Выступление на педсовет на тему: «Формирование основ логического мышления посредством игр математического содержания»
материал по математике (подготовительная группа)

Земскова Елена Михайловна

Утверждение о необходимости и возможности развития логической сферы ребенка-дошкольника неоспоримо, как и то, что эта проблема именно математического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на тему:

«Формирование основ  логического мышления  посредством

 игр математического содержания»

                                                                                     Подготовила

Воспитатель: Земскова Е.М.

        МДОУ №5 «Теремок»

Ноябрь, 2020г.

Зачем  логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на

каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором

формируются функции, важные для перехода следующему этапу. Таким

образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут

служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в

более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков

является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет

даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших

затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка,

ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В целях развития

логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику

самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию,

обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев

логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным,

научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться

на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Формирование логического мышления дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий. К вопросу развития логической сферы дошкольников обращались: З.А.Михайлова, Л.А.Венгер, А.А.Столяров, А.З.Зак. Утверждение о необходимости и возможности развития логической сферы ребенка-дошкольника неоспоримо, как и то, что эта проблема именно математического развития. Игра является ведущим видом деятельности ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Через систему специально подобранных игр, игровых заданий и упражнений можно организовать работу, позволяющую формировать и развивать у ребенка логические способности, а именно: формировать логические приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умение, выстраивать на их основе простейшие умозаключения. Через развивающие игры математического содержания, у детей развиваются логические приемы мышления среди которых: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация.

Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Работая, в данном направлении на начальном этапе изучали и анализировали психолого-педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического развития.  Создала такую предметно-развивающую среду, которая стимулирует интерес у детей к обследованию предметов: определению формы, количества, величины, разложения простых зависимостей между объектами.

Процесс познания интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают окружающий мир, а когда активно участвуют в его преобразовании.

Большее внимание уделять играм с кубиками Никитина, цветными палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, отдельное внимание уделяется играм Зака и Воскобовича. Именно эти игры учат детей понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках; способствуют развитию логического мышления; создают благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.

Игры Никитина «Сложи узор», «Уникуб» очень заинтересуют детей. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

Палочки Кюизенера-это счётные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Они  позволяют моделировать числа, свойства, отношения, вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач. Работая с палочками, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, развивают способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, различают количественный и порядковый счёт, устанавливают равенство и неравенство двух групп предметов, развивают умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.

 Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Дети развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

Очень интересны и увлекательны для детей игры А. З. Зака. Данная игра создаёт все условия для активизации развития умственной деятельности ребёнка. Это предусматривается тем, что игровые задания строятся из того расчёта, чтобы имелась возможность использования разных способов их успешного выполнения, - это позволяет каждому ребёнку проявлять инициативу в поиске путей достижения цели, способствует развитию у ребёнка интеллектуальной гибкости, возможности с разных сторон посмотреть на одну и ту же ситуацию.

Также, можно применять игровую технологию В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», где игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям». Отдельное внимание отвела играм: «Двухцветный квадрат» - игра – головоломка, в процессе которой дети осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм. «Четырёхцветный квадрат» - это наиболее сложная модификация двухцветного квадрата. Схемы сложения не являются пооперационными, а представляют собой конечный результат конструирования. Навыки, приобретённые в игре с двухцветным квадратом, помогают детям быстрее освоить четырёхцветный квадрат, так как приёмы сложения фигур остаются неизменными.

Также использовать игры «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», где у детей формируются умения анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления. Затем вводили игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.

В работе над развитием логического мышления у детей принимают активное участие родители. Они не менее заинтересованы, принимают участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий, выполняют домашние задания, приобретают игры для домашнего пользования.

Математическое развитие детей дошкольного возраста в дополнительном

образовании проектируется на основе концепции дошкольного учреждения.

От соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие

интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, их

логического, творческого или критического мышления; формирование

представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках,

способах преобразования объектов. У детей дошкольного возраста

происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд

новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается

анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е.

производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в

умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение. Большое

значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и

занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы

перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы

самостоятельно производить определённые умственные операции для

достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые

педагогом во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры,

носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки,

специально предназначенные для стимуляции умственной активности

ребёнка. Логические приемы как средство формирования логического

мышления дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация,

доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их

используют начиная с первого класса для решения задач, выработки

правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения

характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает.

Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной

из теоретических основ которой является логика. Знание логики

способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе

образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому

преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения

дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим,

развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям;

экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также

практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...

Выступление на педсовете на тему: "Формирование игровой деятельности детей раннего возраста в предметно-развивающей среде ДОУ"

laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе...

Выступление на педсовете на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни через взаимодействие с родителями"

Выступление на педсовете на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни через взаимодействие с родителями"...

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»

Выступление на педсовете по теме«Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»...

Выступление на педсовете на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Выступление  на педсовете на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»...