Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Содержание проекта:
Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:
1. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам
2. Психологическая комфортность;
3. Наглядность и разнообразие игрового материала;
4. Доступность
5. Научность.
Цель математического развития дошкольников
- Всестороннее развитие личности ребенка.
- Подготовка к успешному обучению в школе.
- Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников
- Формирование системы элементарных математических представлений.
- Формирование предпосылок математического мышления.
- Формирование сенсорных процессов и способностей.
- Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр.
Воспитатель ШУТОВА М.Б.
Г.о.г.Выкса
Название проекта «Мы играем в математику»
Тип проекта : познавательный , краткосрочный.
Срок реализации: 1 апреля – 20 мая
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет),воспитатель
Содержание проекта:
Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:
1. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам
2. Психологическая комфортность;
3. Наглядность и разнообразие игрового материала;
4. Доступность 5. Научность.
Цель математического развития дошкольников
- Всестороннее развитие личности ребенка.
- Подготовка к успешному обучению в школе.
- Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
- Формирование предпосылок математического мышления.
- Формирование сенсорных процессов и способностей.
- Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.
Этапы проекта:
1 этап – организационный - (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление картотеки игр и игровых заданий с учётом возрастных особенностей детей);
2 этап – практический - (создание развивающей предметно –пространственной среды; организация и проведение игровой и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников;
3 этап – результативный - (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).
Первый этап: Необходимо отметить, что вся работа выстраивалась с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Внимательно изучив задачи математического развития детей, используя широкие возможности Интернет - технологий, были сделаны игры, которые были направлены на решение следующих задач: - развитие восприятия; - развитие внимания; - развитие памяти и мышления; - развитие творческих способностей
Второй этап:
При проведении всей своей работы по математическому развитию детей и формированию у них познавательной активности, были использованы следующие формы, методы и приемы:
• проблемную мотивация,
• игровые ситуации,
• чтение художественной литературы,
•беседы,
• развивающие компьютерные и графические игры,
Играя, дети приобретают только свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или игровое упражнение, которые предлагались воспитанникам в утреннее время, при проведении непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, на прогулке или во второй половине дня, сама по себе имела развивающие и психологические цели. Целью проекта не являлись освоение и отработка каких бы то ни было математических понятий и умений. Дети не замечали, что идет обучение. Всю систему образовательной деятельности они воспринимали как игровой творческий процесс.
Третий этап: Месяц реализации проекта: «Мы играем в математику» пролетел очень быстро, но дети по прежнему с большим желанием выбирают любимые развивающие игры и уже, объединяясь в группы по интересам играют, размышляют и отстаивают свою точку зрения. У воспитанников повысилась познавательная и творческая активность не только по математическому, но по речевому развитию - это результат реализации проекта с опорой на интеграцию и творческую активность.
Актуальность проекта
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Задача педагога - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Проанализировав задачи математического развития детей 6-го г.ж., были отобраны дидактические средства, которые позволят дополнить и расширить материал, предлагаемый авторами технологии И.А. Помораевой и В.А. Позиной.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в математическом развитии дошкольников. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность. Самым эффективным средством развития ребёнка-дошкольника является игровая деятельность. Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности: в ней психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается. Поэтому дидактические игры результативнее всего использовать не в учебной, а в игровой деятельности.
Дидактические игры– это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи.
Благоприятная развивающая среда стимулирует развитие ребёнка, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного творца.
Для самостоятельной деятельности детей в группе организовали уголок-игротеку .У детей есть возможность в свободное время заниматься не только развлекательными играми, но и играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия. В основе формирования уголка лежит принцип доступности, что позволяет ребёнку самостоятельно выбирать игровой материал, исходя из потребности и интереса. Здесь представлен материал для закрепления полученных математических знаний: материал по формированию временных и пространственных представлений, по ознакомлению с цифрами, геометрическими фигурами. Индивидуальной творческой деятельности предусмотрены карточки с заданиями для детей с разным уровнем сформированности ЗУН.
Дидактический материал в нашей группе доступен для детей и постоянно пополняется. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор","Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики, счетные палочки, развивающие игры: "Страна математика", "Математическое домино" . Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.
Так же на прогулке, в самостоятельной деятельности детей можно создавать различные математические ситуации, направленные на решение простейших задач: "Собери листочки", "Сколько листиков ты собрал", "Сколько сделал пасок, "Сколько груш, а сколько яблок". В уголке есть небольшой материал (несколько карточек - заданий на развитие логического мышления, картинки с геометрическими фигурами и так же задания к ним.
Вывод: таким образом, была предпринята попытка создать систему развивающих игр, которые наряду с основными занятиями, предусмотренными программой, помогают детям освоить и закрепить математические знания.
Работа с родителями :
Важным условием реализации образовательной программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями воспитанников.
Понимаем, для того чтобы родитель стал партнёром, надо установить доверительные отношения. Поэтому всевозможными способами пытались демонстрировать родителям свою работу:
-фотовыставки
-Знакомство родителей с содержанием работы по программе.
-Разработка консультаций для родителей по данной теме.
-Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).
-Рекомендации для родителей по использованию литературы.
Благодаря родителям обогатилась игровая среда и, сейчас можно говорить, что они являются активными помощниками и участниками образовательного процесса.
Заключение.
Практика показала, что правильным образом организованная среда и регулярные упражнения детей в использовании развивающих игр и других дидактических средств помогают эффективнее формировать математический опыт и развивать познавательную активность.
Список литературы:
- Автор Новикова В.П. в книге «Математика в детском саду» представила игры, которые способствуют формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, волю, целеустремлённость.
- Педагог-новатор, автор книги «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б.П. рассказывает об опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребёнка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «Умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению.
- Пособие «Математика до школы» написано коллективом авторов, изложено в двух частях. Часть первая «Математика до школы», автор Смоленцева А.А. содержит оригинальную систему игровых упражнений с нестандартными средствами математического развития. Вторая часть «Игры-головоломки», составленная З.А.Михайловой включает описания разных по сложности игр-головоломок, способствующих развитию пространственного воображения и мышления детей.
- Фесюкова Л.Б., автор пособия «300 развивающих игр для детей 4-7 лет» предлагает боле 300 игр по окружающему миру, экологии, математики, развитию речи.
- В книге «Развивающие игры в ДОУ», автора Бондаренко Т.М. предлагается система планирования развивающих игр, конспекты занятий по технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры, сценарии презентаций, диагностику по игровой деятельности».
Пособие « Организация деятельности детей на прогулке» -авторы- составители Т.Г.КОБЗЕВА,И.А ХОЛОДОВА,Г.С.АЛЕКСАНДРОВА предлагает различные дидактические игры на прогулках,
ПРИЛОЖЕНИЕ
Счётные палочки.
Трудно переоценить многообразие конструктивных возможностей счётных палочек. Мы используем их и как счётный материал, и как материал для формирования начальных геометрических представлений, развиваем пространственное воображение.
В обучении выделяем два этапа.
1 этап – образный. Дети играют с палочками, строя различные фигуры по своему усмотрению: выкладывают сюжеты и узоры.
2 этап – операционный или геометрический. Дети строят и преобразуют фигуры по условиям: по схеме или заданному количеству.
Для закрепления понятия «угол» используем игру «Зажги огонёк». Выложив из палочек квадрат, предлагаем игровую ситуацию. Говорим так: «В домике темно (окон нет) зажги в верхнем правом углу огонёк (т.е. положи маленький жёлтый блок).
Также из палочек выкладываем не только геометрические фигуры, но и цифры, а из них – номер телефона служб спасения. Мотивируем подобные игры созданием ситуаций, где какому-то герою надо оказать помощь.
Дидактическая игра «Сложи фигуру» Цель : Найти и путем наложения собрать образец из геометрических фигур(например машина, замок, фигуры людей и животных)
Дидактическая игра «Разбежавшиеся геометрические фигуры»
Цель: Закреплять названия геометрических фигур, собрать фигуры согласно схеме . Вариант игры – геометрические фигуры раздаются детям ,дети бегают по группе (перемешиваются) водящему нужно построить цепочку по схеме.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель: Наступить на цифры по порядку и обратно, Закрепление прямого и обратного счета.
Дидактическая игра «математическое лото»
Цель: Закреплять умение соотносить число с количеством предметов,
Дидактическая игра «математические пазлы » Цель: Соотносить предметы и цифры, Закреплять цвета. Найти цифру соотв,
количеству предметов, проверить количество цветов на цифре и рисунке
Игры Б. Никитина.
Пособие представляет собой 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1,2,3 и даже 4-х цветные узоры, которые напоминают контуры предметов. Мы предлагаем детям самим дать название получившемуся узору.
Обучение также проходило в несколько этапов. Сначала мы просто предлагали сложить кубики в коробку, таким образом знакомились с кубиками. Потом предлагали такие задания: «Кто сможет сложить кубики так, чтобы донышко было синим» или «Красный поезд». Все игры сопровождаются наглядным изображением-подсказкой.
Считаем, что эти игры хорошо развивают способность наших детей к анализу и синтезу и комбинированию. Эти важные мыслительные операции используются в любой другой мыслительной деятельности и в конструировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств
В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП....
Мониторинг развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.(карты развития детей)
Индивидуальные карты развития....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА перспективное планирование по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
Методическая разработка подходит для воспитателй ДОУ, работающих по программе "От рождения до школы"....
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения нетрадиционного дидактического наглядного материала
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит...
Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных ...
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...