Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП). Старшая группа. Лексическая тема : "Транспорт"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Лексическая тема: «Транспорт».
Образовательные задачи: Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовить к пониманию арифметического действия сложения. Соотнести число и цифру. Ознакомить с количественной моделью натурального ряда чисел. Закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой). Совершенствовать навыки присчитывания по одному до заданного числа. Закрепить знание о составе числа «пять», «шесть». Совершенствовать конструктивные навыки, умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. Закрепить представления о времени. Формировать навыки сравнения предметов по величине, высоте, ширине и раскладывание в порядке возрастания.
Коррекционные задачи: Развивать речемыслительную деятельность, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, речевой слух, творческое воображение, координацию речи и движений.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, произвольность, навыки сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП). Старшая группа.
Составитель: Воспитатель первой категории Черенкова Наталья Леонидовна
Лексическая тема: «Транспорт».
Образовательные задачи: Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовить к пониманию арифметического действия сложения. Соотнести число и цифру. Ознакомить с количественной моделью натурального ряда чисел. Закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой). Совершенствовать навыки присчитывания по одному до заданного числа. Закрепить знание о составе числа «пять», «шесть». Совершенствовать конструктивные навыки, умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. Закрепить представления о времени. Формировать навыки сравнения предметов по величине, высоте, ширине и раскладывание в порядке возрастания.
Коррекционные задачи: Развивать речемыслительную деятельность, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, речевой слух, творческое воображение, координацию речи и движений.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, произвольность, навыки сотрудничества.
Оборудование: Магнитная доска, коврограф, плоскостные изображения танков, ракет для коврографа, карточки танков, наборы геометрических фигур, картинки с изображением военной техники, пластмассовые солдатики в красных и синих мундирах, цветные карандаши на каждого ребенка, ноутбук.
Ход занятия
- Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона. «Игра комплименты» Сообщение темы занятия.
Игра «Танки». Формирование навыков ориентировки в пространстве. Развитие речевого слуха. Формирование умения соотносить число и цифру. Ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел.
(Педагог приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения танков – выстроена количественная модель ряда чисел).
Педагог дает детям задания: 1. Сегодня мы с вами поговорим об армии, о защитниках отечества. Вы видите на коврографе изображения танков. Подойдите к коврографу и сосчитайте, сколько изображений танков напротив вас. Считайте танки в каждом ряду снизу-вверх.
2.Возьмите из контейнера цифру или число, которые соответствуют количеству танков у вас в ряду. Поставьте карточку возле своего ряда танков. Какой ряд чисел у вас получился?
3. Посмотрите, как получилось число «два»?
4. Как получилось число «три»?
(Дети объясняют, как они получили каждое следующее в ряду число).
Педагог: Молодцы!
- Игра «Военные конструкторы». Развитие творческих способностей. Совершенствование конструктивных навыков. Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур.
(Педагог ставит перед детьми контейнер с геометрическими фигурами.)
Педагог: А теперь вам предстоит стать конструкторами, которые проектируют военную технику. Попробуйте собрать из геометрических фигур танки, пушки, самолеты, вертолеты, а потом расскажите, из каких фигур вы собрали машины.
(Педагог помещает на наборное полотно схематические изображения военной техники. Дети выполняют задание.)
- Игра «Вот солдатики идут». Закрепление навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им сесть на ковер. Он выстраивает в один ряд перед детьми солдатиков в красных мундирах, а в другой ряд-в синих.)
Педагог:
Вот солдатики идут,
Вот идут, вот идут,
Ружья меткие несут,
Вот несут, вот несут.
Педагог: Сколько солдатиков в красных мундирах?
Дети: Всего пять солдатиков в красный мундирах.
Педагог: Сколько солдатиков в синих мундирах?
Дети: Всего десять солдатиков в синих мундирах.
Педагог: Каких солдатиков больше?
Дети: Солдатиков в синих мундирах больше, чем солдатиков в красных.
Педагог: Каких солдатиков меньше?
Дети: Солдатиков в красных мундирах меньше, чем солдатиков в синих мундирах.
Педагог: На сколько больше солдатиков в синих мундирах? Сосчитайте.
Дети: Солдатиков в синих мундирах на пят больше, чем солдатиков в красных.
Педагог: На сколько меньше солдатиков в красных мундирах?
Дети: Солдатиков в красных мундирах на пять меньше, чем в синих.
Педагог: Как сделать так, чтобы солдатиков в красных и синих мундирах было поровну?
(Дети предлагают либо добавить пять солдатиков в красных мундирах, либо убрать пять солдатиков в синих мундирах. И в том и в другом случаях педагог подводит детей к выводу, что солдатиков стало поровну, одинаковое количество.)
Педагог: Молодцы! Вы справились с этим трудным заданием.
4. Координация речи и движений «Пограничник».
Тропинки лесные, пахучие травы,
(дети маршируют по кругу друг за другом)
За темным оврагом простор полевой.
Вечерней порою в дозор от заставы
(останавливаются, прикладывают воображаемый бинокль к глазам, выполняют повороты.)
Идет пограничник – страны часовой.
(вновь маршируют по кругу.)
Педагог: О каком времени суток говорится в стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится о вечере.
Педагог: Какое время суток следует за вечером?
Дети: За вечером следует ночь.
Педагог: Какое время суток бывает между ночью и днем?
Дети: Между ночью и днем бывает утро.
Педагог: Перед вечером какое время суток наступает?
Дети: Перед вечером наступает день.
Педагог: Утро, день, вечер, ночь какой временной отрезок составляют?
Дети: Утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Педагог: Молодцы!
- Игра «Ох рано встает охрана». Совершенствование умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной стороны).
Педагог приглашает детей за столы, на которых лежат листы бумаги с изображением пушки, а рядом с ней изображено семь ядер, над пушкой нарисованы цифры шесть и восемь.
Педагог: Если близко воробей,
Мы готовим пушку.
Так пели охранники короля из сказки «Бременские музыканты». На картинке они действительно готовят пушку и ядра. Сколько ядер они приготовили? Сосчитайте.
Дети: Охранники приготовили семь ядер.
Педагог: Раскрасьте их.
(Дети выполняют задание).
Педагог: Теперь нарисуйте слева от пушки столько ядер, чтобы они были на одно меньше, чем возле пушки.
(Дети выполняют задание).
Педагог: Сколько ядер слева от пушки?
Дети: Слева от пушки шесть ядер.
Педагог: Справа от пушки нарисуйте столько ядер, чтобы их было на оно больше, чем возле пушки.
(Дети выполняют задание).
Педагог: Сколько ядер справа от пушки?
Дети: Справа от пушки восемь ядер.
Педагог: Соедините соответствующую цифру с каждой горой ядер.
(Дети выполняют задание).
- Игра «Математическое домино». Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть»).
(Педагог приглашает детей к магнитной доске и ставит на нее в ряд карточки с цифрами «5», «6». В руки он берет контейнер с карточками, разделенными на две части).
Педагог: Сейчас каждый из вас возьмет себе одну карточку. Ира, тебе карточки не достанется. У тебя сегодня будет особое задание.
(Дети выбирают по одной карточке).
Педагог: Пересчитайте, сколько всего военной техники у каждого из вас на карточке.
(Дети выполняют задание).
Педагог: Поставьте карточку под соответствующую цифру.
(Дети выполняют задание).
Педагог: Очень хорошо. Вы не допустили ошибок. А теперь Ира поставит цифру под каждой половинкой каждой карточки.
(Ребенок выполняет задание).
Педагог: Из каких чисел состоит число «пять»?
Дети: Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре», или «два» и «три», или «три» и «два», или «четыре» и «один».
Педагог: Из каких чисел состоит число «шесть»?
Дети: Число «шесть» состоит из чисел «один» и «пять», или «два» и «четыре», или «три» и «три», или «четыре» и «два», или «пять» и «один».
Педагог: Отлично! Это очень трудное задание похлопайте себе.
- «Ракеты на старте».
Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Формирование навыка сравнения предметов по величине (высоте, ширине) и раскладывание их в порядке возрастания. Актуализация прилагательных высокий, низкий, широкий, узкий, наречий выше, ниже, шире, уже.
(Педагог предлагает детям сесть за столы, где уже приготовлены контейнеры с плоскостными изображениями ракет.)
Педагог: У вас в контейнерах лежат изображения ракет, которые есть у нашей армии. Эти ракеты помогают охранять мирное небо нашей страны. Ракеты разные по высоте. Разложите ракеты от самой высокой до самой низкой.
(Дети выполняют задание).
Педагог: Правильно. Сколько ракет у вас в ряду? Сосчитайте.
(Дети выполняют задание).
Дети: У нас в ряду всего шесть ракет.
Педагог: Которая по слева счету самая высокая ракета?
Дети: Первая ракета слева самая высокая.
Педагог: Которая по счету слева ракета самая низкая?
Дети: Шестая слева по счету ракета самая низкая.
Педагог: Сравните по высоте вторую и третью слева ракету.
Дети: Вторая слева ракета выше третьей. Третья слева ракета ниже второй.
Педагог: Теперь обратите внимание на ширину ракет. Которая по счету слева ракета самая широкая?
Дети: Третья по счету ракета самая широкая.
Педагог: Которая по счету ракета самая узкая?
Дети: Вторая по счету ракета самая узкая.
Педагог: Сравните вторую и третью ракеты по ширине.
Дети: Вторая ракета уже третьей. Третья ракета шире второй.
Педагог: Отлично. Вы выполнили все мои задания. Уберите изображения ракет в контейнер.
(Педагог убирает контейнеры).
8. Рефлексия. Педагог предлагает детям рассказать, какое задание им больше всего понравилось (запомнилось), в чем они испытали трудность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"
Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: «Страна волшебства»
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Профессия повар»
Непосредственно образовательная деятельность по этническому воспитанию дошкольников,...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Старшая группа
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Старшая группа...
Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП). Подготовительная группа. Лексическая тема: "Домашние животные".
Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Формирование навыка счета двойками. Формирование умений составлять условие, ставить вопрос зада...