Проект «Развитие младших дошкольников посредством современных игровых технологий»
проект по развитию речи (младшая группа)
Проект «Развитие младших дошкольников посредством современных игровых технологий»
Краткая аннотация проекта
Вид проекта: социально-педагогический, творчески-игровой.
Проект осуществляется педагогами второй младшей группы. Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Проект краткосрочный, так как рассчитан на работу в течение трех месяцев.
Для современной ситуации в образовании характерна тенденция вытеснения игры из дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания, а также излишне раннее навязывание детям учебной деятельности. Но так как игра является важнейшим средством психического, личностного и социального развития ребенка, и весь период дошкольного детства называют сензитивным периодом для развития игры, наш проект будет направлен на то, чтобы использовать её для решения образовательных задач. В результате учебная деятельность естественным образом должна созреть в полноценной игре младших дошкольников.
Данный проект предполагает использование игровых приемов во всех видах деятельности в течение дня.
Проект разработан по теме «Профессии» (врач, повар, шофер, строитель). По каждой теме прилагается план работы в течение трех недель. Мы выбрали такие темы, так как для младшего дошкольного возраста удобнее всего организовать экскурсии по ним в детском саду и во время прогулки, и наглядно продемонстрировать работу взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 708.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ «Центр развития ребёнка - Детский сад № 352»
Тема проекта:
«Развитие младших дошкольников
посредством современных игровых технологий»
Автор проекта –
Девяткина Виктория Николаевна, воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новосибирск, 2022 г.
Краткая аннотация проекта
Вид проекта: социально-педагогический, творчески-игровой.
Проект осуществляется педагогами второй младшей группы. Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Проект краткосрочный, так как рассчитан на работу в течение трех месяцев.
Для современной ситуации в образовании характерна тенденция вытеснения игры из дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания, а также излишне раннее навязывание детям учебной деятельности. Но так как игра является важнейшим средством психического, личностного и социального развития ребенка, и весь период дошкольного детства называют сензитивным периодом для развития игры, наш проект будет направлен на то, чтобы использовать её для решения образовательных задач. В результате учебная деятельность естественным образом должна созреть в полноценной игре младших дошкольников.
Данный проект предполагает использование игровых приемов во всех видах деятельности в течение дня.
Проект разработан по теме «Профессии» (врач, повар, шофер, строитель). По каждой теме прилагается план работы в течение трех недель. Мы выбрали такие темы, так как для младшего дошкольного возраста удобнее всего организовать экскурсии по ним в детском саду и во время прогулки, и наглядно продемонстрировать работу взрослых.
Использование одной темы на занятиях помогает закреплять знания детей о профессиях, а также помогает на основе эмоционально – окрашенного общения с детьми осуществлять взаимосвязь содержания дошкольного образования с разнообразными видами деятельности, прежде всего игровой.
Главная цель проекта: внедрение современных игровых развивающих технологий в образовательный процесс и формирование посредством их социально-нравственных качеств у детей.
На этапе подготовки необходимо приобрести детскую литературу, дидактические и словесные игры по темам. Воспитатели изготавливают экран «Всё о профессии», который содержит в себе информацию, наглядные картины, фотографии по изучаемой трудовой деятельности. Создается необходимая игровая среда.
Данный педагогический проект не только определит работу младшей группы на три месяца, но и поможет определить задачи развития и план действий на будущее, разработать проблемные направления.
Считаем, основное назначение проекта – быть средством интеграции и мобилизации коллектива воспитателей и родителей младшей группы на достижение целей развития детей.
Постановка проблемы
Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни.
Многообразна литература о роли игры в развитии личности ребенка. Отечественная педагогика внесла свой вклад в теорию и практику игровой деятельности, но, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что сегодня происходит утрата традиций, связанных с игрой.
Виды игровой деятельности в детских садах однообразны, некоторые педагоги не владеют технологией игровой деятельности, отсутствует практика коллективных игр. В связи с этим и возникла идея разработки проекта, который бы позволял использовать игровые приемы во время обучения детей. А также во время самостоятельной и совместной деятельности, на прогулке и в часы утренних бесед.
При разработке проекта педагоги опирались на творческое наследие известных психологов и педагогов, занимавшихся проблемами игры.
В отечественной педагогике и психологии проблемы игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин, О.С. Газман. В современных условиях различные аспекты проблемы исследуются Г.П. Щедровицким, А.А. Вербицким, В.Я. Платоновым, Н.П. Аникеевой и др.
Во время работы над проектом педагоги ориентировались не только на подготовку ребёнка к школе, но и на обеспечение полноценного проживания дошкольного возраста, в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. А это возможно только в том случае, если видеть в ребенке человека, имеющего сложный мир отношений, интересов, стремление к полноценному досугу, к яркой игровой детской жизни. Кроме того, обеспечить ребенку яркую, насыщенную радостью и игрой жизнь, - обязанность педагогов. А для этого они должны владеть теорией и практикой игровой деятельности, уделять большое внимание игровым методам.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: внедрение современных игровых развивающих технологий в образовательный процесс и формирование посредством их социально-нравственных качеств у детей.
Задачи проекта:
- развитие познавательной сферы воспитанников, расширение у них знаний о мире и человеке;
- развитие игровых, познавательных, сенсорных, речевых способностей, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;
- овладение образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой;
- формирование у детей эмоционально-эстетического и бережного отношения к игрушкам и игровому материалу;
- обогащение словаря о труде взрослых;
- обучение детей навыкам разумно строить свою игровую деятельность, высказывать свое мнение;
- оказание помощи родителям в организации и проведении развивающей среды с детьми на основе использования современных игровых средств и оборудования;
- просвещение родителей по вопросам создания семейной игротеки и организации развивающих игр в семье.
Этапы реализации проекта
1 этап (Предварительная подготовка)
- Определение педагогом темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Приобретение необходимого материала для: игр с песком, водой, сюжетно-ролевых игр, спортивных игр;
- Оформление родительских уголков, папок-раскладушек по темам недели;
- Подготовка детской литературы, дидактических и словесных игр по ознакомлению с профессиями взрослых;
- Изготовление экрана «Всё о профессии» (наглядные картины, фотографии по темам недели).
В соответствии с сюжетообразующими функциями понадобятся три типа игрового материала (игрушек):
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные посуда, аптечка и т.д.)
«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, колпак повара и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, больничная кушетка и т.п.)
Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные (35-50 см.) | 3 разные |
Куклы средние (20-30 см.) | 7 разные | |
Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см) | 10 разные | |
Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см) | 15-20 разные | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 | |
Наборы наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2 | |
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи | 2-3 | |
Наборы солдатиков (среднего размера) | 1 | |
Фигурки-человечки (объёмные 10-15 см) | 10 разные | |
Белая шапочка | 3 | |
Плащ-накидка | 3 | |
Фуражка / бескозырка | 3 | |
Каска | 2 | |
Набор масок сказочных животных | 1 | |
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (крупной и средней) | 3 |
Набор кухонной посуды (крупной и средней) | 3 | |
Миски (тазики) | 2 | |
Молоток пластмассовый | 1 | |
Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи) | 1 | |
Комплект постельных принадлежностей для кукол | 3 | |
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 3 разные | |
Тележка-ящик (крупная) | 1 | |
Автомобили с открытым верхом (средние) | 5 разные | |
Автомобили с открытым верхом (крупные) | 2 разные | |
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) | 3 | |
Телефон | 3 | |
Ведёрки | 5 | |
Пожарная машина средних размеров | 1 | |
Машина «скорой помощи», средних размеров | 1 | |
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров | 1 | |
Лодка средних размеров | 2 | |
Самолёт средних размеров | 2 | |
Конь на палочке | 3 | |
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | 3 | |
Полосатый жезл | 1 | |
Бинокль (подзорная труба) | 1 | |
Руль | 2 | |
Весы | 1 | |
Сумки, корзины, рюкзачки | 7 разные | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | 1 |
Кукольный стул (крупный) | 4 | |
Кукольная кровать | 2 | |
Кукольный диванчик | 1 | |
Шкафчик для кукольного белья | 1 | |
Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку) | 1 | |
Кухонная плита (соразмерная ребёнку) | 1 | |
Ширма-остов домика | 1 | |
Складной остов автобуса (автомобиля) | 1 | |
Ширма-прилавок | 1 | |
Набор мебели для кукол среднего размера | 1 | |
Бензоколонка (крупная) | 1 | |
Полифункциональные материалы | Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды) | 6 |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | |
Крупный строительный набор | 1 | |
Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м) | 3 |
Организация среды
Пространство игровой комнаты обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:
- зоны сюжетно-ролевых игр («больница», «кухня», «гараж»)
- зона активных игр (спортивные модули, мячи, маты)
- зоны релаксаций (коврики, домики – палатки, качели, книжный уголок)
- зона игр с песком и водой, природным материалом
- зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек, дидактические игры)
- “строительные” зоны (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности)
- зона для рисования и прикладной деятельности (мольберты, столы, бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т.д.)
2 этап (Практическая часть)
1. Содержание деятельности родителей:
- Изготовление игрушек - самоделок.
- Подбор игрушек для уголков сюжетно-ролевой игры в д\с.
- Участие в оформлении выставок в группе.
- Участие в оформлении группы (шары, игрушки, подбор муз. материала).
- Выставка материалов “ Как я играю дома”.
2. Содержание деятельности педагогов:
Работа с родителями Работа с детьми
План работы с детьми представлен в приложении № 1. Полный конспект одного из занятий – см. приложение № 2.
Работа педагогов с родителями:
- встречи и беседы родителей с воспитателями;
- консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств;
- опрос для получения обратной связи от родителей;
- организация библиотеки по профессиям для родителей.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
дети:
- проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
- овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- умеют переносить игровые действия с одной игрушки на другую;
- дети самостоятельно изготавливают простейшие поделки для игр, предметы-заместители;
- проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- повышается уровень умелости, самостоятельности;
- дети организуют самостоятельные игры;
- умеют распределять между собой роли;
- дети научаются играть в коллективе, договариваться, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог;
- проявляют активность, инициативность, раскрепощенность в общении;
- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение компетентности родителей при выборе игрушек;
- активное участие в изготовлении атрибутов для игр детей;
- проявление творческих способностей вместе с детьми в различных видах игры.
Практическая значимость результатов
При работе над проектом коллектив родителей и воспитателей получил следующие результаты:
-альбом с детскими рисунками по темам разных профессий,
-«портфолио» на разные виды труда взрослого (составляется воспитателем по завершении недели),
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Поварята», «Врачи», «Строители», «Шофёры»,
-папки с работами детей по данной теме,
-фотовыставка «Знакомимся с профессиями взрослых»,
-данный опыт работы может быть использован воспитателями 2 младшей группы любого другого дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной образовательной деятельности в группе раннего развития по теме «Транспорт» с использованием современных игровых технологий
НОД в группе раннего развития по теме "Транспорт"....

Проект с использованием современных игровых технологий во II младшей группе «Безопасность дома» (Методическая разработка)
Проект направлен на решение проблемы социализации детей, через элементы драматизации, чтобы объяснить сложные нравственные проблемы, поскольку в игре возможны высшие достижения ребенка, и формирование...

Музыкальное занятие во 2-й младшей группе по теме «Использование современных игровых технологий в работе с детьми по здоровьесбережению»
Открытое музыкальное занятие во 2й младшей группе с использованием элементов здоровьесбережения - дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и самомассажа....

Статья. Современные игровые технологии как средство формирования экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть красоту о...

Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг. 1.Тема: Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада.
Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг.1.Тема: Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада....
Презентация Отличительные особенности игровых технологий и обоснование алгоритма разработки и совершенствования современных игровых технологий в ДОО и разных видах детской деятельности
Эмоция, возникающая по поводу игровой роли, и выполняющая функцию побудителя действия, начинает распространяться на всю игровую ситуацию и образовательную задачу в целом. Воображаемая ситуации и роль ...

Проект "Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
Создание лэпбуков различной тематики с семьями воспитанников....