Диагностика по Формированию элементарных математических представлений
учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинка»
Мониторинг в средней группе
«Домисольки»
«Формирование элементарных математических представлений.»
Выполнила : Жимбуева Эржена Золтоевна
Средняя группа (Начало года) Количество и счет.
Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.
Задание: «Один» и «много».
Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.
- Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)
- Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)
- Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)
Оценка:
3 балла - ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.
2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)
1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Величина.
Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный - короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».
Задание: Сравнение предметов по величине.
Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.
- Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).
- Какая полоска короче? (красная)
- Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.
- На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)
- На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)
Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)
- Какая полоска такой же длины, как и красная?
- Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)
- Какие эти полоски по длине? (одинаковые)
Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.
- Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются?
- Какого цвета ленточки? (желтая и красная)
- Как узнать, какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)
- Желтая ленточка какая? (широкая)
- Красная ленточка какая? (узкая)
Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)
- Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)
- Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади на высокую елочку.
- Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)
- На какой елке сидит белка? (на высокой)
Оценка:
3 балла - ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.
2 балла – визуально сравнивает предметы по величине, не пользуясь приемом наложения.
1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Форма.
Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.
Задание: Называние формы геометрических фигур.
Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.
Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Ребенку предлагается назвать фигуры.
- Как называется эта фигура? (треугольник)
- Как называется эта фигура? (квадрат)
- А это что за фигура? (круг)
- Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)
Игра: «Цвет и форма»
Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д
- Солнце какой формы? (круглое)
- Будильник какой формы? (круглый)
Найди предметы, которые имеют квадратную форму.
- Аквариум какой формы? (квадратный)
- Дом какой формы? (квадратный)
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,
треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.
2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.
1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Ориентировка в пространстве.
Цель: выявить умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».
Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.
- На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)
- На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)
На столе стоят игрушки.
Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.
- Поставь зайца впереди куклы.
- Поставь белку позади куклы.
- Покажи кукле левую руку.
- Покажи кукле правую руку.
- Топни правой ногой, топни левой ногой.
Оценка:
3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».
2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».
1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.
Ориентировка во времени.
Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
Задание: Ориентировка в частях суток.
На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.
Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.
- Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)
- Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.
2 балла – называет части суток с помощью взрослого.
1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Логическое мышление.
Группировка предметов по цвету, форме и величине.
Цель: выявить умение детей группировать предметы по характерным признакам.
На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)
Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)
- Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)
*Возможна стимулирующая помощь педагога.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)
Игра: «Четвертый лишний»
Ребенку показывают картинку.
- Какой предмет лишний?
- Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.
2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.
1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Диагностика по разделу «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа
диагностическая карта предназначена для выявление знаний дете по ФЭМП...
Диагностика по развитию речи детей и формированию элементарных математических представлений
Диагности средняя группа...
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в город математических представлений"
систематизировать знания, умения, представления детей....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...