Проект «Развитие младших дошкольников посредством современных игровых технологий»
проект по развитию речи (младшая группа)

Девяткина Виктория Николаевна

Проект «Развитие младших дошкольников  посредством современных игровых технологий»

Краткая аннотация проекта

 

Вид проекта: социально-педагогический, творчески-игровой.

 

Проект осуществляется педагогами второй младшей группы. Участники проекта: дети, педагоги,  родители.

 

Проект краткосрочный, так как рассчитан на работу в течение трех месяцев.

 

Для современной ситуации в образовании характерна тенденция вытеснения игры из дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания, а также излишне раннее навязывание детям учебной деятельности. Но так как игра является важнейшим средством психического, личностного и социального развития ребенка, и весь период дошкольного детства называют сензитивным периодом для развития игры, наш проект будет направлен на то, чтобы использовать её для решения образовательных задач. В результате учебная деятельность естественным образом должна созреть в полноценной игре младших дошкольников.

 

Данный проект предполагает использование игровых приемов во всех видах деятельности в течение дня.

 

Проект разработан по теме «Профессии» (врач, повар, шофер, строитель). По каждой теме прилагается план работы в течение трех недель. Мы выбрали такие темы, так как для младшего дошкольного возраста удобнее всего организовать экскурсии по ним в детском саду и во время прогулки, и наглядно продемонстрировать работу взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc708.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребёнка - Детский сад № 352»

Тема проекта:

«Развитие младших дошкольников

посредством современных игровых технологий»

Автор проекта –

      Девяткина Виктория Николаевна, воспитатель первой

квалификационной категории

г. Новосибирск, 2022 г.

Краткая аннотация проекта

Вид проекта: социально-педагогический, творчески-игровой.

Проект осуществляется педагогами второй младшей группы. Участники проекта: дети, педагоги,  родители.

Проект краткосрочный, так как рассчитан на работу в течение трех месяцев.

Для современной ситуации в образовании характерна тенденция вытеснения игры из дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания, а также излишне раннее навязывание детям учебной деятельности. Но так как игра является важнейшим средством психического, личностного и социального развития ребенка, и весь период дошкольного детства называют сензитивным периодом для развития игры, наш проект будет направлен на то, чтобы использовать её для решения образовательных задач. В результате учебная деятельность естественным образом должна созреть в полноценной игре младших дошкольников.

Данный проект предполагает использование игровых приемов во всех видах деятельности в течение дня.

Проект разработан по теме «Профессии» (врач, повар, шофер, строитель). По каждой теме прилагается план работы в течение трех недель. Мы выбрали такие темы, так как для младшего дошкольного возраста удобнее всего организовать экскурсии по ним в детском саду и во время прогулки, и наглядно продемонстрировать работу взрослых.

Использование одной темы на занятиях помогает закреплять знания детей о профессиях, а также помогает на основе эмоционально – окрашенного общения с детьми осуществлять взаимосвязь содержания дошкольного образования с разнообразными видами деятельности, прежде всего игровой.

Главная цель проекта: внедрение современных игровых развивающих технологий в образовательный процесс и формирование посредством их социально-нравственных качеств у детей.

На этапе подготовки необходимо приобрести детскую литературу, дидактические и словесные игры по темам. Воспитатели изготавливают  экран «Всё о профессии», который содержит в себе информацию, наглядные картины, фотографии по изучаемой трудовой деятельности. Создается необходимая игровая среда.

Данный педагогический проект не только определит работу младшей группы на три месяца, но и поможет определить задачи развития и план действий на будущее, разработать проблемные направления.

Считаем, основное назначение проекта – быть средством интеграции и мобилизации коллектива воспитателей и родителей младшей группы на достижение целей развития детей.

Постановка проблемы

Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни.

Многообразна литература о роли игры в развитии личности ребенка. Отечественная педагогика внесла свой вклад в теорию и практику игровой деятельности, но, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что сегодня происходит утрата традиций, связанных с игрой.

Виды игровой деятельности в детских садах однообразны, некоторые педагоги не владеют технологией игровой деятельности, отсутствует практика коллективных игр. В связи с этим и возникла идея разработки проекта, который бы позволял использовать игровые приемы во время обучения детей. А также во время самостоятельной и совместной деятельности, на прогулке и в часы утренних бесед.

При разработке проекта педагоги опирались на творческое наследие известных психологов и педагогов, занимавшихся проблемами игры.

В отечественной педагогике и психологии проблемы игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин, О.С. Газман. В современных условиях различные аспекты проблемы исследуются Г.П. Щедровицким, А.А. Вербицким, В.Я. Платоновым, Н.П. Аникеевой и др.

Во время работы над проектом педагоги ориентировались не только на подготовку ребёнка к школе, но и на обеспечение полноценного проживания дошкольного возраста, в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. А это возможно только в том случае, если видеть в ребенке человека, имеющего сложный мир отношений, интересов, стремление к полноценному досугу, к яркой игровой детской жизни. Кроме того, обеспечить ребенку яркую, насыщенную радостью и игрой жизнь, - обязанность педагогов. А для этого они должны владеть теорией и практикой игровой деятельности, уделять большое внимание игровым методам.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: внедрение современных игровых развивающих технологий в образовательный процесс и формирование посредством их социально-нравственных качеств у детей.

Задачи проекта:

  • развитие познавательной сферы воспитанников, расширение у них знаний о мире и человеке;
  • развитие игровых, познавательных, сенсорных, речевых способностей, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • овладение образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой;
  • формирование у детей эмоционально-эстетического и бережного отношения к игрушкам и игровому материалу;
  • обогащение словаря о труде взрослых;
  • обучение детей навыкам разумно строить свою игровую деятельность, высказывать свое мнение;
  • оказание помощи родителям в организации и проведении развивающей среды с детьми на основе использования современных игровых средств и оборудования;
  • просвещение родителей по вопросам создания семейной игротеки и организации развивающих игр в семье.

Этапы реализации проекта

1 этап (Предварительная подготовка)

  1. Определение педагогом темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
  3. Приобретение необходимого материала для: игр с песком, водой, сюжетно-ролевых игр, спортивных игр;
  4. Оформление родительских уголков, папок-раскладушек по темам недели;
  5. Подготовка детской литературы, дидактических и словесных  игр по ознакомлению с профессиями взрослых;
  6. Изготовление экрана «Всё о профессии» (наглядные картины, фотографии по темам недели).

В соответствии с сюжетообразующими функциями понадобятся три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные посуда, аптечка и т.д.)

«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, колпак повара и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, больничная кушетка и т.п.)

Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные (35-50 см.)

3 разные

Куклы средние (20-30 см.)

7 разные

Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)

10 разные

Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см)

15-20 разные

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

1

Наборы наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

2

Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

2-3

Наборы солдатиков (среднего размера)

1

Фигурки-человечки (объёмные 10-15 см)

10 разные

Белая шапочка

3

Плащ-накидка

3

Фуражка / бескозырка

3

Каска

2

Набор масок сказочных животных

1

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной и средней)

3

Набор кухонной посуды (крупной и средней)

3

Миски (тазики)

2

Молоток пластмассовый

1

Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи)

1

Комплект постельных принадлежностей для кукол

3

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

3 разные

Тележка-ящик (крупная)

1

Автомобили с открытым верхом (средние)

5 разные

Автомобили с открытым верхом (крупные)

2 разные

Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)

3

Телефон

3

Ведёрки

5

Пожарная машина средних размеров

1

Машина «скорой помощи», средних размеров

1

Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров

1

Лодка средних размеров

2

Самолёт средних размеров

2

Конь на палочке

3

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)

3

Полосатый жезл

1

Бинокль (подзорная труба)

1

Руль

2

Весы

1

Сумки, корзины, рюкзачки

7 разные

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

1

Кукольный стул (крупный)

4

Кукольная кровать

2

Кукольный диванчик

1

Шкафчик для кукольного белья

1

Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку)

1

Кухонная плита (соразмерная ребёнку)

1

Ширма-остов домика

1

Складной остов автобуса (автомобиля)

1

Ширма-прилавок

1

Набор мебели для кукол среднего размера

1

Бензоколонка (крупная)

1

Полифункциональные материалы

Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)

6

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Крупный строительный набор

1

Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м)

3

Организация среды

Пространство игровой комнаты обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:

  • зоны сюжетно-ролевых игр («больница», «кухня», «гараж»)
  • зона активных игр (спортивные модули, мячи, маты)
  • зоны релаксаций (коврики, домики – палатки, качели, книжный уголок)
  • зона игр с песком и водой, природным материалом
  • зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек, дидактические игры)
  • “строительные” зоны (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности)
  • зона для рисования и прикладной деятельности (мольберты, столы, бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т.д.) 

2 этап (Практическая часть)

1. Содержание деятельности родителей: 

  • Изготовление игрушек - самоделок.
  • Подбор игрушек для уголков сюжетно-ролевой игры в д\с.
  • Участие в оформлении выставок в группе.
  • Участие в оформлении группы (шары, игрушки, подбор муз. материала).
  • Выставка материалов “ Как я играю дома”.

2. Содержание деятельности педагогов:

Работа с родителями             Работа с детьми

План работы с детьми представлен в приложении № 1. Полный конспект одного из занятий – см. приложение № 2.

Работа педагогов с родителями:

  • встречи и беседы родителей с воспитателями;
  • консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств;
  • опрос для получения обратной связи от родителей;
  • организация библиотеки по профессиям для родителей.

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

дети: 

  • проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
  • овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
  • умеют переносить игровые действия с одной игрушки на другую;
  • дети самостоятельно изготавливают простейшие поделки для игр, предметы-заместители;
  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
  • повышается уровень умелости, самостоятельности;
  • дети организуют самостоятельные игры;
  • умеют распределять между собой роли;
  • дети научаются играть в коллективе, договариваться, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог;
  • проявляют активность, инициативность, раскрепощенность в общении;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

родители: 

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение компетентности родителей при выборе игрушек;
  • активное участие в изготовлении атрибутов для игр детей;
  • проявление творческих способностей вместе с детьми в различных видах игры.

Практическая значимость результатов

При работе над проектом коллектив родителей и воспитателей получил следующие результаты:

-альбом с детскими рисунками по темам разных профессий,

-«портфолио» на разные виды труда взрослого (составляется воспитателем по завершении недели),

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Поварята», «Врачи», «Строители», «Шофёры»,

-папки с работами детей по данной теме,

-фотовыставка «Знакомимся с профессиями взрослых»,

-данный опыт работы может быть использован воспитателями 2 младшей группы любого другого дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с использованием современных игровых технологий во II младшей группе «Безопасность дома» (Методическая разработка)

Проект направлен на решение проблемы социализации детей, через элементы драматизации, чтобы объяснить сложные нравственные проблемы, поскольку в игре возможны высшие достижения ребенка, и формирование...

Музыкальное занятие во 2-й младшей группе по теме «Использование современных игровых технологий в работе с детьми по здоровьесбережению»

Открытое музыкальное занятие во 2й младшей группе с использованием элементов здоровьесбережения - дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и самомассажа....

Статья. Современные игровые технологии как средство формирования экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть красоту о...

Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг. 1.Тема: Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада.

Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг.1.Тема:  Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада....

Презентация Отличительные особенности игровых технологий и обоснование алгоритма разработки и совершенствования современных игровых технологий в ДОО и разных видах детской деятельности

Эмоция, возникающая по поводу игровой роли, и выполняющая функцию побудителя действия, начинает распространяться на всю игровую ситуацию и образовательную задачу в целом. Воображаемая ситуации и роль ...