Игры для развития у детей дошкольного возраста математических представлений
консультация по математике на тему

Дидактические игры познавательного развития у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

города Москвы «Школа 2127»

Выступление Игра как основной метод развития у детей дошкольного возраста математических  представлений

Составили и провели 09.02.2018 г.

воспитатель средней группы Ситникова О. С.

  1. Формирование количественных представлений

Игра «Парочки»

Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.

Игровой материал: карточки с разным количеством предметов. Жетоны с картинками.

Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой. Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.

Игра «Найди пару»

Цель: формировать умение сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Игровой материал: Карточки с разным количеством игрушек

Ход игры: Воспитатель говорит: посмотрите, у нас есть карточки с разным количеством игрушек. Но они все перепутались. Их надо сложить так, чтобы, на двух карточках было одинаковое количество предметов. Эти карточки я вам раздам, и вы будете искать себе пару. Почему вы стали вместе? Сколько яблок? Сколько груш?

  1. Формирование временных представлений у дошкольников

Игра "Вчера. Сегодня. Завтра"

Цель игры: закрепить у детей понятия "Вчера", "Сегодня", "Завтра"; соотношение числа с днём недели. Закрепить последовательность дней недели. Уметь планировать и анализировать свою деятельность в трёхдневный отрезок времени.

Оборудование: карточки с изображением событий и режимных моментов.

Ход игры: Дети с помощью карточек отмечают месяц, день недели, число, когда это было (вчера, сегодня, завтра). Как вариант игры - упражнение "Когда это бывает". Детям предлагаются варианты событий или любые режимные моменты в трёхдневный отрезок недели, они должны ответить, когда происходило это событие "Вчера. Сегодня. Завтра. "

Игра «Когда?»

Цель: упражнять в употреблении понятий «утро», «полдень», «вечер».

Оборудование: кукла и предметы режимных моментов.

Педагог при помощи куклы – марионетки производит разные действия, по которым дети должны определить, о какой части суток идет речь. Например, кукла встает с постели, одевается и причесывается (утро), обедает (полдень), раздевается и ложится спать (вечер).

Вариант. Дети называют действия куклы: умывается, обедает, причесывается и пр. – и определяют время.

  1. Формирование пространственных представлений у детей.

Игра: «Угадай, кого загадали».

Цель: Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.

Оборудование: 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц.

Ход игры: Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Оборудование: мяч

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

  1. Формирование представлений о величине у детей.

Игра «Собери урожай»

Цели и задачи: научить малышей сравнивать изучаемые предметы по величине: большой-маленький, считать по порядку, развивать мелкую моторику рук, внимание, зрительную память, сенсорное восприятие.

Материал: ежики (маленький и большой). Яблоки, грибы, листочки и т.д. (маленькие и большие)

Ход игры

Игра начинается с рассказа о ежах, их внешнем виде и среде обитания, о любимой еде.

Дальше воспитатель предлагает детям помочь собрать урожай, чтобы маленькие яблоки оказались у маленького ежика, а большие у большого ёжика.

Затем пересчитать яблоки у обоих ежат и ответить на вопросы:

- У какого ежа яблок оказалось больше?

- У какого ежа яблок меньше?

Игра «Разложи шарики в корзинки»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).
Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.

Ход игры. Взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик – в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку – маленький шарик, а в большую корзинку – большой шарик».

Игра «Под платочком»

Цель: развитие тактильного восприятия величины
Оборудование:  парные предметы разной длины (карандаши, строительный материал, палочки, платок.
Ход игры. Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того, как ребенок определил, какая палочка длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы.

  1. Формирование счётной деятельности у дошкольников

Игра «Кто знает,  пусть дальше считает».

Цель: Упражнять в прямом и обратном счёту в пределах 10.

Оборудование: мяч

Ход игры: Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто знает. Пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10».

Игра «Каких чисел недостает?»

Цель: формировать представление об определённой последовательности чисел; упражнять в сравнении смежных чисел.

Оборудование: карточки с точками

Содержание. Учитель произносит два числа, а дети должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит: «8, 10». Дети показывают поочередно недостающие числа на карточках.

  1. Формирование вычислительной деятельности у дошкольников

Игра "Собери поезд" 

Цель: упражнять дошкольников в решении примеров на сложение и вычитание; закрепить знания детей в порядковом счёте в пределах 10; развивать внимание, мышление и логику.

Оборудование: вагончики с примерами

Ход игры: на столе перед ребёнком разложены вагончики и локомотив поезда. На каждом вагончике напечатаны примеры. Задача ребёнка сосчитать примеры на каждом вагончике и затем разместить их по порядку.

Так как мы упражняем детей в решении примеров в пределах 10, то количество вагончиков может достигать 10. Увеличивать количество нужно постепенно, когда дети будут хорошо владеть счётом.

Игра «Рыбки»

Цель: Закрепить у детей умение совершать математические действия и решать примеры в пределах 10; тренировать детей в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10; закреплять навыки счёта в решении примеров; развивать математическую память; развивать логическое мышление; следить за произношением звуков в ответах.

Оборудование: рыбки с примерами, карточки с цифрами

Ход игры:

На доске вывешиваются на магнитах рыбки, на которых написаны примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Детям раздаю цифры от 1 до 10.

Задание: Вы рыбаки, ваш улов на доске. Вы должны выйти и выбрать рыбку, где в ответе будет присутствовать ваше число. например рыбка с примером 6+2, то эту рыбку заберет ребенок, у которого цифра 8. Если пример на рыбке 9-2, то эту рыбку заберет ребенок, у которого цифра 7. Если выходящий ребенок ошибается с выбором, то спрашиваем у детей, правильно ли выбрана рыбка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Консультация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста".

Игровая деятельность - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой,именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".

Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...