Развитие логического мышления в процессе ф.э.м. представлений посредством дидактической игры
статья по математике (средняя группа) на тему
В дошкольный период формирование дошкольников логико - мыслительной деятельности должно отоводиться важное значение. Обучение математики - это не только знания, это определенный стиль мышления. Формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Обучение дошкольников должно основываться на специально подобранных обучающихся играх, в процессе которых дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, класиффикация, обобщение, развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения, воспитания: коммуникативных навыков; стремление к преодолению трудностей; уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №39»
Развитие логического мышления
в процессе формирования
элементарных математических
представлений
посредством дидактической игры
Подготовила:
Воспитатель
Черданцева Т.В.
Г. Усолье - Сибирское
2017г.
На современном этапе развития в ДОУ особое место уделяется проблеме развития логического мышления у детей. Развитие мышления в процессе формирования элементарных математических представлений надо начинать с раннего возраста.
Для успешного обучения детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОСТ) предполагается высокий уровень развития мышления ребенка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески подходить к различным проблемам. Педагоги в ДОУ отводя важное место формированию у детей логико-мыслительной деятельности заинтересованы в том, чтобы дошкольники усваивали материал в большом объеме и ускоренном процессе. Практика показала, что при обучении математических знаний, дети испытывают затруднения. Им бывает не интересно занятие, на котором они не поиграли, и было не весело. Почему так происходит? Почему у детей пропадает интерес к образовательному процессу?
Это вызвано рядом причин:
- обилие информации получаемой ребенком; - повышенное внимание к компьютеризации; - желание педагогов сделать процесс обучения более интенсивным; - стремление родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи; - очень рано лишаем детей от их любимых занятий – игрой.
Тем самым встает вопрос поиска способов и средств для развития познавательных способностей у детей.
Как перестроить образовательную деятельность в педагогическом процессе:
- перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности (организованной взрослым или в самостоятельной деятельности); - снять излишнюю дидактичность обучения; - создать условия для предметно-развивающей среды; - вызвать интерес и желание заниматься играя.
Чтобы профессионально подойти к решению данной проблеме, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А Венгер, А.А.Столяр, Л.Ф.Тихомировой, З.А.Михайловой и др. Систематизация подходов к формированию у дошкольников мыслительных операций и их адаптация к условиям будущего школьного обучения. Актуализация позиции ребенка в процессе усвоения представлений о мыслительной деятельности через использования дидактических игр и упражнений, позволяющего реализовать принцип оптимального соотношения педагогических воздействий взрослого и процессом саморазвития, обусловленным собственной активностью ребенка.
Предлагалось детям «поиграть в математику». Они не замечали, что их чему-то обучают, они просто играли. А на самом деле дети в процессе игры учились считать, складывать, сравнивать и т.д., более того решали логические задачи. При этом я старательно им помогала, поддерживала в трудную минуту. Обучение и развитие в процессе игр проходило не принужденно, главное было доставить детям радость от игровой деятельности, и чтобы эта радость постепенно перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным! (из книги «Давайте поиграем» Абрама Ароновича Столяр, 1991г.)
Известный советский психолог Л.С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» (Выготский Л.С. Сбор. Соч. – М., 1982. – Т. 2. – С. 198)
Целенаправленная работа по формированию логики показала положительную динамику.
Вывод: Развитие логического мышления, умение классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имело важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. Дидактические игры, различные беседы, загадки способствовали развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивали усвоение обобщенных названий (см. приложение №1). Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психики детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Положительные результаты работы с детьми во многом зависят от контакта с их родителями. Совместными усилиями всегда можно помочь ребенку научиться играть, достигая нужных результатов. Работа с детьми будет результативна, если она продолжается дома.: - «Дни открытых дверей», где родители могут не только присутствовать на занятии, но активно принять участие в логических играх и решении логических задач; - цикл консультативных материалов по теме «Развитие творческого мышления» и др.; - папки – передвижки «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
Ум не развивается сам собой. Его нужно развивать с раннего детства в д/с и семье.
Приложение №1
НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ
ЦЕЛЬ. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов. Совершенствовать двигательные умения.
МАТЕРИАЛ: логические блоки Дьенеша, большое панно с лабиринтом.
ПРАВИЛА ИГРЫ. Пройти к домику, взять предмет и выполнить соответствующее количество движений. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку свернуть.
ТИХАЯ ОХОТА
ЦЕЛЬ. Развивать умение решать математические примеры, совершенствовать координационные и скоростные способности.
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением ягод и грибов с примерами и корзинки с цифрами
ХОД ИГРЫ. Играют 2 команды мальчиков и девочек. Педагог даёт команду: «Мальчики, за грибами!» («Девочки, за ягодами!»). Дети кладут в корзинки по 2 или 3 предмета так, чтобы в сумме числа на предметах соответствовали числу на корзине. По команде «Стоп!» сбор прекращается. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов или ягод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления в ходе реализации образовательной области «Познание» посредством занимательной математики
Опыт работы посвящен развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательного математического материала....
« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...
Развитие логического мышления у детей четырёх пяти лет по средствам дидактической игры (методические рекомендации)
Предлагаемые методические рекомендации посвящены вопросам развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждени...
« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»
laquo; Развитие логического мышленияу детей старшего дошкольного возрастачерез использованиядидактических игр и упражнений»...
Развитие логического мышления у детей 3-4 лет по средствам дидактической игры (методические рекомендации)
Содержание:Введение…………………………………………………………&hell...
План самообразования учителя-дефектолога по теме «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр и упражнений»
Один из вариантов отчетной документации учителя-дефектолога в ДОО....