Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему "Озорные цифры".
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математческих представлений на тему "Озорные цифры" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ooo_ozornye_tsifry.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по формированию элементарных математических представлений

 «Озорные цифры»

в старшей группе.

Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи. Образовательные:

- Обучать детей сравнению двух множеств предметов при помощи моделей, выстраиваемых на счетах, обучать детей использованию моделей в виде двух рядов косточек счетов для сравнения по количеству двух групп предметов.

- Совершенствовать у детей навыки  счёта в пределах 6.

- Познакомить с цифрой 6.

- Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, полукруг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 6.

Развивающие:

- Развивать умение называть предметы из окружающего мира находящиеся в заданном количестве.

- Развивать у детей интерес к изучению математики.

- Развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность.

- Развивать речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом, умение формулировать и высказывать своё мнение.

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание прийти на помощь.

- Воспитывать стремление к самообразованию.

Материал. 

Демонстрационный: Цифры от 0 до 6,  магнитная доска, указка, записка от  «Озорных цифр», плоскостные предметы (5 снегирей, 6 яблок), образец автобуса составленного из геометрических фигур, дидактическая игра «Найди пару».

Раздаточный: Цифры от 0 до 6, числовые карточки,  подносы, счёты, фланелеграф, набор геометрических фигур для составления автобуса (1 полукруг, 2 круга, 3 прямоугольника. 4 квадрата) на каждого ребёнка.

Ход:

Воспитатель собирает детей вокруг себя.  

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Покажем, что мы знаем и чему научились, поиграем в математику.

Введение в ситуацию.

Посмотрите, а куда пропали все наши цифры? Да здесь какая-то записка. Прочитаем.

«Дорогие ребятки!

Мы решили поиграть с вами в прятки.

Вы попробуйте, нас отыщите

И на место скорее верните.

А искать нас в стране Математики нужно.

Если будете искать дружно,

То мы познакомим вас с цифрой 6.

Она тоже прячется здесь.

А наши друзья - геометрические фигуры и счёты

Помогут вам справиться с этой работой».    

И подпись – «Озорные цифры».

Актуализация.

- Ну, ребята, что делать будем? Отыщем цифры? Постараемся? Справимся?

Тогда сейчас же отправляемся в путь. А на чем же мы поедем? (Ответы детей: предлагают виды транспорта и объясняют почему). Воспитатель подводит детей к пониманию того, что удобнее будет путешествовать на автобусе.

- А путешествовать мы будем вот на чём:

Дом по улице идёт

В путь-дорогу нас зовёт

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках!

Что это? Правильно, это автобус. С помощью геометрических фигур построим автобус.

Дети садятся за столы и самостоятельно составляют автобус. Воспитатель выставляет образец на доске.

Воспитатель:  Ребята, сколько треугольников вы использовали в создании автобуса?    (Ни одного треугольника.)

- Какой цифрой можно это обозначить?  (Цифрой 0)

Вот вы и нашли цифру 0.

Воспитатель показывает детям цифру 0 и вешает её на магнитную доску. (Далее каждую найденную цифру размещают на доске).

- Какую геометрическую фигуру использовали для лобового стекла автобуса?

(Мы использовали геометрическую фигуру полукруг).

- Сколько полукругов понадобилось?  (Понадобился один полукруг).

- Какая цифра обозначает это количество? ( Цифра один).

- Вот и нашли цифру 1.

- Что ещё бывает по одному? ( Луна, солнце, рот, нос, ствол дерева и др.)

- Какую геометрическую фигуру использовали для колёс? ( Для колёс использовали круги).

- Сколько понадобилось кругов? ( Понадобилось два круга).

- Какой цифрой обозначается это количество? (Цифрой два).

- Вот вы и нашли цифру 2.

- Что ещё бывает по два? ( Две ноги, две руки, два глаза, два сапога и др.)

- Какие ещё геометрические фигуры использовали для сборки автобуса? (Для сборки автобуса использовали прямоугольники).

- Сколько всего прямоугольников понадобилось? ( Всего понадобилось три прямоугольника для корпуса и для дверей).

- Какой цифрой обозначим? ( Обозначим цифрой три).

- Вот и цифру 3 вы нашли.

- Что бывает по три? ( Три угла у треугольника, три ножки у табурета и др.)

- Какие геометрические фигуры использовали для окон автобуса? (Использовались квадраты).

- Сколько квадратов? (Квадратов четыре).

- Какой цифрой обозначается это количество? ( Цифрой 4)

-Мы нашли цифру 4.

- Что бывает по четыре? ( Четыре ножки у стола, четыре угла у квадрата, четыре лапы у кота и др.)

- Вот сколько цифр мы уже нашли, но это ещё не все.

 Затруднение в ситуации. Что же делать дальше? Где искать цифры? (Ответы детей).

Садимся в автобус, пристёгиваемся и отправляемся в путь.

Физкультминутка под музыку «Вот мы в автобусе сидим…»

- Приехали. Куда же мы попали? Посмотрите в окно, налево. ( За окном стоят заснеженные сосны и ели). Это опушка сказочного леса. Как красиво, так и хочется послушать стихи.

Ребёнок читает стихотворение «Снежок» З.Н.Александровой: 

«Снежок порхает, кружится,

 На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири».

Воспитатель обращает внимание детей на доску.

- Посмотрите, ребята, вот же они, снегири и яблоки тоже здесь. Какое лакомство для птиц. Вот только хватит ли каждому снегирю? Как узнать? Ответы детей. (Сравнить с помощью счетов).

Дети отмечают на счётах в верхнем ряду снегирей, в нижнем ряду отмечают яблоки.

- Что получилось? (Снегирей и яблок поровну, одинаково, т.к. косточек на счётах в верхнем ряду столько же, сколько и в нижнем ряду).

- Проверим, пересчитаем. Сколько снегирей? (Снегирей пять). Сколько яблок? (Яблок пять).

- Какая это цифра? (Цифра 5).

- Вот вы и нашли цифру 5.

- Что бывает по пять? (Пять пальцев, пять лучей у звезды и др.)

Открытие нового знания.

Воспитатель обращает внимание детей на ещё одно яблоко, его сразу не заметили.

- Ребята, а мы одно яблоко не заметили. Отметьте его на счетах. Что теперь получилось? (Яблок стало больше, чем снегирей, на одно).

- Чего оказалось меньше? На сколько?

Воспитатель вместе с детьми пересчитывает яблоки, называет число шесть, говорит, что оно следует за пятью, на один больше пяти.

- На один больше пяти будет шесть и обозначается цифрой 6.

Воспитатель показывает детям цифру 6 и вешает её на доску. Предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить её. На что цифра 6 похожа?

- Что бывает по шесть? ( Шесть лапок у жука, шесть лепестков у цветка и др.)

 - Вот и познакомились мы с цифрой 6 и нашли все знакомые цифры.

 Гимнастика для глаз и физкультминутка.

Потрудились, отдохнём.

 Встанем, глубоко вздохнём.

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

 Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

1 – подняться, потянуться,

2 – согнуться, разогнуться.

3 – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На  4 – руки шире,

5 – руками помахать.

А на 6 – тихо сесть.

Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.

Воспитатель: - Чтоб наши Озорные цифры не разбежались, расставим их по порядку (от 0 до 6) и поупражняемся в прямом и обратном счете.

Дети самостоятельно расставляют цифры и числовые карточки в ряд. Затем каждый ребёнок, по очереди считают от 0 до 6 и обратно.

Воспитатель: - А теперь, поиграем с цифрами в игру «Найди пару».  Дети выходят из-за столов. Берут одни звездочки с цифрами, другие с числовыми карточками. По команде «Найди пару» дети находят друг друга (подходящую цифру и числовую карточку) и берутся за руки.

Воспитатель: - Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.

Звучит музыка «Мы в автобусе сидим…»

Осмысление (итог).

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, что мы сегодня делали?  Как искали Озорные цифры? С какой цифрой познакомились? С какими трудностями столкнулись? Как их преодолели? Почему вам это удалось?  С помощью чего справились с заданием? Что вам понравилось делать больше всего? Почему?

- Вы все молодцы, справились с заданием потому, что были дружны, старательны и любознательны. Не испугались трудностей, а вместе подумали и нашли пути их решения. Теперь мы знаем,  что математика всегда рядом с нами, цифры и числа  окружают нас повсюду.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...

Конспект открытой образовательной деятельности по ФЭМП «Число и цифра 7»

Ознакомительное занятие по математике с использованием сказочных героев....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему «Путешествие в сказку» (Образовательная область «Познавательное развитие»)

На занятии обобщаются знания детей о количественных ( сравнение неравных групп предметов) и пространственных представлениях (справа, слева, вверху, внизу), о геометрических фигурах (квадрат, прямоугол...

Конспект непостредственной образовательной деятельности по ФЭМП "Путешествие с цифрами"

Конспект разработан с целью создания условий, для закрепления порядкового счета до 10. Способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой....