Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений для младшей группы
рабочая программа по математике (младшая группа)

Фатима Хазретовна

ЦЕЛИ

- Формирование элементарных математических представлений

- Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающей окружающего мира.

- Форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Основной Общеобразовательной Программой Дошкольного Образования Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий. ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

ООП ДО разработана на основе:

- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от17.10.2013г. № 1155;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

- и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Цели и задачи реализации ООП ДО

Ведущие цели ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении жизненных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям.

ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий направлены на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей ребенка);

- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности  и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими  и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию ООП ДО Дошкольных групп

при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий

В ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всесторонне развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных.

ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:

- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;

- всестороннее воспитание;

- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий строится на принципе культуросообразности, реализации которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого  детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

ЦЕЛИ

- Формирование элементарных математических представлений

- Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающей окружающего мира.

- Форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

ЗАДАЧИ

Количество.

Развивать умение видеть общий признак предметов группы. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», « по одному», « ни одного», находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», « ни одного».

Сравнивать две равные (не равные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше( меньше)?»; отвечать на вопросы пользуясь предложениями.

Учить устанавливать равенства между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина.

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины ( длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения;

Форма.

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве.

 Развивать умение ориентироваться в расположении частей  своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади ,и.т.д. Различать правую и левую руку.

Ориентировка во времени. 

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро- вечер.

                     

ПРИНЦИПЫ:

- реализации рабочей программы по формированию элементарных математических представлений  основываются на основных принципах  общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям  возрастной психологии и дошкольной педагогики);

- принцип культуросообразности,  который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- принцип единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач  образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые  качества  в развитии дошкольников;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического  построения образовательного процесса;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где  основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

- варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю, длительностью 15 минут,  в специально организованных условиях.

Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

ИГРОТЕКА

Цель:

- приобщение ребенка к игровому взаимодействию;

- развитие любознательности и инициативности;

- обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития.

Задачи:

- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем мире и мире природ;

- развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности;

- расширять сферу применения математических представлений, представлений об окружающем мире и мире природы в ситуациях познавательно-игрового общения;

- актуализировать коммуникативные навыки.

ПОИСКОВО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Цель:

- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;

- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности.

Задачи:

- развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста;

- стимулировать развитие аналитических навыков, устанавливать причинно-следственные связи;

- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;

- развивать эвристические способы познания окружающего;

- обогащать познавательно-исследовательское общение со сверстниками.

«СОБРАНИЕ ВЕЛИКИХ ИДЕЙ И ЗНАМЕНИТЫХ ИСТОРИЙ»

Опосредованное  обучение является одним из важных элементов, составляющих педагогическую технологию, которая разработана для программы. В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во  время путешествий, наблюдений, опытов, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка. Специальное изучение коллекционирования как известной сферы человеческой деятельности не только доступно дошкольникам, но и привлекательно для них.

Коллекционирование в общем понимании представляет собой собирание однородных предметов: книг, марок, игрушек, предметов быта целевого назначения, предметов старины или искусства, образцов определенного производства и много другое.

Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация,  а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» могут использоваться своеобразные формы коллекционирования:

- собирание великих идей;

- изучение истории научных открытий и изобретений;

- истории создания полезных вещей, которыми пользуется человечество.

Тематика такого коллекционирования многообразна и бесконечна.

 В процессе «собирания» и обсуждения коллекции дети

- определяют достоинства и недостатки каждого нового прибора, нового принципа работы часов;

- наблюдают за развитием человеческой мысли;

- анализируют;

- находят объяснение выражению, послужившему названием темы;

- делятся своими знаниями с родителями и другими детьми, знакомя их с «экспонатами» коллекции.

КЛУБ ИГР, ПРАЗДНИКОВ, ТУРНИРОВ И ЗАБАВ

Цель:

- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;

- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности;

- приобщение к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития.

Задачи:

- обогащать математические представления детей         дошкольного возраста, представления об окружающем социальном, предметном мире и мире природы;

- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;

- актуализировать коммуникативные навыки, обогащать познавательное общение со сверстниками.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель:

- формирование предпосылок общеучебных и регулятивных универсальных учебных действий.

В программе представлена НОД по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного понимания миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий.

Также используются следующие формы организации детской деятельности:

индивидуально-творческая и творческая деятельность в малой подгруппе

(3-6 детей), учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия, игровой тренинг, наблюдения.

ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ООП ДО ДГ ПРИ МБОУ «СШ № 24» АУЛА ШЕНДЖИЙ

Характеристика особенностей развития детей четвёртого года жизни

В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Игра

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Лепка

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Деятельность

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Память и внимание

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Мышление

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Воображение

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Мотивы

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях.

Поведение

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

Цель включения НРК в содержание психолог-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

Реализация НРК в Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих РА;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих РА, праздниками, событиями общественной жизни республики, ее символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ

- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

- экскурсии;

- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в РА;

- ознакомление с предметным и социальным миром, миром природы с использование возможностей народной и музейной педагогики.

Познавательное развитие детей с учетом НРК с учетом программы    «Расти умным, здоровым, смелым и воспитанным», в которой условно выделены четыре учебных блока, разделенных по видам деятельности:

Расти умным – образовательная деятельность

здоровым –оздоровительная деятельность;

смелым -  исследовательская деятельность;

умелым – практическая деятельность;

воспитанным – социально-коммуникативная

Первый блок посвящен формированию у детей экологических знаний.

В ходе изучения данного раздела ребенок:

- узнает об особенностях живой и неживой природы о разнообразии живых организмов, связях между ними и с окружающей средой, о необходимости охраны и бережного отношения кто всему живому;

- получает знания о природе своего края как неотъемлемой части природы в целом, о необходимости рационального использования и охраны ее богатств;

- получает опыт применения гигиенических правил (уход за зубами, ушами, руками и т.д.) и условий безопасного поведения (знание правил дорожного движения, поведения в помещении, на улице, с незнакомыми людьми и т.д.).

Второй блок. Оздоровительная деятельность включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультурные минуты во время занятий, физические упражнения и подвижные игры на прогулках, праздники, Дни здоровья.

Старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру. Этому способствуют творческие композиции, широко используемые в игровом занятий: посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки, показывают действия, изображенные на картинках и оживляют их; знакомое упражнение «обновляют» новыми структурными элементами, т.е. в процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения.

Третий блок – «исследовательская деятельность» и четвертый – «практическая деятельность» взаимосвязаны как между собой, так и с другими блоками.

Труд в природе (практическая деятельность):

- способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам);

- позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому;

- позволяет почувствовать радость дружеских контактов с миром природы;

- совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка;

- благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Играя с растениями и животными, наблюдая за ними (исследовательская деятельность), дошкольник учится распознавать настроение, повадки, характер живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

В ходе реализации пятого блока:

- у дошкольников формируется целостная система знаний об окружающем мире, которые трансформируются в умения экологически целесообразного поведения в природе, с окружающими людьми, на улице, дома;

- ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

При обучении детей экологической грамотности учитывается возрастные особенности детей:

- на первой ступени – в младшей группе дети только знакомятся с основными правилами поведения, самообслуживания, здорового образа жизни;

- в средней группе эти знания повторяются и закрепляются;

- в старшей (выпускной) группе они трансформируются в навыки.

Аналогично происходит формирование учебных, исследовательских, практических знаний, умений и навыков.

Необходимым условием, повышающим эффективность процесса обучения, является многократное повторение пройденного материала, в различной форме (игра, экскурсия, домашнее задание и т.д.).

Каждое занятие по данной программе является комплексным – интегрирующим разные виды деятельности:

- учебно-оздоровительную;

- учебно-исследовательскую;

учебно-практическую;

- практически-исследовательскую;

- учебно-оздоровительно-воспитательную.

Тематику занятия воспитатели выбирают из программы по своему усмотрению, времени года.

Занятия оздоровительной гимнастикой проводятся с воспитанниками каждый день, утром и после дневного сна. Продолжительность этих занятий составляет от 5 до 15 мин. Занятия оздоровительной гимнастикой:

- способствуют мобилизации, укреплению, оздоровлению организма, повышению активности;

- формируют полезную привычку к одному из правил здорового образа жизни.

Интеграция физического воспитания с другими видами деятельности в рамках данной программы, благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста, формирует у них адекватное экологическое сознание, создает определенный эмоциональный настрой, повышает функциональную активность ребенка, развивает физические качества.

Виды совместной деятельности педагога и детей

- организованная образовательная деятельность;

- изобразительная деятельность (экологическая тематика);

- трудовая деятельность (обучение детей по уходу за растениями, животными в уголке живой природы, на участке);

- развитие речи (умение объяснять, рассказывать);

- совместной наблюдение во время прогулки, в живой уголке;

- постановка опытов;

- игры (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные);

- чтение детской художественной литературы, рассматривание картинок о природе, разучивание стихов;

- сбор коллекции семян, камней, осенних листьев;

- изготовление поделок из природного материала;

- просмотр диафильмов, видеофильмов;

- совместное ведение календаря природы, дневника наблюдений;

- участие в выставках, конкурсах рисунков, показательных выступлениях, экологических праздниках.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

1 блок «Расти умным»

Формирование представлений о живой и не живой природе, о разнообразии живых организмов, о сезонных (осенних, зимних, весенних, летних) изменениях в климате родного края, в растительном и животном мире Республики Адыгея.

Учить различать признаки растения (листья, корень, стебель), животного (тело, лапы, голова).

Познакомить детей с комнатными растениями в уголке живой природы, с отличительными признаками для дальнейшей практической работы по распознаванию, обучить простейшим приемам по уходу за ними.

Расширять представления о домашних животных и их поведении.

Формировать у детей чувство ответственности за жизнь животных, которых они принесли в дом или в живой уголок.

Учить идентифицировать человека и животного, находя сходства и различия в их потребностях.

Учить определению особенностей внешнего строения человека (голова, шея, руки, ноги), органы чувств человека и их функции: глаза – зрение, уши – слух, кожа – защита).

2 блок «Расти здоровым»

Формировать потребность ежедневно выполнять утреннюю зарядку.

Соблюдать элементарные гигиенические правила ухода за своим телом (мыть руки, чистить зубы и т.д.)

способствовать овладению элементарными физическими упражнениями, направленными на развитие системы организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и т.д.)

Учить навыкам точечного массажа.

Учить распознавать основные эмоции у себя и других, словесно объяснять их, отчетливо выражаясь с помощью жестов, мимики, поз.

Учить ритмично, двигаться под музыку, творчески выражать свои эмоции через движения.

Учить играть в подвижные экологические игры.

3 блок «Расти смелым» (исследовательская деятельность)

Развивать умение проводить наблюдения за явлениями нежной и живой природы (за солнцем, дождем, листопадом, цветами, за рыбами в аквариуме, птицами, домашними животными).

Проводить с детьми элементарные опыты.

Развивать речь: составлять и пересказывать рассказы и сказки о природных объектах и явлениях.

Рассматривать с детьми дидактические картинки и иллюстрации о природе родного края.

Просматривать диафильмы, видеофильмы.

Вести календарь природы.

Учить рисовать сезонные изменения в природе на занятиях в группе карандашами, мелками – во время прогулок.

Рассказывать и читать детскую художественную литературу.

4 блок «Расти умелым» (практическая деятельность)

Учить собирать коллекции семян, камней, осенних листьев.

Поощрять помощь воспитателю

- в подготовке корма для животных на зиму (собирать срезанную траву, раскладывать на солнечном месте);

- по уходу за аквариумными рыбками, (другими животными) кормить их, мыть кормушки;

- в уборке сухих листьев на участке;

- поливать растения под руководством взрослого;

расчищать дорожки от снега;

- кормить птиц во время прогулок;

Обучать правилам поведения во время экскурсий в природу.

        

5 блок «Расти воспитанным» (для всех возрастных групп)

Проводить беседы о бережном отношении ко всему живому: растениям, животным, человеку.

Учить детей общепринятым правилам поведения, отрабатывая их в модельных ситуациях (в природе, со взрослыми, сверстниками, за столом, на улице) с учетом традиций, обычаев, обрядов.

Вырабатывать навыки этического общения с людьми при встрече, расставании (благодарить за оказанные услуги, приветливо здороваться, прощаться, уступать место, оказывать помощь, проявлять внимание.)

Учить детей выслушивать ответы сверстников, не перебивая и не выкрикивая.

Учить соблюдать правила дорожного движения (не переходить улицу без взрослых, знать о цветах светофора), соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка: формировать элементарные представления о добре и зле, скупости и щедрости; поощрять проявления положительного эмоционального состояния и чувств к членам семьи и окружающим людям.

На основе содержания народных сказок знакомить детей с хитростью и простодушием, ленью и трудолюбием, проявлением этих качеств у людей.

Развивать эстетическую сферу личности ребенка (разучивать стихи о временах года, читать рассказы о красоте родного края).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение

«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2014.

- Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) 

В группе имеется аудиомагнитофон.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

№ заня-тия

Дата

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

1

1

Закреплять умение различать и называть шар   (шарик)

и куб (кубик) независимо от цвета и величине фигур.

15 мин.

2

2

Закреплять умение различать контрастные по  величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.

15 мин.

3

3

Закреплять умение различать количество

предметов используя слова  один, много, мало.

15 мин.

Октябрь

4

4

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета; учить понимать слова  много, один, ни одного.

15 мин.

5

5

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно – двигательным путем.

15 мин.

6

6

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

15 мин.

7

7

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначить результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупность словами один, много, ни одного.

15 мин.

Ноябрь

8

8

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

15 мин.

9

9

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами  один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

15 мин.

10

10

Закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать круг и квадрат.

15 мин.

Декабрь

11

11

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

15 мин.

12

12

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

 Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначить результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

15 мин.

13

13

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

15 мин.

14

14

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

15 мин.

Январь

15

15

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

15 мин.

16

16

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

15 мин.

17

17

Познакомить детей с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначить результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

15 мин.

Февраль

18

18

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнивания словами по много, поровну, столько-сколько. Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

19

19

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

15 мин.

20

20

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже. Упражнять  в определении пространственных направлений от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько - сколько.

15 мин.

21

21

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначить результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначить результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

15 мин.

Март

22

22

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначить результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько. Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначить результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

15 мин.

23

23

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначить результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

15 мин.

24

24

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

15 мин.

25

25

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

15 мин.

26

26

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, учить обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

15 мин.

Апрель

27

27

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

15 мин.

28

28

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине. Обозначать результат сравнения словами большой, маленький. Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.

15 мин.

29

29

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами одно и много. Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

15 мин.

30

30

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

15 мин.

Май

31

31

Закреплять умение сравнивать две равные и не равные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине. Обозначить результаты сравнения словами большой, маленький. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д.

15 мин.

32

32

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

15 мин.

33

33

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

15 мин.

34

34

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

15 мин.

 

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:

- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;

- основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

- аттестацию педагогических кадров;

- оценку качества образования;

- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:

- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;

- оптимизации работы с группой детей.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1.Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).

2.Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.

3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.

4.Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.

В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в раз-личных жизненных сферах.

Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.

В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).

Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней):

I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;

II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);

III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.

Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:

- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);

- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.

Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:

- доминирующий уровень развития детей в группе,

- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.

Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.

Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.

Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).

Карта заполняется воспитателем три раза в год:

первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;

второй раз – в середине года (в январе);

третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):

«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилии ребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу года дети должны уметь:

  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 3-4 ГОДА»

  1.   Ребенок определяет общий признак предметов группы.
  2. Составляет группы из однородных предметов и выделяет из них отдельные предметы.
  3. Сравнивает две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов.
  4. Научился устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов.
  5. Дети  сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров.
  6. Научились различать геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник).
  7. Умеют  ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя.
  8. Научились ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Диагностика уровня формирования элементарных математических представлений и критерии оценки уровня развития  соответствует авторской методике Понамаревой И.А., Позиной В.А. по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).  

КАРТА РАЗВИТИЯ

Код

Сфера инициативы

ФИО

Т

Творческая инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Ц

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

1 уровень

2 уровень

2уровень

К

Коммуникативная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

П

Познавательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Д

Двигательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

обычно

изредка

нет

КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ

Код

Составляющие психологического фона

Показатели благополучия

ФИО

Б

Растущая независимость в бытовом плане

Уверенно справляется с бытовыми задачами

стремиться к самообслуживанию

В

Контакты со взрослыми

Легко обращается за помощью

Делится впечатлениями и эмоциями

С

Контакты со сверстниками

Легко вступает в контакты

Имеет близких друзей

Я

Демонстрирует свои достижения

Защищает себя и свои права

обычно

изредка

нет

Дата заполнения___________________________________________

ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Назначение функционального модуля

Для педагогов

Для родителей

- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем мире и мире природ;

- развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности;

- расширять сферу применения математических представлений, представлений об окружающем мире и мире природы в ситуациях познавательно-игрового общения;

- актуализировать коммуникативные навыки.

- воспитание интереса к элементарным математическим представлениям;

- организация персонального пространства  для развития ребенка в семье.

Источник требований по организации модуля

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

Реализуемые образовательные области

Социально-коммуникативное

Познаватель-ное

Речевое

Художествен-но-эстетическое

Физическое

х

х

х

х

Реализуемые виды деятельности

игровая

коммуникативная

 познавательно-исследовательская

изобразительная

музыкальная

двигательная активность

восприятие художественной литературы и фольклора

конструирование из различных материалов

трудовая

х

х

х

Х

Целевой возраст детей

Возрастная группа

вторая группа раннего развития

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Подготовительная группа

Возраст

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

х

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Ведущие цели:

- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);

- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ

Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:

- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;

- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;

- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Постоянное взаимоинформирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:

- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);

- опосредованно, при получении информации из различных источников:

стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),

семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),

переписки (в том числе электронной).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.

Основные формы просвещения:

- родительские собрания;

- родительские и педагогические чтения.

Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».

Программы родительского образования разрабатывается и реализуются исходя из следующих принципов:

- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

- адресности – учета образовательных потребностей родителей;

- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;

- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ  и его корректировки.

Основные формы обучения родителей:

- лекции;

- семинары;

- мастер-классы;

- тренинги;

- проекты;

- игры.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ

         Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.

Семейные праздники

Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.

Проектная деятельность

Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

Образовательная деятельность

по реализации национально-регионального компонента

Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Работа с семьей по тематическому блоку «познание»

- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми, сверстниками;

- обращать их внимание на ценность детских вопросов;

- побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;

- показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.);

- совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха;

- привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности;

- проводить совместные с семьей конкурсы, игры–викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ в диагностической группе (ЗПР) для детей 5 – 7 лет

Программы по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР 5-6ти летнего возраста (старшая группа) и для детей 6-7-летнего возраста (подготовительная группа) предусматривают...

Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (2 младшая группа)

Данная учебная программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В. В. Г...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе.

Программа по формированию эелементарных математических представлений составлена в соответствии с лексическими темами....

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).

В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений для старшей группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию элементарных математических представлений ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «...

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год

Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе логопедической группе.

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе логопедической группе в соответствии с лексическими темами....