Познавательный проект « В мире геометрических фигур»
проект по математике (средняя группа) на тему

Козлова Мария Алексеевна

 

Познавательный проект

« В мире геометрических фигур»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_femp_kozlova_m.a.docx987.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 41»

 

Познавательный проект

« В мире геометрических фигур»

                                                        Подготовила:

                                                       Воспитатель:

Козлова Мария Алексеевна

                                                     

г. Новомосковск

2016г.

Паспорт проекта

1. Название проекта: « В мире геометрических фигур».

2. Вид проекта: познавательный.

3. Сроки реализации: краткосрочный  проект (1-2 недели).

4. Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.

5. Образовательные области: 

  • познавательное развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие,
  • социально-коммуникативное,
  • речевое развитие.

6. Цель проекта:  Закрепить знания о геометрических фигурах. Создать условия для развития познавательных,  творческих способностей детей в процессе разработки проекта.  

7. Задачи:

- формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца,  развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

- развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при  различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка и др.);

- совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);

- развивать коммуникативные навыки при  работе в группах, парах;

- накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей  с геометрическими фигурами.

8. Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах,  а также развить  в себе коммуникативные, познавательные  и творческие способности.

9. Обеспечение:

- Наглядно- дидактические пособия (плакаты и др.);

- Специальная методическая литература;

- Геометрические фигуры различных форм и цветов для фланелеграфа;

- Трафареты для свободного рисования «геометрические фигуры»;

- Презентации по ФЭМП;

- Мелкий счетный раздаточный материал (счетные палочки, геометрические фигуры, матрешки, грибочки и др.;

- Пирамидки различной формы;

- Полоски для расположения счетного материала;

- Тетради для занятий («Развиваем графические навыки»,  «Сравниваем предметы»,  «Знакомимся с геометрией» и многие др.);

- Настольные игры («Сложи узор»,  «Сложи квадрат»,  «Геометрическая мозаика»,  «Геометрическое лото»  и   др.);

- Магнитные доски;

- Игра «Чудесный мешочек».

10. Основные направления реализации проекта:

- Коллаж «Мир геометрических фигур»;

- Выставка детских творческих работ для родителей;

- Итоговое познавательное занятие «Как сестрица Алёнушка братца Иванушку спасала».

11. Продукт проектной деятельности: выставка  детского творчества, коллаж «Мир геометрических фигур».

12. Презентация проекта: познавательное занятие «Как сестрица Алёнушка братца Иванушку спасала».

Актуальность:

Тема  проекта была выбрана не случайно. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, особенно младшие, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.

Даже  при играх с геометрическими фигурами, дети, легко называвшие фигуры, стали затрудняться при их названии.

Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям, особенно младшим. Дети все  вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур.  

Подготовительный этап:

В ходе реализации данного этапа происходил:

- подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования;

- подбор материала  для подготовки к занятиям (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.);

- беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание: изготовление атрибутов для театра «геометрические фигуры»);

- беседы с детьми и педагогами, совместное составление  плана реализации проекта;

Основной этап:

Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:

- работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение познавательных занятий по соответствующим темам, продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка), проведение  разнообразных игр, разучивание физкультминуток, оформление коллажа «мир  геометрических фигур»;

- оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы в соответствии с темой (коллаж), организация выставки творческих работ.

Завершающий этап:

Систематизация материалов, проведение выставки и итогового занятия.

Материал, используемый при проведении проекта:

Социально – коммуникативное развитие

  • Итоговая выставка творческих работ и коллективный коллаж по теме.
  • Создание семьями воспитанников атрибутов для театра  «Геометрические фигуры».
  • Распространение опыта на сайте детского сада в сети ИНТЕРНЕТ.
  • Презентация проекта на педагогическом совете.

Познавательное развитие

  • Дидактические игры

«Собери в корзину», «Где правая, где левая?»,

«Найди домик для фигур», «Часы»,

«Кто больше принесет», «Какая команда быстрее соберется», «Что изменилось».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Детский сад».

Речевое развитие

  • Отгадывание загадок по теме.
  • Чтение художественной литературы по теме.

Художественно – эстетическое развитие

  • Раскрашивание готовой формы.
  • Аппликации из геометрических фигур: «Варежка», «Белка», «Закладка», «Платочек

Физическое развитие

  • Разучивание пальчиковых игр и физкультминуток, подвижных  игр.

Результаты проекта:

В ходе проекта детьми совместно с   взрослыми было сделано много интересного, а именно:

- оформлена выставка творческих работ и коллективный коллаж на тему проекта;

- сделаны  вместе с родителями атрибуты для театра  «Геометрические фигуры»;

- проведены познавательные беседы и занятия;

- разучены  и освоены новые физкультминутки, подвижные  и дидактические игры, пальчиковые гимнастики;

- в совместной работе дети активно и дружно работали,  доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали  свои дела в разных видах продуктивной  и познавательной деятельности , тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности;

- систематизированы и  расширены знания детей о геометрических фигурах

увлекательным способом  -  методом проектирования.

Список литературы, использованный для подготовки к проекту:

1. «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» библиотека логопеда Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина.

2. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (пособие для руководителей и практических работников ДОУ) .

3. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» (журнал «Управление ДОУ»).

4. Печатные издания «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание».

5. «Проектная деятельность старших дошкольников» В. Н. Журавлева.

6. «Проекты в работе с семьей» О. И. Давыдова (библиотека журнала «Управление ДОУ»).

7. «Метод проектов в дошкольном образовании» Н. А. Кочкин.

8 .«Математика и логика для дошкольников»  Е. В. Соловьева.

9. « Формирование элементарных математических представлений в детском саду» учебно-методическое пособие  Н. А. Арапова-Пискарева.

10. «Подвижные игры для детей 4-7 лет» Е. А. Сеченова

11. «Почемучка» энциклопедия А. Дитрих, Г. Юрлин.

12. «Моя математика» Е. В. Соловьева.

13. «Большая энциклопедия для дошкольника»  Д. Майлс.

14. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Т. Н. Доронова.

15. «Математика для дошкольников»  В. Шевелев.

16. «Игралочка»   Методические рекомендации Л. Г. Петерсон.

Приложение 1

Стихи о геометрических фигурах.

ТРЕУГОЛЬНИК

Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет — угольник,
И всё это — ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.

***

Треугольный треугольник,

Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,

И на ушки рыжей белки.

Угловатый очень с виду

Он похож на пирамиду!

***

Треугольник — три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых —
Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.

***

Я под крышей треугольной

Спрячусь от дождя.

Крыша треугольная,

Спрячь скорей меня!

 

КВАДРАТ
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил — квадрат.
И стол -квадрат, и стул — квадрат,
И на стене плакат — квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая — квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ — четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.

***

Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.

***
Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.

Он — квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.

***

У квадрата стороны

Меж собой равны.

Ранец мой квадратный.

Не веришь? Посмотри.

КРУГ

Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый словно диск луны,

Как бабулины блины,

Как тарелка, как венок,

Как веселый колобок,

Как колеса, как колечки,

Как пирог из теплой печки!

***

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.

Наше солнышко в окне —
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.

***

Круглый мяч и солнца диск

Формы круглой тоже!

По поляне мяч катись,

И круг катиться может!

 

ПОЛУКРУГ

Если круг разломишь вдруг,
То получишь полукруг.
Это месяц в облаках
И пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка,
На болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом
Встала радуга над лугом.

***

Долька арбузная – это полукруг,

Половина круга, часть его, кусочек.

Знание о формах очень важно, друг.

Не зря оно находится среди этих строчек!

 

Чтоб не топорщилась мешком:
— Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.

***

Если влезть с пилой повыше,
Отпилить у дома крышу,
То хозяев мы обидим,
Но трапецию увидим!
А потом мы все починим
И из шкафа юбку вынем.
Мы увидим: юбка тоже
На трапецию похожа!

 

КОНУС

Сказала мама: — А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС- шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала.
— Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь ,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.

***

Конус перевёрнутый —

Ваза для цветов.

Его водой наполню,

И букет готов!

 

ПИРАМИДА

Я видел картину. На этой картине
Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!

 

ШАР

Удар! Удар! Ещё удар!

Летит в ворота мячик — ШАР!

А это- шар арбузный

Зелёный, круглый, вкусный.

Вглядитесь лучше — шар каков!

Он сделан из одних кругов.

Разрежьте на круги арбуз

И их попробуйте на вкус.

***

Если круг объемный,

Значит это шар!

Рыбки! Час обеда

В аквариуме настал!

***

Вот овальный огуречик,
Из него и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.

Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.

ОВАЛ

А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит :-Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал — окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.

***

ТРАПЕЦИЯ
ТРАПЕЦИЯ, ТРАПЕЦИЯ
Фигура есть такая,
А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае?
Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию?
Мама говорит: — Не надо,
Трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку.
И на гладильную доску
Укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,

С высоты кружок упал.

Он теперь не круг – овал!

Он овальный как жучок,

Он похож на кабачок,

На глаза и на картошку,

А еще похож на ложку,

На орех и на яйцо,

На овальное лицо!


 РОМБ

 

Слон квадратик повернул,

Присмотрелся и вздохнул.

Сверху сел, чуть-чуть примял,

И квадратик ромбом стал.

***

Ромб — фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два —
Фигура стала вдруг одна.
Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по

***


-

Приложение 2

Загадки о геометрических фигурах.

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Круг

***

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
Круг

***

Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
Овал

***

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Квадрат

***

Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.
Квадраты

***

Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … 
Квадрат.

***

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
квадрат.

***

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
Треугольник

Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам!
Треугольник.

***

Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите.
Треугольник.

***

Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны.
Прямоугольник.

***

Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
Ромб

***

Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
Прямоугольник

***

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Прямоугольник

***

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
Треугольник.

***

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
Треугольник

Приложение 3

Физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

Физкультминутки

« Веселый счет»

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

По новеньким дорожкам

Мы пройдем совсем немножко.

Влево, вправо посмотрели

И на корточки присели.

Встали дружно, потянулись

И, как кошечки погнулись.

А теперь прыжки на месте

И похлопаем все вместе.

«Раз согнуться, разогнуться»

Раз согнуться, разогнуться,

Два нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На  четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

«Раз,два-выше голова»

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

 Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

«Раз-мы встали»

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

«Ракета»

Раз, два — стоит ракета (Руки вверх)

Три, четыре — самолет (Руки в стороны),

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили

Пальчиковая гимнастика.

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,                                

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.                               

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,                                     

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.                                   

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.                           

Погрозить пальчиком.

 

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

«Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

 

 «Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,                Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!                      Поднимать зажатые кулачки вверх.

Подвижные  игры по математике.

«Собери в корзину»

Цель. Закрепить умение детей группировать предметы.

Игровой материал. Природный материал, корзинки.

Правила игры. На полу лежит природный материал. Дети делятся на 2 – 3 команды. У каждой команды своя корзинка. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберет все, ни разу не нарушив правила. Брать рукой только один предмет.

«Где правая, где левая?»

Цель. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Воспитатель уточняет, в какую сторону ребята повернулись. Кто ошибся, выходит из игры.Игра продолжается.

«Игра с яблоками»

Цель. Закрепить умение соотносить количество с цифрой.

Игровой материал. Яблоки, цифры, обручи.

Правила игры. На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры.

На «подносе - дереве» - яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года и какие изменения произошли в природе.

- Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.

«Найди кусочек сыра»

Цель. Учить детей по сигналу находить себе «норку».

Игровой материал. Обручи, кубики, цифры.

Правила игры. На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом – пять кубиков, во втором – шесть, в третьем – семь кубиков.

- Это норки (показываю на обручи). А вы все – мышки. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будет играть под музыку. Как только она остановится, мышки разбегутся по норкам за кусочком сыра. Каждая мышка может съесть один кусочек.

Линия усложнения. Положить в обручи карточки с кружками. Сколько кружков, столько и «мышек» возле «норки».

«Кто больше принесет»

Цель. Закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с предметом по сигналу.

Игровой материал. Предметы разной формы.

Правила игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек.

По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания.

Линия усложнения. Одна команда приносит предметы треугольной формы, другая – прямоугольной. Правила те же.

«Какая команда быстрее соберется»

Цель. Развивать внимание. Закрепить умение выстраиваться по сигналу в колоны по порядку цифр.

Игровой материал. Цифры от 1 до 7.

Правила игры. На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе – красные цифры, на другом – желтые.

Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть.

 Дети бегают по группе под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со стола цифры и выстраиваются по порядку в две колонны.

Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие

  • Пусть тот, у кого цифра три, присядет 5 раз;
  • Пусть тот, у кого цифра пять, назовет число на одну единицу меньше;
  • Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.

Линия усложнения. играет вся группа. Все цифры перевернуты и лежат на одном столе. Дети бегают под звуки бубна. Как только удары перестанут звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются в две колонны.

«Что изменилось»

Цель. Развивать внимание детей.

Правила игры. Дети образуют круг. Внутри него 5-6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Вышел зайчик погулять.

        « Что нам делать, как нам быть?

        Надо зайчика ловить!»

        Снова будем мы считать:

        «Раз, два, три, четыре, пять!»

Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. При повторном проведении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу, установить, кого нет.

Усложнение. Поставить в круг ребенка, которого ранее в нем не было.

Приложение 4

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

                                                   №1 "Раз, два, три - ищи!"

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Материал. Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Содержание. Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

                                                               

№2 "Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

                                              №3 " У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.

                                           №4 "Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

                                           №5 «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

                                           

№6 «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

                                                    №7 «Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

                                               №8  «Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

В заключение  В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

Приложение 4

Конспект

непрерывно - образовательной деятельности

по теме: «Как сестрица Аленушка братца Иванушку спасала»,

для детей от 4 до 5 лет

           

                                                                                    Составила и провела:

                                                                                             Козлова Мария Алексеевна, воспитатель

                                       

Г.Новомосковск 2016 год.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи: 

1. Образовательная.

  • Закреплять знания о цифрах 1,2,3.
  • Продолжать закреплять умение соотносить цифры с количеством предметов.
  • Закреплять умение сравнивать предметы по высоте (высокий ,низкий).
  • Закреплять умение классифицировать предметы по группам (мебель ,овощи ,посуда ).
  • Закреплять умение называть и выделять геометрические фигуры (треугольник ,квадрат ,овал ,прямоугольник).
  • Закреплять умение раскрашивать, не заходя за контур.

2. Развивающая.

  • Развивать мышление, зрительную память, воображение.

3. Воспитательная.

  • Воспитывать сопереживание, отзывчивость, желание помочь в трудной ситуации.

Материалы и оборудование:  русский народный костюм для девочки и для мальчика; конверт с письмом от Бабы-Яги; ноутбук; презентация «Задания от Бабы-Яги»; раздаточный материал (цветные карандаши, образцы для раскрашивания); карточки с цифрами (1,2,3) по количеству детей магнитофон; кассета с музыкой «В гостях у сказки» и фоновой музыкой, колокольчик.

Содержание:

1. Игровая мотивация

В группе на ковре около декораций (дерево, пенек) сидит девочка Аленушка (в сарафане и кокошнике) и плачет. Воспитатель входит в группу вместе с детьми  и останавливается около Алёнушки.

Воспитатель:

- Здравствуй девочка, как тебя зовут?

Аленушка:

- Меня зовут Аленушка.

Воспитатель:

- Ребята, а из какой же сказки Аленушка?

Ответы детей:

- Из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Воспитатель:

- Правильно, эту сказку мы читали недавно.

- А скажи Аленушка, что ты так горько плачешь?

Аленушка:

- Баба Яга украла моего братца Иванушку.

Воспитатель:

- Ребята, вы хотите помочь Аленушке? Что мы можем с вами сделать?

Ответы детей.

 (В группу входит почтальон (ребенок) и проносит большой конверт ,воспитатель открывает его и читает письмо от Бабы - Яги (текст письма: «Аленушка, если ты хочешь спасти братца, тебе необходимо выполнить мои задания, как выполнишь их, позвони в колокольчик».

Воспитатель:

- Вы согласны выполнить сложные задания Бабы-Яги и помочь Аленушке?

Ответы детей.

Задание № 1. «Посчитай правильно» (слайд № 2,3,4) . Дети стоят полукругом.

Назвать предмет, классифицировать, поднять карточку с цифрой соответствующую  количеству предметов изображенных на слайде.

Воспитатель:

- Молодцы! Справились с первым заданием Бабы-Яги.

Задание № 2. «Отгадай загадки» (слайд 5,6,7).  Дети сидят на ковре « по-турецки » (обратить внимание на осанку).

Воспитатель загадывает загадки:

1. Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.   (гриб)

***

2. Раскололся тесный домик на две половинки

И посыпались в ладоши бусинки-дробинки.   (горох)

***

3. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?   (три медведя).

Воспитатель:

- Молодцы! Справились со вторым заданием Бабы-Яги.

-А чтобы нам набраться сил, нужно сделать гимнастику:

«Три медведя»

 

Три медведя шли домой            

Дети шагают на месте вперевалочку 

Папа был большой-большой.    

Поднять руки над головой, потянуть вверх. 

Мама с ним поменьше ростом,

Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.     

Присесть.
Очень маленький он был,           

Присев,   качаться  по-медвежьи.
С погремушками ходил.            

Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. 

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.         

Дети имитируют игру с погремушками. 

Задание № 3.  «Выше, ниже».

Воспитать предлагает детям сесть  за столы и  закрасить  образцы, на которых изображены контуры двух  деревьев (высокое и низкое). Мальчики закрашивают низкое дерево, а девочки высокое, цветными карандашами по выбору. Перед заданием воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

«Мои помощники».

Вот помощники мои,

 Их как хочешь, поверни.

 По дороге белой, гладкой

 Скачут пальцы, как лошадки.

 Чок-чок-чок,  чок-чок-чок,

 Скачет резвый табунок.

И.п. - руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед-то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Воспитатель:

- Молодцы! Справились с третьим  заданием Бабы-Яги.

Задание № 4.  «Назови, какой геометрической фигуры не стало» (слайд № 8,9,10). Дети стоят в полукруге.

Воспитатель предлагает детям назвать и запомнить все геометрические фигуры (на 8 слайде) и назвать геометрическую фигуру, которой не стало на 9 и 10 слайде.

Воспитатель:

- Молодцы! Справились с последним   заданием Бабы-Яги.

-Звони Аленушка в колокольчик.

В группу входит переодетый мальчик - Иванушка,  благодарит детей за помощь, обнимает сестрицу Аленушку.

Рефлексия.

Воспитатель:

-  Какой хороший поступок мы совершили сегодня?

- Вам нравиться совершать хорошие поступки?

Все вместе водят хоровод и исполняют песню «От улыбки».

Приложение 5

Фото

C:\Users\PC\Desktop\0_a3202_ea32de61_L.jpg

Коллаж «Мир геометрических фигур»

C:\Users\PC\Desktop\detsad-105613-1465925993.jpg

Театр «Геометрические фигуры»

C:\Users\PC\Desktop\detsad-40075-1414571398.jpg

Театр «Геометрические фигуры»

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка\2017207095341.jpg

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка\2017207095119.jpg

Дидактическая игра «Часы»

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка\2017207095748.jpg

Дидактическая игра «Найди домик для фигур»

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка\2017207095606.jpg

Аппликация из геометрических фигур «Варежка»

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка\2017207102817.jpg

Дидактическая игра «Найди домик для фигур»

        

C:\Users\PC\Desktop\kozlova.jpg

Познавательное занятие «Как сестрица Алёнушка братца Иванушку спасала»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект« В мире геометрических фигур с использованием игровых наборов и Даров Ф. Фребеля»

Закрепить знания о геометрических фигурах с использованием игровых наборов и Даров Ф. Фребеля. Создать условия для развития познавательных,  творческих способностей детей в процессе разработки пр...

Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур»

Актуальность темы:Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Математика для детей имеет наиболее важное знач...

Проект "В мире геометрических фигур" во 2 младшей группе.

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младш...

Онлайн-проект "В мире геометрических фигур"

Рассказывается о геометрических фигурах...

Проект "В мире геометрических фигур"

Проект разработан с детьми второй младшей группы, даннй проект направлен на закрепление знаний о геометрических фигурах...

Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному и речевому развитию ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ «В мире геометрических фигур» для детей 4-5 лет группы комбинированной направленности

Занятие по ФЭМП направлено на детей средней группы. Использованы элементы ТРИЗ, чтобы максимально задействовать одновременно всех детей.Занятие было проведено на практике, мы смогли уложится по времен...