Дидактические игры в обучении детей основам математики
статья по математике
Дошкольное детство - это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_obuchenii_detey_osnovam_matematiki.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Орехова О.Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад комбинированного вида
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ
Дошкольное детство - это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше начинали учиться в школе.
ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). (п.2.6 ФГОС ДОО)
Прочитав и проанализировав по этому вопросу различные источники, а именно "Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Вераксы, программу "Математические ступеньки" Е.В. Колесниковой, Программу "Развитие" Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, мы пришли к выводу, что существует проблема, заключающаяся в частичном отсутствии разработанной системы применения дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, умений и навыков в отдельно взятой программе.
Таким образом, дополнением стали бы следующие дидактические игры и материалы: палочки Кюизенера, блоки Деньеша, лабиринты Воскобовича, логические игры Столяра.
Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Воспитатели широко используют дидактические игры, так как они одновременно решают и обучающие и игровые задачи. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Игра используется как учебное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений
- Игры путешествие во времени
- Игры с цифрами и числами
- Игры на ориентирование в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Таким образом, занимательные дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности. Дидактические игры эффективно способствуют развитию личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения, которое позволяет продвигать в развитии всех детей.
Литература:
1.Развитие логического мышления детей Л. Ф. Тихоморова, А.В.Басов
2.Математика от трех до семи (Учебно-методическое пособие
для воспитателей детских садов)
3.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М.: Просвещение,1987
4.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.:Просвещение, 1987 - 97 с.
5. Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание -2006 - No1 - с.60-66.
6.История дошкольной педагогики, Москва "Просвещение" 1989г.
7. Дошкольная педагогика, Москва "Просвещение" 1991г
8.Белошистая А.В. «Занятия по развитию математических способностей детей4-5 лет»-М:ГИЦ, 2005
9.Михайлова З.А., Э.Н.Иоффе «Математика от трёх до семи»- СПб.: «Акцент», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучени...
Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".
Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
ОТЧЕТ о выступлении «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...
Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.
Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....
"Дидактические игры в обучении детей основам математики"
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....
Дидактические игры в обучении детей основам математики
Программа по самообразованию...
Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»
В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...