Сообщение «Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы»
учебно-методический материал по математике (старшая группа) на тему
Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд №1 Сообщение «Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы»
Слайд №2 Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.
Слайд №3 Метод системного анализа
Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы (метод «мозговой атаки» – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивная критика.
Д/игра «Четвертый - лишний»
Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.
Материал: 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.
Содержание: детям предлагается рассмотреть символические картинки времен года, определить их название и очередность. Затем педагог расставляет напротив карточки с изображением примет и явлений каждого времени года.
Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.
Слайд №4 Интересная для детей игра с фигурами 48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина.
Игры с фигурами Дьенеша разнообразны и не ограничиваются вариантами. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.
Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:
- Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.
- Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.
- Размеру. Большие и маленькие.
- Толщине. Толстые и тонкие.
Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакам: форме, цвету, размеру и толщине. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.
Д/игра «Цепочка или паровозик».
Варианты игр.
- чередуя детали по определенному признаку.
Например,
-по цвету: синяя, желтая, синяя, желтая…
- по размеру: маленькая, большая, маленькая, большая…
- по форме: квадрат, круг, квадрат, круг…
Слайд №5 Метод сравнительного анализа
Сравнительный анализ – метод анализа объектов.
Д/игры «Подумай и ответь».
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Слайд № 6 Метод моделирования и конструирования.
Моделирование и конструирование — это одно из средств познания действительности.
Д/игры «Собирай – ка»
Цель: закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры, обозначающих дни недели; развитие зрительного восприятия целого.
Материал: карточки (7 штук, разделенные на три части (число – цифра – название дня недели) по типу пазлов.
Слайд № 7 Д/И «Почини коврик »
Цель: Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.
Слайд № 8 Вставка творческих работ «Мир геометрических фигур»
Метод вопросов.
Задания: «Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко, арбуз, помидор ….).
«Что бывает желтое в природе?»
(одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, цыпленок ….).
«Когда это бывает?» (зима, лето, весна, осень)
Слайд № 10 Решение логических задач.
Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки. Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?
Слайд № 11 Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.
Слайд № 12 Упражнения с использованием Лэпбука «соседи числа»,
« Пазлы по числам» и т.д.
В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.
Слайд № 13 Метод экспериментирования и опытов.
Экспериментирование деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
При этом «превращения», которые ребенок выполняет с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
С целью развития у детей старшего дошкольного возраста умений выполнять элементарные логические операции детям предлагают задания, как с наглядностью, так и без нее, на разных занятиях, в процессе игровой деятельности. Ниже представим несколько из заданий.
1. Определение размера: выбери все предметы такого же размера, как этот мяч; найди стол такой длины, как лента; выбери все предметы, что тяжелее, чем кубик и тому подобное.
2. Соотношение части и целого: детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол ножка, двери замок, окно форточка, картина рамка, машина колесо, сумка ремень, сапоги шнурки, телевизор антенна и тому подобное.
3. Построение пар из картинок: выбери предметы для маленького и большого попугая, выбери кровать для куклы по размеру. На этом этапе можно использовать и карточки для индивидуальной работы с детьми. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование, поскольку в таких вариантах им не предлагали материалы для проведения практических действий.
Для установления различных свойств величины проводится экспериментирование:
1) На разном расстоянии от ребенка находятся два предмета, тот, что ближе, кажется больше по размеру. Дети пробуют сравнить предметы сначала на глаз, а потом с помощью измерения (условная мерка).
2) Сравнения части и целого. Детей подводят к пониманию того, что часть всегда меньше, чем целое.
Цель формировать у детей умения выполнять измерения разных предметов, экспериментировать с жидкими и сыпучими веществами, усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметами, разными веществами, карточками).
Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяснением значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "
" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...
ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...
Проект: Обучение детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений посредством нетрадиционных форм организации.
Проект: Обучение детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений посредством нетрадиционных форм организации....
Система работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игры
Цель:Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием....
Формирования элементарных математических представлений посредствам разнообразных форм работы
Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности...
Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»
Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»...