Познавательный проект « В мире геометрических фигур»
проект по математике (средняя группа) на тему
Познавательный проект
« В мире геометрических фигур»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_femp_kozlova_m.a.docx | 987.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 41»
Познавательный проект
« В мире геометрических фигур»
Подготовила:
Воспитатель:
Козлова Мария Алексеевна
г. Новомосковск
2016г.
Паспорт проекта
1. Название проекта: « В мире геометрических фигур».
2. Вид проекта: познавательный.
3. Сроки реализации: краткосрочный проект (1-2 недели).
4. Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.
5. Образовательные области:
- познавательное развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие,
- социально-коммуникативное,
- речевое развитие.
6. Цель проекта: Закрепить знания о геометрических фигурах. Создать условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе разработки проекта.
7. Задачи:
- формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;
- развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка и др.);
- совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах, парах;
- накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей с геометрическими фигурами.
8. Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.
9. Обеспечение:
- Наглядно- дидактические пособия (плакаты и др.);
- Специальная методическая литература;
- Геометрические фигуры различных форм и цветов для фланелеграфа;
- Трафареты для свободного рисования «геометрические фигуры»;
- Презентации по ФЭМП;
- Мелкий счетный раздаточный материал (счетные палочки, геометрические фигуры, матрешки, грибочки и др.;
- Пирамидки различной формы;
- Полоски для расположения счетного материала;
- Тетради для занятий («Развиваем графические навыки», «Сравниваем предметы», «Знакомимся с геометрией» и многие др.);
- Настольные игры («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото» и др.);
- Магнитные доски;
- Игра «Чудесный мешочек».
10. Основные направления реализации проекта:
- Коллаж «Мир геометрических фигур»;
- Выставка детских творческих работ для родителей;
- Итоговое познавательное занятие «Как сестрица Алёнушка братца Иванушку спасала».
11. Продукт проектной деятельности: выставка детского творчества, коллаж «Мир геометрических фигур».
12. Презентация проекта: познавательное занятие «Как сестрица Алёнушка братца Иванушку спасала».
Актуальность:
Тема проекта была выбрана не случайно. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, особенно младшие, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.
Даже при играх с геометрическими фигурами, дети, легко называвшие фигуры, стали затрудняться при их названии.
Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям, особенно младшим. Дети все вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур.
Подготовительный этап:
В ходе реализации данного этапа происходил:
- подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования;
- подбор материала для подготовки к занятиям (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.);
- беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание: изготовление атрибутов для театра «геометрические фигуры»);
- беседы с детьми и педагогами, совместное составление плана реализации проекта;
Основной этап:
Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:
- работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение познавательных занятий по соответствующим темам, продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка), проведение разнообразных игр, разучивание физкультминуток, оформление коллажа «мир геометрических фигур»;
- оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы в соответствии с темой (коллаж), организация выставки творческих работ.
Завершающий этап:
Систематизация материалов, проведение выставки и итогового занятия.
Материал, используемый при проведении проекта:
Социально – коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
«Собери в корзину», «Где правая, где левая?», «Найди домик для фигур», «Часы», «Кто больше принесет», «Какая команда быстрее соберется», «Что изменилось».
|
Речевое развитие |
|
Художественно – эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Результаты проекта:
В ходе проекта детьми совместно с взрослыми было сделано много интересного, а именно:
- оформлена выставка творческих работ и коллективный коллаж на тему проекта;
- сделаны вместе с родителями атрибуты для театра «Геометрические фигуры»;
- проведены познавательные беседы и занятия;
- разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры, пальчиковые гимнастики;
- в совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности , тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности;
- систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах
увлекательным способом - методом проектирования.
Список литературы, использованный для подготовки к проекту:
1. «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» библиотека логопеда Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина.
2. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (пособие для руководителей и практических работников ДОУ) .
3. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» (журнал «Управление ДОУ»).
4. Печатные издания «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание».
5. «Проектная деятельность старших дошкольников» В. Н. Журавлева.
6. «Проекты в работе с семьей» О. И. Давыдова (библиотека журнала «Управление ДОУ»).
7. «Метод проектов в дошкольном образовании» Н. А. Кочкин.
8 .«Математика и логика для дошкольников» Е. В. Соловьева.
9. « Формирование элементарных математических представлений в детском саду» учебно-методическое пособие Н. А. Арапова-Пискарева.
10. «Подвижные игры для детей 4-7 лет» Е. А. Сеченова
11. «Почемучка» энциклопедия А. Дитрих, Г. Юрлин.
12. «Моя математика» Е. В. Соловьева.
13. «Большая энциклопедия для дошкольника» Д. Майлс.
14. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Т. Н. Доронова.
15. «Математика для дошкольников» В. Шевелев.
16. «Игралочка» Методические рекомендации Л. Г. Петерсон.
Приложение 1
Стихи о геометрических фигурах.
ТРЕУГОЛЬНИК Самолёт летит по небу, *** Треугольный треугольник, Угловатый своевольник. Он похож на крышу дома И на шапочку у гнома. И на острый кончик стрелки, И на ушки рыжей белки. Угловатый очень с виду Он похож на пирамиду! *** Треугольник — три угла, Стороны в нем тоже три: *** Я под крышей треугольной Спрячусь от дождя. Крыша треугольная, Спрячь скорей меня!
КВАДРАТ *** Познакомьтесь, вот квадрат! *** Он — квадратная корзина *** У квадрата стороны Меж собой равны. Ранец мой квадратный. Не веришь? Посмотри. Круглый круг похож на мячик, Он по небу солнцем скачет. Круглый словно диск луны, Как бабулины блины, Как тарелка, как венок, Как веселый колобок, Как колеса, как колечки, Как пирог из теплой печки! *** Посмотрите-ка вокруг! Наше солнышко в окне — *** Круглый мяч и солнца диск Формы круглой тоже! По поляне мяч катись, И круг катиться может!
ПОЛУКРУГ Если круг разломишь вдруг, *** Долька арбузная – это полукруг, Половина круга, часть его, кусочек. Знание о формах очень важно, друг. Не зря оно находится среди этих строчек!
Чтоб не топорщилась мешком: *** Если влезть с пилой повыше,
| КОНУС Сказала мама: — А сейчас *** Конус перевёрнутый — Ваза для цветов. Его водой наполню, И букет готов!
ПИРАМИДА Я видел картину. На этой картине
ШАР Удар! Удар! Ещё удар! Летит в ворота мячик — ШАР! А это- шар арбузный Зелёный, круглый, вкусный. Вглядитесь лучше — шар каков! Он сделан из одних кругов. Разрежьте на круги арбуз И их попробуйте на вкус. *** Если круг объемный, Значит это шар! Рыбки! Час обеда В аквариуме настал! *** Вот овальный огуречик, Наш овал нам сделать просто: ОВАЛ А как нарисовать овал? *** ТРАПЕЦИЯ С высоты кружок упал. Он теперь не круг – овал! Он овальный как жучок, Он похож на кабачок, На глаза и на картошку, А еще похож на ложку, На орех и на яйцо, На овальное лицо!
Слон квадратик повернул, Присмотрелся и вздохнул. Сверху сел, чуть-чуть примял, И квадратик ромбом стал. *** Ромб — фигура непростая, |
***
|
Приложение 2
Загадки о геометрических фигурах.
Нет углов у меня, *** Ни угла, ни стороны, *** Треугольник с полукругом *** Не овал я и не круг, *** Кубик в краску окуни, *** Четыре угла и четыре сторонки, *** Он давно знакомый мой, *** Три вершины тут видны, | Три угла, три стороны. *** Три моих стороны *** Вы подумайте, скажите ... *** Встал квадрат на уголок – *** Два квадрата-близнеца – *** Обведи кирпич мелком *** Три вершины, *** Злая рыба хвост-лопата |
Приложение 3
Физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
Физкультминутки « Веселый счет» Раз, два, три, четыре, пять, Отправляемся гулять. По новеньким дорожкам Мы пройдем совсем немножко. Влево, вправо посмотрели И на корточки присели. Встали дружно, потянулись И, как кошечки погнулись. А теперь прыжки на месте И похлопаем все вместе. «Раз согнуться, разогнуться» Раз согнуться, разогнуться, Два нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. «Раз,два-выше голова» Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе. «Раз-мы встали» Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять. «Ракета» Раз, два — стоит ракета (Руки вверх) Три, четыре — самолет (Руки в стороны), Раз, два — хлопок в ладоши, А потом на каждый счет. Раз, два, три, четыре - И на месте походили | Пальчиковая гимнастика. «Кот на печку пошёл» Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают». Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек». На печи калачи, Ладошки «лепят калачи» Как огонь горячи. Подуть на ладошки. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.
«Собака» У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака») «Семья» С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!
«Мебель» Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки. Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх. |
Подвижные игры по математике. «Собери в корзину» Цель. Закрепить умение детей группировать предметы. Игровой материал. Природный материал, корзинки. Правила игры. На полу лежит природный материал. Дети делятся на 2 – 3 команды. У каждой команды своя корзинка. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберет все, ни разу не нарушив правила. Брать рукой только один предмет. «Где правая, где левая?» Цель. Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Правила игры. Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Воспитатель уточняет, в какую сторону ребята повернулись. Кто ошибся, выходит из игры.Игра продолжается. «Игра с яблоками» Цель. Закрепить умение соотносить количество с цифрой. Игровой материал. Яблоки, цифры, обручи. Правила игры. На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры. На «подносе - дереве» - яблоки двух цветов. Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года и какие изменения произошли в природе. - Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек. «Найди кусочек сыра» Цель. Учить детей по сигналу находить себе «норку». Игровой материал. Обручи, кубики, цифры. Правила игры. На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом – пять кубиков, во втором – шесть, в третьем – семь кубиков. - Это норки (показываю на обручи). А вы все – мышки. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будет играть под музыку. Как только она остановится, мышки разбегутся по норкам за кусочком сыра. Каждая мышка может съесть один кусочек. Линия усложнения. Положить в обручи карточки с кружками. Сколько кружков, столько и «мышек» возле «норки». «Кто больше принесет» Цель. Закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с предметом по сигналу. Игровой материал. Предметы разной формы. Правила игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек. По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания. Линия усложнения. Одна команда приносит предметы треугольной формы, другая – прямоугольной. Правила те же. «Какая команда быстрее соберется» Цель. Развивать внимание. Закрепить умение выстраиваться по сигналу в колоны по порядку цифр. Игровой материал. Цифры от 1 до 7. Правила игры. На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе – красные цифры, на другом – желтые. Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть. Дети бегают по группе под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со стола цифры и выстраиваются по порядку в две колонны. Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие
Линия усложнения. играет вся группа. Все цифры перевернуты и лежат на одном столе. Дети бегают под звуки бубна. Как только удары перестанут звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются в две колонны. «Что изменилось» Цель. Развивать внимание детей. Правила игры. Дети образуют круг. Внутри него 5-6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий. Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. « Что нам делать, как нам быть? Надо зайчика ловить!» Снова будем мы считать: «Раз, два, три, четыре, пять!» Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. При повторном проведении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу, установить, кого нет. Усложнение. Поставить в круг ребенка, которого ранее в нем не было. |
Приложение 4
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
Приложение 5
Фото
Коллаж «Мир геометрических фигур» |
Театр «Геометрические фигуры» |
Театр «Геометрические фигуры» |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» |
Дидактическая игра «Часы» |
Дидактическая игра «Найди домик для фигур» |
Аппликация из геометрических фигур «Варежка» |
Дидактическая игра «Найди домик для фигур» |
Познавательное занятие «Как сестрица Алёнушка братца Иванушку спасала» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по математике"В мире геометрических фигур"
Проект по математике...
Познавательный проект« В мире геометрических фигур с использованием игровых наборов и Даров Ф. Фребеля»
Закрепить знания о геометрических фигурах с использованием игровых наборов и Даров Ф. Фребеля. Создать условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе разработки пр...
Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур»
Актуальность темы:Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Математика для детей имеет наиболее важное знач...
Проект "В мире геометрических фигур" во 2 младшей группе.
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младш...
Онлайн-проект "В мире геометрических фигур"
Рассказывается о геометрических фигурах...
Проект "В мире геометрических фигур"
Проект разработан с детьми второй младшей группы, даннй проект направлен на закрепление знаний о геометрических фигурах...
Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному и речевому развитию ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ «В мире геометрических фигур» для детей 4-5 лет группы комбинированной направленности
Занятие по ФЭМП направлено на детей средней группы. Использованы элементы ТРИЗ, чтобы максимально задействовать одновременно всех детей.Занятие было проведено на практике, мы смогли уложится по времен...