"Формирование математической грамотности и читательской компетентности с помощью современных образовательных технологий"
презентация по математике

Богулян Светлана Степановна

Выступление на совете педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektk_pedchasu1.docx30.92 КБ
Файл matematika1.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на совете педагогов

по теме «Формирование математической грамотности и читательской компетентности с помощью современных образовательных технологий »

В детском саду «Оленёнок» мы работаем  по  Федеральному  государственному  образовательному  стандарту дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. К задачам  по формированию математической грамотности образовательной области  «Познание» относится: формирование   познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал и др.),

 Решаем  программные образовательные задачи  не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основные задачи для развития математической грамотности:

•        Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

•        Формирование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

•        Развитие творческих способностей, фантазии, воображений

•        Увеличение объемов внимания и памяти

•        Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения

•        Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:

•        Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новым материалом с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой.

•        Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.

•        Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действия.

•        Сравнивать результат ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.

•        Принудительное обучение бесполезно.                                        

Именно Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования прописаны целевые ориентиры, и дошкольные учреждения  как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.  Сегодня каждый педагог обладает богатым арсеналом методов и приемов по формированию  элементарных математических представлений у дошкольников. Давайте вместе вспомним, что мы используем  в работе? Какие методы и приемы вы используете в этом направлении?               (Математические  задачи на смекалку, задачи - шутки, задачи – ловушки, загадки, занимательные вопросы, пословицы, настольно - печатные игры, словестные игры, дидактические игры и т.д.)   Остановимся  именно на  проектной  технологии, ведь именно проектная технология  поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.  Развивая у детей  математическую  грамотность  через   проектную технологию   можно не только передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями в решении новых познавательных и практических задач. Инициатива ребёнка – это значимо для развития умения детьми пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.  Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная. Под проектом  понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.  

Хочу поделиться опытом использования проектной технологии по ознакомлении детей с цифрами на примере проекта, который был   реализован   и  называется   «Мы дружим с цифрой 5». 

Название проекта: «Мы дружим с цифрой 5»

Срок реализации проекта: декабрь 2013г. -  январь 2014г.

Актуальность: 

- Формирование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

- Не все дети усвоили  порядковый счет до 5 (15 % - по болезни, отпуск)

- Организация и  необходимость работы  с детьми с разными                                           образовательными возможностями.

- Слабая активность   родителей в закреплении нового материала по данной теме (пропуски детей).

Цель: Закрепить  представления о числах  в пределах 5, о количественном и порядковом счете.

Задачи проекта:

 1)Развитие наглядно - действенного и наглядно – образного мышления, использование элементов поисковой деятельности;

2)Формирование представлений о количестве, счете в пределах 5;

3)Формирование культуры учебно - познавательной деятельности;

4) Организация дифференцированного подхода в  работе  с детьми с разными образовательными возможностями; 5)Вовлечение  родителей в воспитательно - образовательный процесс в рамках проекта через беседы, консультации.

Мероприятие

Срок проведения

Работа с детьми

1.

Чтение художественных произведений о цифрах

Декабрь - январь: 3 раза в неделю.

2.

Отгадывание загадок о цифрах

1-2 неделя декабря;

1-2 неделя января.

3.

Рисование  «Веселые цифры»

3-4 неделя декабря

2-3 неделя января

4.

Составление сказок, рассказов

 о цифрах  «Где живут цифры», «Для  чего нужны цифры?»;

3-4 неделя декабря

2-3 неделя января

5.

Отгадывание задач – шуток.

1-2 неделя января

6.

Наблюдение

Ежедневно  декабрь - январь

7.

Оснащение сюжетной игры «Магазин»

1-3 неделя января

8.

Обновление «Математической игротеки»

1 раз в неделю декабрь – январь

9.

Подвижные игры

2-3 неделя декабря

2-3 неделя января

10.

 Разучивание стихов о цифрах

2  неделя января

11.

 Заключительное мероприятие: «Мы дружим с цифрой 5»

4 неделя января

Работа с родителями

1.

Беседа  с  родителями "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома".

3 неделя декабря

2.

Создание с родителями  медалей цифр, масок к развлечению

1-3 неделя января

В ходе реализации проекта решались  задачи по :

Познавательному  развитию: Расширять знания детей; умение находить числа  в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения.

Развитию речи: Составлять рассказы и сказки о цифрах.

Ознакомлению с художественной литературой: Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных  цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.

Физ. Воспитанию: Закрепить математические понятия через подвижные игры.

Изо-деятельности: Закрепить математические понятия через рисование разных предметов.

Игровой  деятельности: Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их

Самостоятельной  деятельности: Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.

Результат:  

- Освоение материала по ознакомлению с порядковым счетом до 5 со всеми детьми с разными образовательными возможностями.

-Проект позволил детям расширить  знания о цифрах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Заключение:

Реализация данного  проекта  принесла ряд конкретных результатов:

-  70 % детей группы  справились с заданиями  на высоком уровне,  15 % детей и    10 % детей  которые отсутствовали  в связи с пропусками по болезням, справились с заданиями  на среднем уровне, 5 % - отпуск (по приезду индивидуальные работа).

- По мнению родителей (80%), такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ (беседа).  

 В ходе работы над проектом я так же формировала у детей читательскую компетентность через чтение сказок  про цифры, сочинений, разучивание стихов про цифры и т.д.  Эта работа позволяет приобщать ребенка к чтению, развивать интерес к чтению, а также подготавливают к будущему самостоятельному чтению.  В проектной деятельности раскрывается индивидуальность, реализуются интересы, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Используемая литература:

1.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.                                                           2.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование математической грамотности и читательской компетентности с помощью современных образовательных технологий (проектная, полоролевые , ИКТ)» Воспитатель:БогулянСС ШустакЮ.М .

Слайд 2

образовательные области: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие

Слайд 3

К задачам по формированию математической грамотности образовательной области «Познание» относится : -формирование познавательных действий; -становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; -формирование объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал и др.),

Слайд 4

Основные задачи для развития математической грамотности: • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. • Формирование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) • Развитие творческих способностей, фантазии, воображений • Увеличение объемов внимания и памяти • Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения • Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Слайд 5

О пределенные принципы: • Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новым материалом с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой. • Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому. • Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действия. • Сравнивать результат ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей. • Принудительное обучение бесполезно.

Слайд 6

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная . Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Слайд 7

Проект « Мы дружим с цифрой 5 ».

Слайд 8

Название проекта: «Мы дружим с цифрой 5» Срок реализации проекта: декабрь 2013г. - январь 2014г. Актуальность: - Формирование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). - Не все дети усвоили порядковый счет до 5 (15 % - по болезни, отпуск) - Организация и необходимость работы с детьми с разными образовательными возможностями. - Слабая активность родителей в закреплении нового материала по данной теме (пропуски детей). Цель: Закрепить представления о числах в пределах 5, о количественном и порядковом счете. Задачи проекта: 1)Развитие наглядно - действенного и наглядно – образного мышления, использование элементов поисковой деятельности; 2)Формирование представлений о количестве, счете в пределах 5; 3)Формирование культуры учебно - познавательной деятельности; 4) Организация дифференцированного подхода в работе с детьми с разными образовательными возможностями; 5)Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс в рамках проекта через беседы, консультации.

Слайд 9

№ Мероприятие Срок проведения Работа с детьми 1. Чтение художественных произведений о цифрах Декабрь - январь: 3 раза в неделю. 2. Отгадывание загадок о цифрах 1-2 неделя декабря; 1-2 неделя января. 3. Рисование «Веселые цифры» 3-4 неделя декабря 2-3 неделя января 4. Составление сказок, рассказов о цифрах «Где живут цифры», «Для чего нужны цифры?»; 3-4 неделя декабря 2-3 неделя января 5. Отгадывание задач – шуток. 1-2 неделя января 6. Наблюдение Ежедневно декабрь - январь

Слайд 11

7. Оснащение сюжетной игры «Магазин » 1-3 неделя января 8. Обновление «Математической игротеки » 1 раз в неделю декабрь – январь 9. Подвижные игры 2-3 неделя декабря 2-3 неделя января 10. Разучивание стихов о цифрах 2 неделя января 11. Заключительное мероприятие: «Мы дружим с цифрой 5» 4 неделя января Работа с родителями 1. Беседа с родителями "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома". 3 неделя декабря 2. Создание с родителями медалей цифр, масок к развлечению 1-3 неделя января

Слайд 12

Формирование математической грамотности Познавательное развитие Развитие речи Ознакомление с художественной литературой Физ. воспитание Изо-деятельность Игровая деятельность Самостоятельная деятельность

Слайд 13

Результат: - Освоение материала по ознакомлению с порядковым счетом до 5 со всеми детьми с разными образовательными возможностями. -Проект позволил детям расширить знания о цифрах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Заключение: Реализация данного проекта принесла ряд конкретных результатов: - 70 % детей группы справились с заданиями на высоком уровне, 15 % детей и 10 % детей которые отсутствовали в связи с пропусками по болезням, справились с заданиями на среднем уровне , 5 % - отпуск (по приезду индивидуальные работа). - По мнению родителей (80%), такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ (беседа).

Слайд 15

Результат: - Освоение материала по ознакомлению с порядковым счетом до 5 со всеми детьми с разными образовательными возможностями. -Проект позволил детям расширить знания о цифрах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Заключение: Реализация данного проекта принесла ряд конкретных результатов: - 70 % детей группы справились с заданиями на высоком уровне, 15 % детей и 10 % детей которые отсутствовали в связи с пропусками по болезням, справились с заданиями на среднем уровне, 5 % - отпуск (по приезду индивидуальные работа). - По мнению родителей (80%), такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ (беседа).

Слайд 16

В ходе работы над проектом я так же формировала у детей читательскую компетентность через чтение сказок про цифры, сочинений, разучивание стихов про цифры и т.д. Эта работа позволяет приобщать ребенка к чтению, развивать интерес к чтению, а также подготавливают к будущему самостоятельному чтению. В проектной деятельности раскрывается индивидуальность, реализуются интересы, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами современных образовательных технологий

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО» будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогов ДОУ.В течение семинара мы...

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами современных образовательных технологий

Цель: повышение уровня профессионализма педагогов ДОУ.Задачи: Провести краткий анализ условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста....

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий...

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...