Тема: «Организация сенсомоторного развития младших дошкольников посредством занимательной игровой деятельности».
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа)
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорных систем происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.
Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша.
Игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать различные действия: облизывать и кусать погремушку, хватать кубик, бросать мяч, перемещать машину.
Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
В дидактических играх действия с предметами, знакомство с формой, цветом, свойствами становится более эффективным, если привлекается различный наглядный материал: бытовые предметы, игрушки, а так же специально разработанные пособия. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Актуальность проблемы сенсорного развития младших дошкольников заключается в том, что современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущениях, перегрузку в зрительных и звуковых ощущениях.
Задачи сенсорного развития, стоящие перед воспитателем:
виды восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет
- восприятие формы (первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы, прежде всего по форме);
- восприятие целостных предметов (наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет);
- восприятие сложных явлений действительности (формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
- восприятие пространства (формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ);
- восприятие величины ( объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении);
-восприятие цвета ( главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия);
-восприятие особых свойств предметов и явлений ( осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения);
-восприятие времени (основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности, восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"
Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....
Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством занимательных игр и упражнений.
В статье описана связь игровой и познавательной деятельности дошкольников, а также приведены примеры различных игровых упражнений и игр, направленных на формирование и развитие элементарных математиче...
«Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности»
Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошк...
Опыт работы по теме: «Формирование навыков сотрудничества у младших дошкольников посредством социо — игровой технологии».
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способност...
Обобщение опыта по теме: "Моделирование предметно-пространственной среды группы для сенсомоторного развития младших дошкольников"
Моделирование предметно-пространственной среды группы для сенсомоторного развития младших дошкольников....
Конспект открытого мероприятия по обобщению опыта на муниципальном уровне на тему: «Моделирование предметно-пространственной среды группы для сенсомоторного развития младших дошкольников»
Технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсо-моторного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Предметно-пространственная среда группы является одним из средств, формир...
Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»
Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»...