«Интегративные технологии обучения и их роль в формировании естественно-математических представлений у дошкольников.»
консультация по математике (средняя группа) по теме

Панахова Махбуба Амирмирза кызы

                            

  1. Актуальность, перспективность  темы
  2. Своеобразие и новизна опыта
  3. Подходы к интегрированному обучению
  4. Противоречия интегрированного обучения 
  5. Компоненты моделей интегрированного  обучения
  6. Уровни реализации направлений интеграции 
  7. Ведущие  идеи

Теоретическая база опыта.

Теоретическая и практическая значимость  

      8.Обоснование выдвигаемых принципов и приёмов

      9.Принцип  интеграции

      10.Оптимальнсть и эффективность средств

      11. Результативность опыта

      12.Выводы

      13. Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_23.12.18.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Интегративные технологии обучения и их роль  в формировании естественно-математических  представлений у дошкольников.»

  Актуальность, перспективность темы.

 Отличительная  особенность  современной  педагогики – её устремлённость  в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения   математики, но и сама математика является  мощным фактором развития ребёнка, формированием его познавательных и творческих способностей. Её изучение  способствует развитию  памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий  потенциал личности.

   Сегодня не  подвергается  сомнению  необходимость  осуществления и систематического  целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического  образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребёнка, а основным  результатом такого образования является формирование у детей основ математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации,  происходящим в современном обществе.

   Математика  является универсальным и мощным методом познания. Изучение  математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывать у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и её выражение: порядок, точность , ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.

    Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие. Согласно ФГОС программа должна строиться на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с  возрастными возможностями воспитанников и спецификой образовательных  областей.

   Следовательно, интеграция, как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности. Методы и приёмы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном  образовании ведущим средством организации  образовательного процесса, ведущей формой которого становится  совместная с взрослым деятельность детей, что соответствует современным тенденциям развития образования.

   Своеобразие и новизна опыта.

Несомненно, что интеграция  образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

   Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь различных  видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и развития.

    Формы интегративного процесса  характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей. Такими формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

   Интегрированные  занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но  ёмким.

 

   Подходы к интегрированному обучению.

Интегрированное  обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, по своей  сущности, является личностно ориентированным, так как в нём смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных  задач. При этом знания, умения и навыки выступают как  средство  воспитания и развития.

   Личностный  подход в интегрированном обучении реализуется в следующих  положениях: наполненность  содержания обучения жизненно важным  познавательным материалом, познавательными  задачами, стремление решить которые  побуждает узнать что-то новое; конгруэнтность личности педагога, то есть способность вести себя  соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять  своё истинное «я», что снимает напряжение и даёт реализовать свои возможности.

    Культурологический подход  проявляется в формировании основ ценностного отношения ребёнка к окружающему миру, к самому  себе.

    Аксиологический  подход отражает формирование ценностного  отношения к окружающему миру, основанного на понимании целостной  картины  мира, и предполагает осмысление , познание и конструирование целостного образа окружающего мира на основании ценностей.

    Деятельностный  подход  заключается в организации разнообразных видов деятельности детей; воспитатель выступает как организатор педагогического процесса; познавательный материал используется  как средство освоения деятельности.

     Гносеологический  подход в интегрированном обучении рассматривает  познавательное  отношение ребёнка  к  действительности как необходимую  сторону  всей  системы  его отношений к  окружающему миру и характеризуется следующими  чертами: формирование целостных  представлений; ценностное отношение к миру и основы мировоззрения формируются посредством освоения взаимосвязанных знаний об окружающей жизни;  формирование целостных представлений о предметах и явлениях окружающего  мира более успешно происходит в процессе  усвоения дошкольниками наглядно представленных логических связей между  предметами, объектами  и их частями; необходимость проверки качества  знаний посредством их  закрепления и применения в познавательной  деятельности; обеспечение  единства чувственного и рационального в процессе познавательной  деятельности дошкольников; использование  поисковых  методов в познавательной  деятельности как способа усвоения знаний; создание творческой основы для овладения ребенком знаниями, умениями и навыками в соответствии с его возможностями и потребностями.

      Комплексный  подход является частным  случаем интегрированного  подхода, и проявляется как  использование  взаимосвязанных видов  искусства и видов  детской художественно-эстетической деятельности с учётом принципов: взаимосвязи искусств в общности-создать единство образно-художественной природы искусства.

     Полу-художественный  подход  предполагает форму  приобщения  воспитанников к  искусству, позволяющую им понять истоки разных  видов художественной  деятельности и приобрести  базовые представления и навыки их области каждого искусства, принципами которого является: духовное  возвышение; живое  общение с сенсорной основой искусства и видов художественной деятельности.

       Вторая  группа подходов, на которых базируется концепция интегрированного обучения, определяют структурные особенности её построения: системный, структурно-функциональный и технологический подходы.

        Интегрированное  обучение  базируется на  положениях системного  подхода формирования  у дошкольников системных  знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают  личностно –значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребёнка.

     Структурно-функциональный  подход, вытекающий из системного  подхода, позволяет рассматривать интегрированное  обучение как целостность, в которой каждый компонент как функциональный  определяется через его соотнесение с другим через существенные связи и зависимости.

     Противоречия интегрированного обучения.

 Ведущие  тенденции интегрированного обучения отражают в себе общие  тенденции современного образования. Эти тенденции проявляются в дошкольном образовании в целом, а в интегрированном обучении приобретают определённую специфику. Они позволяют проанализировать противоречия интегрированного обучения детей дошкольного возраста. Основное  противоречие педагогического  процесса, разрешаемые  интегрированным обучением, заключается между: необходимостью  формирования целостных представлений, целостной картины  мира фрагментарностью формирования представлений на одновидовых занятиях.

    Первая  группа противоречий связана с отношениями личности  ребёнка и общества и включает ряд противоречий между: социокультурной обусловленностью процесса обучения и индивидуально-личностным опытом ребёнка; увеличением объёма научных  знаний и содержанием дошкольного образования.  

      Вторая группа  противоречий содержит внутренние  противоречия педагогического  процесса. Одно из них заключается между: гуманистической личностно-ориентированной парадигмой современного дошкольного  образования и его ориентированием на знания; необходимостью решения  развивающих и воспитательных  задач на занятиях и ограниченной возможностью традиционных одновидовых занятий построенных на знание - ориентированной  основе.

     Выявленные  тенденции и противоречия позволяют обосновать следующие принципы интегрированного  обучения детей  дошкольного  возраста: гуманизация  обучения, развивающего и воспитывающего обучения, социокультурного соответствия  научности и связи обучения с жизнью, систематичности  и системности интенсификации   содержания познавательной  деятельности, сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний, наглядности; прочности, гибкости и вариативности обучения, единства процессов социализации индивидуализации личности, создания положительной мотивации  благоприятного эмоционального климата в обучении.

       Компоненты моделей интегрированного обучения.

Система тенденций и принципов интегрированного  обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях определила построение его теоретической  модели, включающей систему взаимосвязанных и взаимо-обуславливающих компонентов, подчинённых логике педагогического процесса: личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного.

      Личностный  компонент модели включает в себя совокупный субъект педагогического процесса, представляющий, прежде всего, доминирующую субъектную позицию воспитателя и ребёнка в процессе обучения.

        Целевой  компонент модели интегрированного  обучения включает две взаимосвязанные составляющие: содержательные и формальные цели. Традиционное личностно-ориентированное обучение реализует  только содержательные цели, в которых приоритетными являются дидактические, в то время в интегрированном обучении ведущее место занимают развивающие и воспитательные. К содержательным целям относятся: формирование целостной картины мира; обеспечение более  эффективного  формирования знаний, умений и навыков по каждому  разделу программы.

       К формальным целям  обучения  отнесены следующие: уменьшение учебной нагрузки на  ребёнка при сохранении качества  образования.    Целевой  компонент, в свою очередь, определяет своеобразие содержательного  компонента теоретической  модели интегрированного обучения.

      Содержательный  компонент включает в себя духовные  ценности, способы деятельности и целостные  представления об окружающем. Содержание характеризуется разными направлениями, уровнями, структурными особенностями. Первое  направление определяется межпредметной интеграцией. Второе направление выражается внутри-предметными  взаимосвязями компонентов  содержания внутри каждого раздела программы. Третье направление синтезирует два первых и определяется как межвидовыми, так и внутривидовыми связями компонентов содержания.

    Уровни реализации и направлений интеграции.

 Направления интеграции реализуются на  различных уровнях. Первый уровень - уровень межпредметных связей - соответствует с решением таких дидактических задач, как актуализация знаний детей, их обобщение и систематизация. Основной источник интеграции - общие структурные элементы содержания образования, перенос которых может осуществляться в направлении любых предметов. Применительно к содержанию дошкольного образования этот уровень характеризуется как установление взаимосвязей между отдельными занятиями как по одному какому-либо разделу программы, так и между занятиями по разным разделам программы.

    Второй уровень - уровень дидактического синтеза - является более высоким по отношению к первому. Доминирующей дидактической  задачей в данном случае является изучение познавательного материала на интегративной основе. В то же время уровень дидактического синтеза - самый сложный для конструирования занятий, для разработки их методики.

      Третий – наивысший - уровень целостности, завершающийся формированием нового раздела программы, новой предметной области. В настоящее время  реализация  этого  уровня предопределила возникновение большого количества разновидностей интегрированных  занятий по развитию изобразительного творчества, по экологическому  образованию.

    Содержание  интегрированного  обучения  сложно структурировано. Структурный  анализ показал, что компоненты содержания интегрированных занятий связаны определёнными  способами интеграции. Анализ  отношений между компонентами  структуры при изучении позволил выделить два основных  типа: отношения равенства и   отношения неравенства. При этом неравенство может сопровождаться различной  степенью подчинения одних компонентов другим.

  В целях преодоления  разно-качественности компонентов содержания и создания целостности вводятся интегрирующие  факторы общего  и предметного плана, служащие для объединения  содержания в единое целое и усиление  его развивающей и воспитательной направленности.

    С внедрением  комплексно-тематического  планирования и интеграции видов детской  деятельности определены  области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения. Анализ и отбор из этих областей содержания, интеграция которого наиболее важна; использование разнообразных видов деятельности, имеющих возможность интеграции друг с другом. Анализ методов и приёмов продуктивного характера обязательный учёт содержания базовой программы детского  сада; коррекция планирования, так как теперь требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определения оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. Все эти аспекты очень важны.

       Ведущие  педагогические  идеи.

  Формирование  элементарных  математических  представлений в интегрированной форме работы с детьми является  наиболее приемлемой, так как она обеспечивает создание  среды, выявляет целый спектр способностей ребёнка, которые при традиционном обучении, как правило не  проявляется.

     Использование  интеграции характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.

Теоретическая база отдыха.        

Для осуществления  работы по данному направлению мы начали  с изучения  методической  литературы, касающейся интеграции вообще в математике в частности. Изучив такие пособия, мы начали работу по внедрению интегрированных занятий в работу ДОУ.

Теоретическая и практическая значимость  заключается в :

    - систематизации  и обобщении информации по вопросу  формирования математических  представлений детей раннего  возраста, в выявлении различий  в уровне развития в их сравнении;

     -  выявлении  наиболее  эффективных условий реализации  воспитательно – образовательного процесса по данному вопросу.

Обоснование выдвигаемых принципов и приёмов.

 Реформирование  системы дошкольного  образования  заставляет  пересматривать устоявшиеся  в теории и  практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях  заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребёнка, привлекательные для детей формы работы.

   Термин «интегрированные»  занятия появился ещё в 1973 году, они являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГОС понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке занятий по ФЭМП мы стали интегрировать различные виды деятельности детей в ДОУ. Это  отразилось на календарном и перспективном планировании, ведь теперь  математика проникла и в различные образовательные области. Таким образом, благодаря интеграции содержания образовательных областей, дети познают  всё многообразие мира и получают от этого массу положительных эмоций.

Принцип интеграции.

При   реализации  интегрированного  подхода необходимо  следовать следующему  принципу: содержание смежных  областей, привлекаемых в качестве добавлений не должно заменять и вытеснять  основного  содержания изучаемой темы.

Интеграция – основополагающий  принцип  образовательного  процесса ведёт к :

 -уменьшению учебной нагрузки на ребёнка при сохранении качества образования;

 -соблюдение норм длительности организованных  видов деятельности  при уплотнении их  содержания;

 -позволит избежать дублирования содержания образования.

 Одним из важных принципов планирования интегрированного  занятия – определение соотношения знакомого  и нового  материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребёнка к решению  проблемной  ситуации из собственного  опыта. Большое  значение на интегрированных  занятиях придаётся  развитию у  ребёнка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к  школе.

Оптимальность и эффективность средств.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаю следующие задачи математического  развития  детей:

 -Развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

  -Формировать  систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими  особенностями детей каждой возрастной группы.

 -Формировать приёмы  логического мышления.

 -Развивать самостоятельность  познания, поощрять проявление творческой инициативы.

  -Развивать  мелкую  моторику и зрительно-двигательную координацию.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка является  игра. В связи с этим, учитывая возрастные  особенности детей, все виды занятий проводятся  в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж. Игровые методы и приёмы помогают успешно реализовать первую  задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника.

 Создавая  игровую ситуацию, стараясь привлечь внимание  детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения  второй и третьей задач особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить  детей сравнивать  предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также  решать другие учебные  задачи в игровой  форме.

  В рамках образовательной области  «Познавательное  развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное  отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется  математическое образование дошкольников.

Интеграция умственной и   физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим  содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной  деятельности по физической культуре дети встречаются  с математическими отношениями: сравнивать  предмет по величине и форме или определить, где левая  сторона, а где правая. Поэтому, мы, предлагая детям различные упражнения,  учитываем, не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем  внимание на различные математические отношения. Мы предлагаем детям выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно  использование различных плоских и объёмных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времён года, частей суток.

  Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений.

 На протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы, мы практикуем использование различных считалок, в которых используется порядковый и количественный счёт. Присутствуют и подвижные игры математического содержания. Большая  работа ведётся по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

 Образовательная  область «Речевое  развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного  вопроса воспитателем зависит, поймёт ли его ребёнок, и каков будет его ответ. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у ребёнка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает эмоции, даёт образцы живого русского  языка. На своих занятиях мы стараемся  выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

В своей  работе  мы стали широко  использовать такие малые фольклорные  формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки и конечно  сказки.

 В любой сказке, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий, Вот почему в процессе формирования элементарных  математических представлений мы предлагаем детям  поиграть в сказку, стать её непосредственным участником, используя приём  «вхождения» в сказку, в этот удивительный  волшебный  мир.

 Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, мы используем и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной  образовательной деятельности, досугов, конкурсов. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками, в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки.

В нашей  работе игровая деятельность стоит на первом месте и, кроме игровых путешествий, мы используем различные виды игровой детской деятельности. Ведь игра- это универсальный язык для всех детей, ведь в игре нет оценки, нет строгой установки, а есть  ИГРА.

 Мы использовали не только  настольно-печатные игры, но и словесные. Таким способом, мы уточняли и закрепляли знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствует развитию  наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей.

 Также в своей работе пробовали использовать творческие игровые задания, которые можно применять не только в организованной образовательной деятельности, но и в свободное время.

 Разнообразные проблемные  ситуации создаются и на базе ТРИЗ. Это тоже не новинка и применение ТРИЗа в математике тоже возможно. Они дают возможность ребёнку мысленно манипулировать и экспериментировать с временными категориями: измерять течение времени или  останавливать его, менять местами временные отрезки, переноситься в другое время. Технология создания проблемных ситуаций строится на основе использования маловероятных условий или сказочных образов.

 Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приёмы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия.

Век компьютеризации смело шагает по стране, мы решили не отставать и стараемся внедрять новые технологии и в свою работу. Пока это только вкрапления, и использование мультимедийного  оборудования как наглядного материала для детей. Ведь этот волшебный экран можно превратить в пульт управления космического корабля или машины времени. А может перенести нас на много лет назад или вперёд, можно превратить в пульт управления космического корабля или машины времени. А может перенести нас на много лет назад или вперёд, можно превратиться в героев сказки или мультфильма, которые помогают нам в создании мотивации, постановке целей, или служат сюрпризным моментом. Но открывая двери в сказочную страну, мы даём детям не только математические знания, здесь дети учатся доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, любознательности. Это и является методом решения задач образовательной области социально-коммуникативное развитие.

Все эти задачи хорошо объединяются в досуговой деятельности детей в детском саду. Интеграцию задач математического развития мы осуществляли с помощью досугов на протяжении всего учебного года.

 Математическое развитие  ребёнка только в дошкольном  учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с родителями группы. Мы стараемся использовать разнообразные формы работы с родителями. И здесь мы стараемся, чтобы  интеграция проникла в это направление роботы ДОУ.

 Мы продолжаем использовать такую форму работы как проектная деятельность.

           Наибольший  эффект интегрированные  занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная  по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ. Интегрированные занятия требуют от педагога  тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают  педагога.

 Результативность опыта.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике, обеспечивает совершенно  новый психологический климат  для ребёнка и педагога в процессе  обучения.

    Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребёнка в детском саду, одна тема  перетекает из одной образовательной  области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные  задачи.

Особое  место отводится  проведению   математических праздников и развлечений, Они рассматриваются как  один из эффективных путей опосредованного обучения и закрепления пройденного материала у дошкольников. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного  содержания. Радостные  переживания поднимают жизненный тонус ребёнка, создают бодрое настроение.

 Коллективное участие в решении познавательных задач в играх, танцах раскрепощает ребёнка. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внесение  своей доли усилий, осознание собственных успехов придаёт ценность тому, чем овладели дети в образовательной  деятельности, с чем познакомились во время игр. Гордость за свои достижения и ощущения удачи на празднике одерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.

Каждый из праздников должен быть  экспромтом для детей, полным сюрпризов и неожиданностей, На нём создаются условия для проявления детской самостоятельности. До начала праздника дети не знают ни сюжета, ни героев, ни занятий, ни своей роли. Поэтому нужна серьёзная подготовка к празднику или развлечению со стороны воспитателя.

Выводы.

Таким образом, интегрированный  подход в огранизованной учебной деятельности, получивший широкое распространение в последние годы, чаще всего является одной из форм обобщения знаний. Он может проводиться  на основе внутри-предметной, межпредметной и межсистемной  интеграции.

На основе интегративного подхода предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое  и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активацию в процессе учебной деятельности. Педагогической основой такой деятельности выступают межпредметные ассоциации, которые являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия. Формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных  областей, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний.

 Так, интеграция «Формирование элементарных математических представлений» и «Конструирование» позволяет учащимся усваивать математические знания в полном объёме и приобретать  умения , применять их при изготовлении моделей по описанным или заданным свойствам, вносить изменения в конструкции или её элементы.

Ещё одним примером  может служить развитие  педагогически целесообразных взаимодействий между разделами «Формирование  элементарных математических представлений» «Художественная  литература» как одно из необходимых условий развития литературного слова, устного творчества школьников.

Интеграция содержания курсов «Формирование элементарных  математических представлений» и «Основы экологии» существенна в познании детьми данного возраста наиболее обобщённых и фундаментальных законов природы, на основе которых в будущем создаётся база для формирования их мировоззрения. Экологическое воспитание и образование в процессе изучения математики ориентировочно могут осуществляться в таких направлениях:

 - решение задач экологического содержания с целью глубокого понимания учащимися отдельных экологических понятий, способствующие формированию их экологического  мышления4

  -более осознанное овладение основными   математическими методами обработки статистических материалов учащимися, собранных во время проведения экскурсий, практических и самостоятельных работ.

  Положительными сторонами данных занятий являются:

  1. Компактность и сжатость.
  2. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала  интегрированного предмета  на каждом этапе.
  3.   Большая информативная ёмкость  учебного материала.
  4. Действительное объединение  предметных систем знаний о данном объекте, явлении.
  5.  Выигрыш во временных затратах на усвоение материала.
  6.   У учащихся в большей степени формируются общеучебные умения и навыки, также рациональные навыки учебного труда.

От воспитателя требуется тщательная отработка всех этапов, введение определённых наглядных пособий, чёткая формулировка  вопросов, исключающих  односложные ответы, постановка конкретных заданий и анализ их выполнения и т. д.

  Список использованной литературы.

1.С.Д. Сажиной «Технология  интегрированного  занятия в ДОУ» - С.127

2.Дошкольная педагогика.-М.: «Академия», 2008.-416 с.

3.Коменский Я.А. Избранные педагогические  сочинения: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1982.-Т.1.-328 с.

4.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. М., 2000.-267 с.

5.Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1974-368с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., Норма. 2000-345с.

7.Данилова Т.И. «Современные образовательные технологии в ДОУ»

8. Панфилова А.П. «Инновационные педагогические технологии»

9.Д. Б. Эльконин «Психология игры»

10. Ирина Урмина. Татьяна Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ. Программно- методическое обеспечение».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Обучение рассказыванию, как средство формирования связной монологической речи дошкольников».

   Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о как...

Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника

На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следую...

Использование игровых технологий в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Статья об актуальности использования игровых технологий в корреклионной работе учителя - логопеда по формированию фонематических представлений  у дошкольников имеющих речевые нарушения. В статье ...

Технология «Дети – волонтеры» как средство формирования инициативности и самостоятельности дошкольников.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жи...

Мастер-класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».,дидактическая игра Кубики географических историй

в данную разработку входит мастер-класс по теме «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России» , пр...

Мастер-класс «Использование технологии «Игры с песком» для формирования элементарных математических представлений дошкольников»

Материал о технологии «Игры с песком», которую использую  для развития познавательной активности...