Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП). Старшая группа. Лексическая тема : "Транспорт"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Черенкова Наталья Леонидовна

Лексическая тема: «Транспорт».

Образовательные задачи: Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовить к пониманию арифметического действия сложения. Соотнести число и цифру. Ознакомить с количественной моделью натурального ряда чисел. Закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой). Совершенствовать навыки присчитывания по одному до заданного числа. Закрепить знание о составе числа «пять», «шесть». Совершенствовать конструктивные навыки, умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. Закрепить представления о времени. Формировать навыки сравнения предметов по величине, высоте, ширине и раскладывание в порядке возрастания.

Коррекционные задачи: Развивать речемыслительную деятельность, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, речевой слух, творческое воображение, координацию речи и движений.

Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, произвольность, навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП). Старшая группа.

Составитель: Воспитатель первой категории Черенкова Наталья Леонидовна

Лексическая тема: «Транспорт».

Образовательные задачи: Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовить к пониманию арифметического действия сложения. Соотнести число и цифру. Ознакомить с количественной моделью натурального ряда чисел. Закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой). Совершенствовать навыки присчитывания по одному до заданного числа. Закрепить знание о составе числа «пять», «шесть». Совершенствовать конструктивные навыки, умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. Закрепить представления о времени. Формировать навыки сравнения предметов по величине, высоте, ширине и раскладывание в порядке возрастания.

Коррекционные задачи: Развивать речемыслительную деятельность, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, речевой слух, творческое воображение, координацию речи и движений.

Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, произвольность, навыки сотрудничества.

Оборудование: Магнитная доска, коврограф, плоскостные изображения танков, ракет для коврографа, карточки танков, наборы геометрических фигур, картинки с изображением военной техники, пластмассовые солдатики в красных и синих мундирах, цветные карандаши на каждого ребенка, ноутбук.

                                                         Ход занятия

  1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона. «Игра комплименты» Сообщение темы занятия. 

Игра «Танки». Формирование навыков ориентировки в пространстве. Развитие речевого слуха. Формирование умения соотносить число и цифру. Ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел.

(Педагог приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения танков – выстроена количественная модель ряда чисел).

Педагог дает детям задания: 1. Сегодня мы с вами поговорим об армии, о защитниках отечества. Вы видите на коврографе изображения танков. Подойдите к коврографу и сосчитайте, сколько изображений танков напротив вас. Считайте танки в каждом ряду снизу-вверх.

2.Возьмите из контейнера цифру или число, которые соответствуют количеству танков у вас в ряду. Поставьте карточку возле своего ряда танков. Какой ряд чисел у вас получился?

3. Посмотрите, как получилось число «два»?

4. Как получилось число «три»?

(Дети объясняют, как они получили каждое следующее в ряду число).

Педагог: Молодцы!

  1. Игра «Военные конструкторы». Развитие творческих способностей. Совершенствование конструктивных навыков. Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур.

(Педагог ставит перед детьми контейнер с геометрическими фигурами.)

Педагог: А теперь вам предстоит стать конструкторами, которые проектируют военную технику. Попробуйте собрать из геометрических фигур танки, пушки, самолеты, вертолеты, а потом расскажите, из каких фигур вы собрали машины.

(Педагог помещает на наборное полотно схематические изображения военной техники.  Дети выполняют задание.)

  1. Игра «Вот солдатики идут». Закрепление навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.

(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им сесть на ковер. Он выстраивает в один ряд перед детьми солдатиков в красных мундирах, а в другой ряд-в синих.)

Педагог:

Вот солдатики идут,

Вот идут, вот идут,

Ружья меткие несут,

Вот несут, вот несут.

Педагог: Сколько солдатиков в красных мундирах?

Дети: Всего пять солдатиков в красный мундирах.

Педагог: Сколько солдатиков в синих мундирах?

Дети: Всего десять солдатиков в синих мундирах.

Педагог: Каких солдатиков больше?

Дети: Солдатиков в синих мундирах больше, чем солдатиков в красных.

Педагог: Каких солдатиков меньше?

Дети: Солдатиков в красных мундирах меньше, чем солдатиков в синих мундирах.

Педагог: На сколько больше солдатиков в синих мундирах? Сосчитайте.

Дети: Солдатиков в синих мундирах на пят больше, чем солдатиков в красных.

Педагог: На сколько меньше солдатиков в красных мундирах?

Дети: Солдатиков в красных мундирах на пять меньше, чем в синих.

Педагог: Как сделать так, чтобы солдатиков в красных и синих мундирах было поровну?

(Дети предлагают либо добавить пять солдатиков в красных мундирах, либо убрать пять солдатиков в синих мундирах. И в том и в другом случаях педагог подводит детей к выводу, что солдатиков стало поровну, одинаковое количество.)

Педагог: Молодцы! Вы справились с этим трудным заданием.

4. Координация речи и движений «Пограничник».

 Тропинки лесные, пахучие травы,

(дети маршируют  по кругу друг за другом)

За темным оврагом простор полевой.

 Вечерней порою в дозор от заставы

(останавливаются, прикладывают воображаемый бинокль к глазам, выполняют повороты.)

 Идет пограничник – страны часовой.

(вновь маршируют по кругу.)

Педагог: О каком времени суток говорится в стихотворении?

Дети: В этом стихотворении говорится о вечере.

Педагог: Какое время суток следует за вечером?

Дети: За вечером следует ночь.

Педагог: Какое время суток бывает между ночью и днем?

Дети: Между ночью и днем бывает утро.

Педагог: Перед вечером какое время суток наступает?

Дети: Перед вечером наступает день.

Педагог: Утро, день, вечер, ночь какой временной отрезок составляют?

Дети: Утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

Педагог: Молодцы!

  1. Игра «Ох рано встает охрана». Совершенствование умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной стороны).

Педагог приглашает детей за столы, на которых  лежат листы бумаги с  изображением пушки, а рядом с ней изображено семь ядер, над пушкой  нарисованы цифры шесть и восемь.

Педагог: Если близко воробей,

                 Мы готовим пушку.

Так пели охранники короля из сказки «Бременские музыканты». На картинке они действительно готовят пушку и ядра. Сколько ядер они приготовили? Сосчитайте.

Дети: Охранники приготовили семь ядер.

Педагог: Раскрасьте их.

(Дети выполняют задание).

Педагог: Теперь нарисуйте слева от пушки столько ядер, чтобы они были на одно меньше, чем возле пушки.

(Дети выполняют задание).

Педагог: Сколько ядер слева от пушки?

Дети: Слева от пушки шесть ядер.

Педагог: Справа от пушки нарисуйте столько ядер, чтобы их было на оно больше, чем возле пушки.

(Дети выполняют задание).

Педагог: Сколько ядер справа от пушки?

Дети: Справа от пушки восемь ядер.

Педагог: Соедините соответствующую цифру с каждой горой ядер.

(Дети выполняют задание).

  1. Игра «Математическое домино». Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть»).

(Педагог приглашает детей к магнитной доске и ставит на нее в ряд карточки с цифрами «5», «6». В руки он берет контейнер с карточками, разделенными на две части).

Педагог: Сейчас каждый из вас возьмет себе одну карточку. Ира, тебе карточки не достанется. У тебя сегодня будет особое задание.

(Дети выбирают по одной карточке).

Педагог: Пересчитайте, сколько всего военной техники у каждого из вас на карточке.

(Дети выполняют задание).

Педагог: Поставьте карточку под соответствующую цифру.

(Дети выполняют задание).

Педагог: Очень хорошо. Вы не допустили ошибок. А теперь Ира поставит цифру под каждой половинкой каждой карточки.

(Ребенок  выполняет задание).

Педагог: Из каких чисел состоит число «пять»?

Дети: Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре», или «два» и «три», или «три» и «два», или «четыре» и «один».

Педагог: Из каких чисел состоит число «шесть»?

 Дети: Число «шесть» состоит из чисел «один» и «пять», или «два» и «четыре», или «три» и «три», или «четыре» и «два», или «пять» и «один».

Педагог: Отлично! Это очень трудное задание похлопайте себе.

 

  1. «Ракеты на старте».

Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Формирование навыка сравнения предметов по величине (высоте, ширине) и раскладывание их в порядке возрастания. Актуализация прилагательных высокий, низкий, широкий, узкий, наречий выше, ниже, шире, уже.

(Педагог предлагает детям сесть за столы, где уже приготовлены контейнеры с плоскостными изображениями ракет.)

Педагог: У вас в контейнерах лежат изображения ракет, которые есть у нашей армии. Эти ракеты помогают охранять мирное небо нашей страны. Ракеты разные по высоте. Разложите ракеты от самой высокой до самой низкой.

(Дети выполняют задание).

Педагог: Правильно. Сколько ракет у вас в ряду? Сосчитайте.

(Дети выполняют задание).

Дети: У нас в ряду всего шесть ракет.

Педагог: Которая по слева счету самая высокая ракета?

Дети: Первая ракета слева самая высокая.

Педагог: Которая по счету слева ракета самая низкая?

Дети: Шестая слева по счету ракета самая низкая.

Педагог: Сравните по высоте вторую и третью слева ракету.

Дети: Вторая слева ракета выше третьей. Третья слева ракета ниже второй.

Педагог: Теперь обратите внимание на ширину ракет. Которая по счету слева ракета самая широкая?

Дети: Третья по счету ракета самая широкая.

Педагог: Которая по счету ракета самая узкая?

Дети: Вторая по счету ракета самая узкая.

Педагог: Сравните вторую и третью ракеты по ширине.

Дети: Вторая ракета уже третьей. Третья ракета шире второй.

Педагог: Отлично. Вы выполнили все мои задания. Уберите изображения ракет в контейнер.

(Педагог убирает контейнеры).

8. Рефлексия. Педагог предлагает детям рассказать, какое задание им больше всего понравилось (запомнилось), в чем они испытали трудность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"

Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности,  образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Старшая группа

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие»  ФЭМП Старшая группа...

Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП). Подготовительная группа. Лексическая тема: "Домашние животные".

Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Формирование навыка счета двойками. Формирование умений составлять условие, ставить вопрос зада...