"Формирование математической грамотности и читательской компетентности с помощью современных образовательных технологий"
презентация по математике
Выступление на совете педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektk_pedchasu1.docx | 30.92 КБ |
matematika1.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на совете педагогов
по теме «Формирование математической грамотности и читательской компетентности с помощью современных образовательных технологий »
В детском саду «Оленёнок» мы работаем по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. К задачам по формированию математической грамотности образовательной области «Познание» относится: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал и др.),
Решаем программные образовательные задачи не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Основные задачи для развития математической грамотности:
• Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
• Формирование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
• Развитие творческих способностей, фантазии, воображений
• Увеличение объемов внимания и памяти
• Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения
• Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:
• Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новым материалом с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой.
• Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.
• Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действия.
• Сравнивать результат ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.
• Принудительное обучение бесполезно.
Именно Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования прописаны целевые ориентиры, и дошкольные учреждения как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Сегодня каждый педагог обладает богатым арсеналом методов и приемов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Давайте вместе вспомним, что мы используем в работе? Какие методы и приемы вы используете в этом направлении? (Математические задачи на смекалку, задачи - шутки, задачи – ловушки, загадки, занимательные вопросы, пословицы, настольно - печатные игры, словестные игры, дидактические игры и т.д.) Остановимся именно на проектной технологии, ведь именно проектная технология поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Развивая у детей математическую грамотность через проектную технологию можно не только передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями в решении новых познавательных и практических задач. Инициатива ребёнка – это значимо для развития умения детьми пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Хочу поделиться опытом использования проектной технологии по ознакомлении детей с цифрами на примере проекта, который был реализован и называется «Мы дружим с цифрой 5».
Название проекта: «Мы дружим с цифрой 5»
Срок реализации проекта: декабрь 2013г. - январь 2014г.
Актуальность:
- Формирование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
- Не все дети усвоили порядковый счет до 5 (15 % - по болезни, отпуск)
- Организация и необходимость работы с детьми с разными образовательными возможностями.
- Слабая активность родителей в закреплении нового материала по данной теме (пропуски детей).
Цель: Закрепить представления о числах в пределах 5, о количественном и порядковом счете.
Задачи проекта:
1)Развитие наглядно - действенного и наглядно – образного мышления, использование элементов поисковой деятельности;
2)Формирование представлений о количестве, счете в пределах 5;
3)Формирование культуры учебно - познавательной деятельности;
4) Организация дифференцированного подхода в работе с детьми с разными образовательными возможностями; 5)Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс в рамках проекта через беседы, консультации.
№ | Мероприятие | Срок проведения |
Работа с детьми | ||
1. | Чтение художественных произведений о цифрах | Декабрь - январь: 3 раза в неделю. |
2. | Отгадывание загадок о цифрах | 1-2 неделя декабря; 1-2 неделя января. |
3. | Рисование «Веселые цифры» | 3-4 неделя декабря 2-3 неделя января |
4. | Составление сказок, рассказов о цифрах «Где живут цифры», «Для чего нужны цифры?»; | 3-4 неделя декабря 2-3 неделя января |
5. | Отгадывание задач – шуток. | 1-2 неделя января |
6. | Наблюдение | Ежедневно декабрь - январь |
7. | Оснащение сюжетной игры «Магазин» | 1-3 неделя января |
8. | Обновление «Математической игротеки» | 1 раз в неделю декабрь – январь |
9. | Подвижные игры | 2-3 неделя декабря 2-3 неделя января |
10. | Разучивание стихов о цифрах | 2 неделя января |
11. | Заключительное мероприятие: «Мы дружим с цифрой 5» | 4 неделя января |
Работа с родителями | ||
1. | Беседа с родителями "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома". | 3 неделя декабря |
2. | Создание с родителями медалей цифр, масок к развлечению | 1-3 неделя января |
В ходе реализации проекта решались задачи по :
Познавательному развитию: Расширять знания детей; умение находить числа в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения.
Развитию речи: Составлять рассказы и сказки о цифрах.
Ознакомлению с художественной литературой: Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Физ. Воспитанию: Закрепить математические понятия через подвижные игры.
Изо-деятельности: Закрепить математические понятия через рисование разных предметов.
Игровой деятельности: Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их
Самостоятельной деятельности: Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.
Результат:
- Освоение материала по ознакомлению с порядковым счетом до 5 со всеми детьми с разными образовательными возможностями.
-Проект позволил детям расширить знания о цифрах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Заключение:
Реализация данного проекта принесла ряд конкретных результатов:
- 70 % детей группы справились с заданиями на высоком уровне, 15 % детей и 10 % детей которые отсутствовали в связи с пропусками по болезням, справились с заданиями на среднем уровне, 5 % - отпуск (по приезду индивидуальные работа).
- По мнению родителей (80%), такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ (беседа).
В ходе работы над проектом я так же формировала у детей читательскую компетентность через чтение сказок про цифры, сочинений, разучивание стихов про цифры и т.д. Эта работа позволяет приобщать ребенка к чтению, развивать интерес к чтению, а также подготавливают к будущему самостоятельному чтению. В проектной деятельности раскрывается индивидуальность, реализуются интересы, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Используемая литература:
1.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г. 2.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
образовательные области: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие
К задачам по формированию математической грамотности образовательной области «Познание» относится : -формирование познавательных действий; -становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; -формирование объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал и др.),
Основные задачи для развития математической грамотности: • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. • Формирование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) • Развитие творческих способностей, фантазии, воображений • Увеличение объемов внимания и памяти • Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения • Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
О пределенные принципы: • Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новым материалом с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой. • Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому. • Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действия. • Сравнивать результат ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей. • Принудительное обучение бесполезно.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная . Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проект « Мы дружим с цифрой 5 ».
Название проекта: «Мы дружим с цифрой 5» Срок реализации проекта: декабрь 2013г. - январь 2014г. Актуальность: - Формирование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). - Не все дети усвоили порядковый счет до 5 (15 % - по болезни, отпуск) - Организация и необходимость работы с детьми с разными образовательными возможностями. - Слабая активность родителей в закреплении нового материала по данной теме (пропуски детей). Цель: Закрепить представления о числах в пределах 5, о количественном и порядковом счете. Задачи проекта: 1)Развитие наглядно - действенного и наглядно – образного мышления, использование элементов поисковой деятельности; 2)Формирование представлений о количестве, счете в пределах 5; 3)Формирование культуры учебно - познавательной деятельности; 4) Организация дифференцированного подхода в работе с детьми с разными образовательными возможностями; 5)Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс в рамках проекта через беседы, консультации.
№ Мероприятие Срок проведения Работа с детьми 1. Чтение художественных произведений о цифрах Декабрь - январь: 3 раза в неделю. 2. Отгадывание загадок о цифрах 1-2 неделя декабря; 1-2 неделя января. 3. Рисование «Веселые цифры» 3-4 неделя декабря 2-3 неделя января 4. Составление сказок, рассказов о цифрах «Где живут цифры», «Для чего нужны цифры?»; 3-4 неделя декабря 2-3 неделя января 5. Отгадывание задач – шуток. 1-2 неделя января 6. Наблюдение Ежедневно декабрь - январь
7. Оснащение сюжетной игры «Магазин » 1-3 неделя января 8. Обновление «Математической игротеки » 1 раз в неделю декабрь – январь 9. Подвижные игры 2-3 неделя декабря 2-3 неделя января 10. Разучивание стихов о цифрах 2 неделя января 11. Заключительное мероприятие: «Мы дружим с цифрой 5» 4 неделя января Работа с родителями 1. Беседа с родителями "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома". 3 неделя декабря 2. Создание с родителями медалей цифр, масок к развлечению 1-3 неделя января
Формирование математической грамотности Познавательное развитие Развитие речи Ознакомление с художественной литературой Физ. воспитание Изо-деятельность Игровая деятельность Самостоятельная деятельность
Результат: - Освоение материала по ознакомлению с порядковым счетом до 5 со всеми детьми с разными образовательными возможностями. -Проект позволил детям расширить знания о цифрах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Заключение: Реализация данного проекта принесла ряд конкретных результатов: - 70 % детей группы справились с заданиями на высоком уровне, 15 % детей и 10 % детей которые отсутствовали в связи с пропусками по болезням, справились с заданиями на среднем уровне , 5 % - отпуск (по приезду индивидуальные работа). - По мнению родителей (80%), такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ (беседа).
Результат: - Освоение материала по ознакомлению с порядковым счетом до 5 со всеми детьми с разными образовательными возможностями. -Проект позволил детям расширить знания о цифрах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Заключение: Реализация данного проекта принесла ряд конкретных результатов: - 70 % детей группы справились с заданиями на высоком уровне, 15 % детей и 10 % детей которые отсутствовали в связи с пропусками по болезням, справились с заданиями на среднем уровне, 5 % - отпуск (по приезду индивидуальные работа). - По мнению родителей (80%), такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ (беседа).
В ходе работы над проектом я так же формировала у детей читательскую компетентность через чтение сказок про цифры, сочинений, разучивание стихов про цифры и т.д. Эта работа позволяет приобщать ребенка к чтению, развивать интерес к чтению, а также подготавливают к будущему самостоятельному чтению. В проектной деятельности раскрывается индивидуальность, реализуются интересы, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе по формированию математических представлений с использованием современных образовательных технологий «Лесная сказка»
Развитие логического и образного мышления, конструктивных умений, фантазии и творчества....
Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст
Образовательный проект включает в себя план обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...
Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами современных образовательных технологий
Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО» будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогов ДОУ.В течение семинара мы...
Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами современных образовательных технологий
Цель: повышение уровня профессионализма педагогов ДОУ.Задачи: Провести краткий анализ условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста....
Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий
Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий...
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...
Обеспечение с помощью современных образовательных технологий учета индивидуальных особенностей одаренных детей и/или детей, проявляющих стойкий интерес к занятиям
Фото различных занятий с одарёнными детьми в разных группах...