Развивающие игры (по развитию речи) для детей старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно - двигательного аппарата
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
При помощи данного материала учить детей слушать и слышать звуки, развивать внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_razvitiyu_rechi.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
ПО
Цель: учить детей слушать и слышать звуки. Развитие внимания.
«БОЛЬШОЕ УХО»
В эту игру можно играть в любом месте и в любое время. Все мы помним мультфильм про инопланетянина Большое ухо, который любил слушать окружающие звуки. Предложите ребенку остановиться, закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Голоса птиц, шум машин, шаги людей, капающую воду? Какие звуки дальше, а какие ближе? Слышит ли он собственное дыхание? Если тихое место, предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?
«ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО»
Игра на развитие внимания. Предложите ребенку выполнять ваши задания – несложные физические упражнения, но только в том случае, если при обращении к нему прозвучит вежливое слово «пожалуйста». Например: «лена, брось мне мячик, пожалуйста!», «Лена, встань на стул!» Задания должны следовать одно за другим, просьба без вежливого слова должна звучать неожиданно.
«КТО ЛЕТАЕТ?»
Игра на развитие внимания. Вы называете словосочетания с разными объектами, которые могут или не могут летать. Например: самолет летает, птица летает, бабочка летает. Называя объект, вы поднимаете руку вверх. Ребенок должен повторить ваш жест в том случае, если названный объект действительно способен летать. Неожиданно вы называете то, что летать не может, тем не менее, поднимая руку. В этом случае ребенок руку поднимать не должен. Если ребенок ошибся и по инерции поднял руку, он проигрывает. Если слушал внимательно, вы меняетесь ролями.
«ЭХО»
Расскажите ребенку о таком интересном акустическом явлении как эхо. По возможности, объясните откуда берется эхо (когда мы говорим, то производим колебания воздуха, которые, отражаясь от предметов, возвращаются к нам, повторяя звук). Продемонстрируйте эхо в помещении с хорошей акустикой. А затем предложите поиграть в эхо. Пусть ребенок отойдет в противоположный конец комнаты и станет к вам спиной. Он будет изображать эхо. Вы будете произносить слова, то негромко, то громко и отчетливо. А ребенок пусть повторяет их за вами, соответственно тихо или громко. Затем поменяйтесь ролями.
«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
В эту игру можно играть с группой детей. Дети садятся в круг. Тихо прошепчите на ухо первому ребенку какую-либо фразу, так, чтобы слышал только он. Ребенок должен также на ухо прошептать эту фразу соседу, повторив ее слово в слово. Тот передает ее таким же образом следующему соседу. Переспрашивать фразу и повторять дважды нельзя. Последний в круге должен произнести фразу громко в слух. Как она изменилась? Кто первый произнес ее в таком виде?
«ДОБАВЬ СЛОВО»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком, а можно с группой детей. Один из играющих (вы или ребенок) начинает фразу, например: «На елке висели разные игрушки: шары, …» Вы должны повторить название последнего предмета и дополнить фразу еще одним словом. Следующий участник добавляет еще одно и т.д.
«КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ СЛОВА»
Поочередно перебрасывайтесь с ребенком мячом, каждый раз называя новое слово. Заранее договоритесь, что после каждого длинного слова должно следовать короткое: сон – самолет – конь – экскаватор – дым – информация. Не бойтесь называть новые длинные слова, объясняйте ребенку их значение. Можете усложнить задания, называя слова на определенную тему.
Цель: определение звукового состава слова
«ВОЛШЕБНИК»
Дайте ребенку в руки красочную указку. Пусть это будет волшебная палочка. Ребенок – волшебник, которого окружает множество заколдованных предметов, забывших свое название. Расколдовать их можно прикоснувшись к каждому волшебной палочкой и четко произнеся называющее их слово. Сначала называйте предметы вместе с ребенком, четко произнося слова и вслушиваясь в их звучание. Дальше пусть сам ребенок называет разные предметы обстановки, четко проговаривая звуки.
«ИГРАЕМ В ЗВУКИ»
Выберите какой – либо звук, и оглядевшись вокруг, посоревнуйтесь с детьми, кто больше назовет предметов, названия которых начинается с этого звука.
«ИГРА В СЛОВА»
Вы по очереди называете слова, при этом каждое новое слово должно начинаться с последнего звука предшествующего слова. Чтобы играть было веселее, можно перебрасывать друг другу мяч, называя новое слово. Можно также играть в эту игру, используя кубики с изображением названных предметов, или предметные картинки, раскладывая их в соответствующей последовательности.
«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»
Вы произносите четко и ясно разные слова. Задача ребенка внимательно их слушать и выполнять следующие задания:
Найти одинаковый звук, который есть во всех этих словах: рыба, мороз, краб (р).
Определить, с какого звука начинаются следующие слова: дым, дорога, Данил? (д).
«ПРИДУМАЙ СЛОВА»
Предложите ребенку придумать слова, в которых соответствующий звук находился бы:
а) в начале,
б) в середине,
в) в конце слова.
Например, звук о:
а) облако, оса, остров,
б) столица, работа, крошка,
в) дело, сено, лето.
«ПОТЕРЯННЫЙ ЗВУК»
Поочередно показывая ребенку картинки с изображением предметов и животных. Показывая ребенку картинки, называйте предметы неправильно, теряя начальный звук: « Это …нига, это …обака, это …омашка». Пусть ребенок поправит вас, правильно произнося слова и назвав потерявшийся звук.
«ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Подберите пары предметных картинок с изображением предметов, названия которых сходны по звучанию и отличаются одним звуком: мак – рак, кит – кот, мишка – мышка. Покажите ребенку картинку с изображением мака. Четко произнесите вместе с ним это слово. Теперь покажите парную картинку – рак. Как мак превратился в рака? Произнесите оба эти слова несколько раз, пропевая начальные звуки. Пусть ребенок определит, какие звуки отличаются в этих словах. Проделайте то же упражнение с другими парными словами.
«ПУТАНИЦА»
Произнесите вперемешку слова известного стихотворения или песенки и предложите ребенку распределить их в правильном порядке. Например: Ехали – велосипеде – на – медведи. Произносите эти слова медленно, в нужной последовательности, обозначая каждое слово чертой на листе бумаги: «Ехали (черта) медведи (черта) на (черта) велосипеде (черта)», чтобы наглядно показать ребенку линейную последовательность слов в предложении. Попросите его также нарисовать на бумаге графически любую другую известную фразу (строчку песни или пословицу), проговаривая каждое слово.
«ДОМИК»
Предложите ребенку нарисовать домик. Домик вы будете рисовать в следующей последовательности: сначала рисуете части дома, в названии которых содержится звук С: стены, ставни. Затем содержащие звук Р: крыша, труба, крыльцо, дверь, чердак. Затем части, в которых есть звук О: пол, порог, окно. Рисуя, ребенок должен проговаривать и называть нужный звук.
«МАГАЗИН»
Разложите на прилавке разнообразные предметы: мелкие игрушки, канцелярские принадлежности, печенье, пуговицы. Продавцом будет взрослый, а покупатель – ребенок. Продавец: «Что ты хочешь купить?» Покупатель: «Шоколадку». Продавец: «За нее надо заплатить первой буквой этого слова. Назови ее». Ребенок должен отдать карточку азбуки с нужной буквой и четко ее назвать. Затем можно поменяться ролями.
«ЛЕСЕНКА»
Выберите вместе с ребенком букву, с которой будут начинаться все слова лесенки. Составьте (напишите печатными буквами) лесенку из слов: первое слово должно состоять из двух букв, второе из трех и т.д. Например: уж, усы, утюг, улица, уголок.
«НАЙДИ СВОЕ ИМЯ»
На прогулке начертите мелком на асфальте несколько крупных квадратов. В первом имена, в которых есть буква К (Коля, Оксана, Максим). Во втором именно с буквой О (Толя, Вова). В третьем имена с буквой Ш (Маша, Наташа, Саша). В четвертом с буквой И (Ира, Марина, Игорь). Пусть ребенок назовет подходящие имена. Впишите их в квадраты. Пусть подумает, в каком квадрате находится его имя. В одном, или, может быть в нескольких?
«СОСТАВЬ СЛОВО»
Предложите ребенку следующие задания:
- Составь слово, которое начинается на последнюю букву слова стол (луна, ложка).
- Составь слово, у которого первая буква К, а последняя Ш (камыш, карандаш).
- Прибавь буквы С или Ж к слову НО. Какие получились слова? (нож, нос).
«РАСШАЛИВШИЕСЯ БУКВЫ»
Выложите перед ребенком предметные картинки с изображением следующих предметов: книга, груша, жираф, ежик, чашка, ложка. А под ними разложите неправильные варианты этих слов, собранные из букв рассыпной азбуки: кинаг, шугра, иарфж, киже, шачак, жолак. Скажите ребенку, что буквы в словах расшалились и перепутались, пусть он расставит их на место и прочитает правильные слова.
«СОСТАВЛЯЕМ СЛОВА»
Выложите перед ребенком следующий набор букв: ш, а, р, к, о, т, ч, а, с, ы. положите следующие предметные картинки: шар, кот, часы. Пусть ребенок соберет нужные слова из букв.
«ЦЕПОЧКА»
Выложите из букв (или рассыпной азбуки) следующую цепочку: дымакитиротомирисыносад. Предложите ребенку найти все слова в цепочке.
«ЗАМЕНИ БУКВУ»
Составьте при помощи рассыпной азбуки следующие слова: коза, стол, мост. Предложите ребенку, используя буквы Р, С, П и Г произвести в словах замену, так, чтобы получить новые слова: коза – коса, стол – стул, мост – рост – пост.
«СКАЖИ КАКОЙ»
Цель: называть не только предмет, но и его действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
Предлагаем детям ряд заданий:
- по отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки («Круглое, сладкое, румяное – что это?»).
- дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?)… сладкий, снег …, лимон….
- закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая…, солнце теплое… и т.д.
- Назвать, какие в комнате вещи круглые, большие и т.д.
- детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает:
Курица кудахчет, квохчет.
Воробей чирикает.
Сорока стрекочет.
Лев рычит.
Кузнечик стрекочет.
Рыба молчит.
Лошадь ржет.
Корова мычит.
Кошка мяукает, мурлычит.
Гусь гогочет.
Утка крякает.
Лягушка квакает.
Кукушка кукует.
Собака лает.
Жук жужжит.
Змея шипит.
Волк воет.
Петух кукарекает.
Голубь воркует.
Ежик фыркает.
Ворона каркает.
Цыпленок пищит.
«НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Цель: подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.
Детям говорят:
- Вы знаете много слов, описывающих какой предмет, и знаете слова, которые обозначают, что можно делать с предметом. Предметы отличаются друг от друга по величине, форме, цвету. И еще предметы имеют названия, имя. Каждое слово что-то обозначает, имеет смысл.
- А знаете ли вы, что означают все-все слова на свете?
- Что означает слово кукла? Слово свежий?
- А знаете ли вы, что обозначает слово бризантный? Слово витийствовать?
- Да, есть слова, которые вы узнаете и поймете позже, когда станете старше.
- Есть слова, похожие по смыслу, слова – друзья.
- Как вы думаете, похожи по смыслу слова большой – огромный – громадный? Придумайте предложения с этими словами.
- Еще есть слова, противоположные по смыслу. Например, большой – маленький, идти – стоять.
- Помогите мне найти противоположные по смыслу слова в стихотворении Д Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты… (храбрец).
Теперь начало я скажу –
Ну, отвечай… (конец).
- Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.
«НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВО»
Цель: подбирать противоположные по смыслу слова.
Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый. Например:
Сахар сладкий, а лимон… . Луна видна ночью, а солнце … . Огонь горячий, а лед … . Тополь высокий, а шиповник … . Река широкая, а ручей … . Камень тяжелый, а пух … . Редька горькая, а груша … «.
Далее детям предлагаются следующие вопросы: «Если суп не горячий, то, значит какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? Если нож не тупой, то, значит, он какой?»
Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»
«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ»
Цель: находить неточности, нелепицы в тексте стихотворений.
Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?», предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.
Также можно использовать смешные стихи на внимание:
Нацепив на ноги ласты,
Под водой плывут гимнасты.
(не гимнасты, а аквалангисты)
Рыбкам маленький сачок
Сплел умелец паучок.
(не рыбкам, а мухам)
Век огромный, словно слон,
Тыщу лет вмещает он.
(не тысячу, а сто)
Волк живет в своей норе,
А жучки живут в коре.
(все правильно)
Есть у белочки дупло,
Ей в нем сухо и тепло.
(все правильно)
Спят ночами утки
В конуре иль будке.
(не утки, а собаки)
Весною из берлоги
Выходят носороги.
(не носороги, а медведи)
Воют волками метели
В зимнем месяце апреле.
( не в апреле, а в феврале)
Сливки, масло и творог
Даст детишкам носорог.
(не носорог, а корова)
Хорошо в футбол играем,
Шайбы часто забиваем.
(не шайбы, а мячи)
Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки.
(не лягушки, а гуси, утки)
У собачек и у кошек
Есть всегда по восемь ножек.
(не по восемь, а по четыре)
А у ежиков, мышей
Пара длинных ест ушей.
(не длинных, а коротких)
Болты, шурупы, шестеренки
Гремят в кармане у девчонки.
(не у девочки, а у мальчика)
Когда ремнем нас бьют за шалости,
Мы просим все: «Еще, пожалуйста!»
(не еще, а простите)
Из самой лучшей глины
Все делаются шины.
(не из глины, а из резины)
Слышишь крики пастуха?
Гонит в стадо петуха.
( не петуха, а корову, овцу)
Остры и красны
Иголки сосны.
(не красны, а зелены)
Помидор большой и спелый
Цвет имеет ярко-белый.
(не ярко-белый, а ярко-красный)
«СКАЖИ ИНАЧЕ»
Цель: упражнять детей в подборе синонимов.
Стая – клин, косяк, караван, стадо…
Корм – пища, еда, продовольствие …
Большая – крупная, огромная, громадная, большущая…
Долгий – продолжительный, длинный, длительный…
,
Используемая литература:
- О.С. Ушакова «Речевые игры и упражнения для дошкольников», М: Институт Психотерапии, 2001 г.
- Е.А. Нефедова, В.О. Узорова « Готовимся к школе», ГИППВ: «Аквариум», 1998 г.
- О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина «Скажи по-другому», Самара – 1994 г.
- И.Д. Агеева «500 загадок – обманок для детей», М: Творческий Центр, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТЕНДЫ,КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА".
Я ПРЕДСТАВЛЯЮ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДОВ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ ГРУППЫ....
Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста с нарушением функций опорно- двигательного аппарата.
Подвижные игры, как средство физического воспитания и профилактика нарушения функций опорно-двигательного аппарата....
"Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
В материале представлены игры для развития речи у старших дошкольников...
дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
краткое содержание дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольного возраста...
Сборник дидактического материала «Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речиИгры на совершенствование звукового анализа слова....