Развитие логического мышления в процессе ф.э.м. представлений посредством дидактической игры
статья по математике (средняя группа) на тему

Черданцева Татьяна  Владимировна

В дошкольный период формирование дошкольников логико - мыслительной деятельности должно отоводиться важное значение. Обучение математики  - это не только знания, это определенный стиль мышления. Формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Обучение дошкольников должно основываться на специально подобранных обучающихся играх, в процессе которых дети овладевают мыслительными операциями:  анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, класиффикация, обобщение, развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать),  произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения, воспитания: коммуникативных навыков; стремление к преодолению трудностей; уверенности в себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

                                             «Детский сад №39»

     Развитие логического мышления

           в процессе формирования

      элементарных математических

                    представлений

     посредством дидактической игры

     

                                                                                            Подготовила:

                                                                                             Воспитатель

                                                                                          Черданцева Т.В.

                                                                       

                                                Г.  Усолье - Сибирское

                                                         2017г.

     На современном этапе развития  в ДОУ особое место уделяется проблеме развития  логического мышления у детей. Развитие мышления в процессе формирования элементарных математических представлений надо начинать с раннего возраста.

Для успешного обучения детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОСТ) предполагается высокий уровень развития мышления ребенка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески подходить к различным проблемам. Педагоги в ДОУ отводя важное место формированию у детей логико-мыслительной деятельности заинтересованы в том, чтобы дошкольники усваивали материал в большом объеме и  ускоренном процессе. Практика показала, что при обучении математических знаний, дети испытывают затруднения. Им бывает не  интересно занятие, на котором они не поиграли, и было не весело. Почему так происходит? Почему у детей пропадает интерес к образовательному процессу?

Это  вызвано рядом причин:

  - обилие информации получаемой ребенком; - повышенное внимание к компьютеризации; - желание педагогов сделать процесс обучения более интенсивным; - стремление родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи; - очень рано лишаем детей от их любимых занятий – игрой.

 Тем самым встает  вопрос поиска способов и средств для развития познавательных способностей у детей.

Как перестроить образовательную деятельность в педагогическом процессе:

 - перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности (организованной взрослым или в самостоятельной деятельности); - снять излишнюю дидактичность обучения; - создать условия для предметно-развивающей среды; - вызвать интерес и желание заниматься играя.

    Чтобы профессионально подойти к решению данной проблеме, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А Венгер, А.А.Столяр, Л.Ф.Тихомировой, З.А.Михайловой и др. Систематизация подходов к формированию у дошкольников мыслительных операций и их адаптация к условиям будущего школьного обучения. Актуализация позиции ребенка в процессе усвоения представлений о мыслительной деятельности через использования дидактических игр и упражнений, позволяющего реализовать принцип оптимального соотношения педагогических воздействий взрослого и процессом саморазвития, обусловленным собственной активностью ребенка.

    Предлагалось детям «поиграть в математику». Они не замечали, что их чему-то обучают, они просто играли. А на самом деле дети в процессе игры учились считать, складывать, сравнивать и т.д., более того решали логические задачи. При этом я старательно им помогала, поддерживала в трудную минуту. Обучение и развитие в процессе игр проходило не принужденно, главное было доставить детям радость от игровой деятельности, и чтобы эта радость постепенно перешла в радость учения.

 Учение должно быть радостным! (из книги «Давайте поиграем» Абрама Ароновича Столяр, 1991г.)

     Известный советский психолог Л.С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» (Выготский Л.С. Сбор. Соч. – М., 1982. – Т. 2. – С. 198)

   Целенаправленная работа по формированию логики показала положительную динамику.

Вывод: Развитие логического мышления, умение классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имело важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. Дидактические игры, различные беседы, загадки способствовали развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивали усвоение обобщенных названий (см. приложение №1). Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психики детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

   Положительные результаты работы с детьми во многом зависят от контакта с их родителями. Совместными усилиями всегда можно помочь ребенку научиться играть, достигая нужных результатов. Работа с детьми будет результативна, если она продолжается дома.: - «Дни открытых дверей», где родители могут не только присутствовать на занятии, но активно принять участие в логических играх и решении логических задач; - цикл консультативных материалов по теме «Развитие творческого мышления» и др.; - папки – передвижки «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».

Ум не развивается сам собой. Его нужно развивать с раннего детства в д/с и семье.

                                                                                                                    Приложение №1

НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ

ЦЕЛЬ. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов. Совершенствовать двигательные умения.

МАТЕРИАЛ: логические блоки Дьенеша, большое панно с лабиринтом.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Пройти к домику, взять предмет и выполнить соответствующее количество движений. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку свернуть.

File0407

ТИХАЯ ОХОТА 

ЦЕЛЬ. Развивать умение решать математические примеры, совершенствовать координационные и скоростные способности.

МАТЕРИАЛ:  картинки с изображением ягод и грибов с примерами и корзинки с цифрами

                C:\Users\user\Documents\ФЭМП\Игры\File0431.bmp                                   C:\Users\user\Documents\ФЭМП\Игры\File0431.bmp

ХОД ИГРЫ. Играют 2 команды мальчиков и девочек. Педагог даёт команду: «Мальчики, за грибами!» («Девочки, за ягодами!»). Дети кладут в корзинки по 2 или 3 предмета так, чтобы в сумме числа на предметах соответствовали числу на корзине. По команде «Стоп!» сбор прекращается. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов или ягод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления в ходе реализации образовательной области «Познание» посредством занимательной математики

Опыт работы посвящен развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательного математического материала....

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...

Развитие логического мышления у детей четырёх пяти лет по средствам дидактической игры (методические рекомендации)

Предлагаемые методические рекомендации посвящены вопросам развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.Пособие адресовано воспитателям дошкольных  образовательных учреждени...

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

laquo; Развитие логического мышленияу детей старшего дошкольного возрастачерез использованиядидактических игр и упражнений»...