» решения.

        Следующий этап продвижения игровой задачи по пути её решения – практический поиск решения. Что делать? Раскладывать, измерять, соотносить, составлять, изменять – или придумывать что-то новое, интересное, неизвестное. Идет процесс освоения, состоящий из целенаправленных поисковых действий.

        Диалог взрослого и ребенка способствует выбору правильного пути решения, отказу от неверных ходов, запоминанию ошибочных действий и недопустимости их повторов, переключению внимания ребенка на поиск иных способов реализации замысла, различных нестандартных решений. При этом играющий самостоятельно продолжает выдвигать гипотезы, осуществлять действия, оценивать результат, значимость в продвижении к конечной цели или безрезультативность. Активен в этой деятельности ребенок, а не взрослый.

        И, наконец, - получение результата. Ребенок сам оценивает его: это и результат его длительного поиска, и использование какой-либо подсказки (схема, алгоритм, образец) и помощь сверстника, который догадался, как прийти к результату.

        Необходимо избегать превращения игровой деятельности в учебную. Исследователь современных детских игр С.А.Шмаков эту мысль выразил так: «Дидактизировать игру трудно, ибо дети практически всегда сами ставят себе в играх цели, сами выбирают средства и способы их осуществления, сами вырабатывают игровые действия, опираясь на условные правила, что поддерживает их бесконечное творчество, помогает занимать в жизни более высокие позиции, чем в обыденной жизни».

        В контексте других видов деятельности детей (художественной, экологически направленной, трудовой, музыкальной) развивающие математические игры могут быть использованы с целью активизации мыслительных процессов, эмоционального насыщения деятельности познания и отражения.

                                                

        Формы организации детской познавательной деятельности могут быть следующие:

  1. Повседневная детская деятельность: бытовая, игровая, трудовая, конструктивная и др. В ходе  практических действий, сопровождаемых разговором  со взрослыми, дети приобретают первичные счетные умения, учатся различать и называть разные предметы, геометрические фигуры, формы предметов, ориентироваться в пространстве, времени и на плоскости. Они  запоминают стихи, загадки, занимательные задачи и используют их в     самостоятельных играх.
  2. Самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей в игротеке, в которой собраны различные познавательные игры, интересные и доступные детям, привлекающие их внимание своей занимательностью. Организуются как совместные с педагогом, так и индивидуальные, самостоятельные игры. Проявив заинтересованность, ребенок активно включается в игру, увлекается ей, получает результат (составляет фигуру, силуэт, узор), что стимулирует дальнейшее заинтересованное отношение к познанию.
  3. Специально планируемые игры-занятия, которые проводит воспитатель. Занятия носят развивающий характер, в них участвуют дети по подгруппам. На основе анализа процесса освоения содержания конструируются следующие занятия.
  4. Игры и упражнения, организуемые педагогом на основе данных о ходе математического развития детей. Они включают то содержание, которое было недостаточно усвоено детьми, когда требуются дополнительное практикование, углубление и систематизация представлений.
  5. Игровые занятия, которые насыщены интересным содержанием, творческими задачами. По построению и организации это увлекательные путешествия в волшебные страны, города и сказки.

 Игровые занятия включают в себя познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей умения воспринимать, запоминать, получать результат; понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, считать, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

В каждом возрасте познавательная деятельность детей имеет свои

 отличительные черты:

- мышление детей от 2 до 3 лет носит наглядно-действенный характер. Основной формой формой познавательной деятельности для них является предметно-манипулятивная игра. Малыши, играя, манипулируют различными вкладышами, практически соотнося их по цвету и размеру. При этом развивается, совершенствуется глазомер, тонкая пальцевая моторика. Взрослый в таких играх комментирует действия ребенка, используя слова, обозначающие цвет, форму, размер предметов, их количество и пространственное расположение. Малыши больше «думают руками», практическими действиями.

- мышление детей 3-4 лет позволяет им использовать речь, называть знакомые предметы, выделять те отдельные признаки предметов, на которые раньше обращали его внимание взрослые. Дети, играя, используют прилагательные со значением цвета, формы, размера, но характерными для их мышления остаются «практические пробы» руками.

- «почемучки» - дети от 4 до 5 лет выходят в своем мышлении за пределы воспринимаемого мира, могут представить то, чего никогда не видели. В их речи появляются слова «сегодня, вчера, сначала, потом» - а это значит, что малыши уже ощущают себя в протяженном во времени мире. От проб  и думания «руками» они переходят постепенно к использованию  «мысленных проб».

- мышление детей от 5 до 6 лет – делает поворот к поиску закономерностей, лежащих «в основе мира», появляется интерес к упорядоченным системам, их преобразованию. Дети этого возраста любят, играя, действуя с пособиями, сравнивать, размышлять. Категория числа для них становится естественной необходимостью. В их практические пробы все больше включаются пробы мысленные.

- «интеллектуальная зрелость» для возраста 6-7 лет – это способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, способность доказывать, аргументировать свое мнение. Дети  этого возраста придумывают сами новые варианты игр и заданий логико-математического характера. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и развивающие игры для развития внимания детей.

Дидактические и развивающие игры для развития внимания дошкольника....

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Развивающие игры (по развитию речи) для детей старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно - двигательного аппарата

При помощи данного  материала учить детей слушать и слышать звуки, развивать внимание...

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей д...

"Развивающие игры для развития познавательных способностей детей

В данной статье я хочу обратить ваше внимание на игры с палочками Кюизенера, которые активно используются детьми нашей группы....

Развивающие игры в развитии детей дошкольного возраста

Конспект родительского собрания на тему "Развивающие игры в развитии детей дошкольного возраста"...

Программа «Играй-ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) (часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений)

1.1Актуальность ПрограммыКак правильно подготовить ребенка к школьному обучению?Многие взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не га...