"Развитие основ логического мышления в процессе математического образования"
презентация по математике на тему
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. С помощью мышления мы получаем знания. поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л . С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, Л.А. Венгер , П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец и др. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
Мышление развивается в три этапа: Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста. Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста. Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте .
Логическое мышление Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
Основные логические приемы В дошкольном возрасте активно развиваются логические операции: сравнение , анализ , обобщение , абстрагирование , классификация , сериация и др.
Сравнение Сравнение - это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями . Для того, чтобы научить ребёнка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями: умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом; умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы; умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.
Сравнение Сюда можно отнести такие игры как «Сравни картинки», «Чем похожи и чем отличаются», «Найди такой же», «Найди похожую фигуру», «Покажи предмет, который отличается от других», «Найди лишний предмет» и т. д .
Сравнение Найди отличия
Сравнение Найди сходство и отличие
Сравнение Найди два одинаковых предмета Найди пару
Анализ Анализ — выделение свойств объекта из группы предметов по определённому признаку .
Анализ Когда ребёнок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия.
Синтез Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез — через анализ) К таким дидактическим играм можно отнести игры «Сложи фигуру», «Образуй фигуру», «Составь картинку», «Почини коврик», « Танграм », « Колумбово яйцо», и т. д.
Обобщение Обобщение - оформление в словесной форме результатов процесса сравнения - формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов.
Игра «Четвертый лишний»
Классификация Классификация — это мыслительное распределение по группам в соответствии с наиболее существенными признакам и . Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить по следующим математическим понятиям: по размеру (в одну группу — большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку — длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.); по цвету (в эту коробку — красные пуговицы, в эту — зеленые); по форме (в эту коробку — квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);
Классификация
Сериация Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку .
Сериация Сериации могут быть организованы по цвету, например, по степени интенсивности окраски (разложить квадраты по степени интенсивности цвета).
Игры для развития логического мышления Развитие логического мышления у дошкольников идет через игру. Важно постоянно менять задания, побуждая ребенка постоянно думать и искать другие пути решения.
Логические блоки Дьенеша На сегодняшний день наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.
Игры Воскобовича Развивающие игры Воскобовича направлены на развитие навыков силуэтного конструирования, освоения начальных геометрических знаний, представлений и пространственных отношений. Играя с этими пособиями ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности.
Логические фигуры и палочк и Кюизенера Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.
Игры Никитина «Сложи узор», « Уникуб », «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные игры Никитиных . Но есть и другие: “Таблица сотни”, “Таблица Пифагора”, “Дроби”, “План и карта”, “Часы”, “Термометр”, “Узелки” и др. – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими “развивающую среду” для ребенка.
Математические загадки и занимательные задачи Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Загадки-шутки В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? ( 9 пароходов) Как в решете воды принести? ( Когда вода замерзнет, превратится в лед.) Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? ( 8 человек ) Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня , завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра)
Логика - «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Целенаправленные педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности в группе позволяют эффективно контролировать ход развития воспитанников, что поможет успешнее подготовить детей к обучению в школе.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.
Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...
Развитие логического мышления с помощью математических представлений
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т...
Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе
Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...
Развитие логического мышления в процессе ф.э.м. представлений посредством дидактической игры
В дошкольный период формирование дошкольников логико - мыслительной деятельности должно отоводиться важное значение. Обучение математики - это не только знания, это определенный стиль мышления. ...
Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».
Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...
Выступление на педсовет на тему: «Формирование основ логического мышления посредством игр математического содержания»
Утверждение о необходимости и возможности развития логической сферы ребенка-дошкольника неоспоримо, как и то, что эта проблема именно математического развития....
Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный возраст)
Цель. Систематизировать игры математического содержания для развития у детей мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, классификация....