Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа) по теме
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Младший возраст является наиболее сенситивным периодом для усвоения речи. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь. Удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен идти в интересной, доступной игровой форме. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Малышам еще трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, поэтому в своей работе я использовала преимущественно игровые формы образовательной деятельности.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребенка.
Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд», где детям предлагается двигаться за воспитателем, выполняя его поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области: «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание». Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке», направленная на активное использование слов в речи, составление сложных предложений («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»). Дидактическая игра «Оркестр», в которой детям предлагалось отгадать загадку о музыкальном инструменте, кто первый отгадает тот получает инструмент, таким образом получается оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Труд».
Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком.
В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)
Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:
- формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.
- развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям предлагалось разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в барабан и др., задача первой команды - отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны чистоговорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики и др.
- развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» - дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки? » дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет.
- для развития связной речи (монологической и диалогической) я использовала дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» - составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы если? », где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо высказываний, например «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты? ». Сюжетно-дидактические игры. В которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. В этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и нормы поведения.
В результате целенаправленной и систематической работы по образовательной области «Коммуникация» мы добились положительных результатов. Дети к концу учебного года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателем, родителями и сверстниками. Речь у ребят стала более четкой, больше используются в речи обобщающие слова. Предложения при составлении описательных рассказов стали сложными распространенными. Развивающая среда в группе пополнилась картотекой дидактических игр на развитие речи, дыхательных гимнастик, пальчиковых гимнастик, атрибутикой для сюжетно-дидактических игр.
Таким образом, систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-142743-1635948378.jpg)
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-180151-1358268519.jpg)
Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-796910-1559717310.jpg)
Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-810986-1633606863.jpg)
Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста" 3-4 года...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/05/picture-1160411-1567703321.jpg)
Презентация. Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.
Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-1290530-1605684773.jpg)
Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста
Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.Игра имеет большое значение и для развития ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-1314678-1679408988.jpg)
«Влияние дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...