Диагностика по развитию речи детей и формированию элементарных математических представлений
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Диагностика по развитию речи детей и ФЭМП.
(Игровые упражнения)
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи СРЕДНЯЯ ГРУППА
- Назови предметы изображенные на картинке одним словом:
чайник - блюдце - тарелка - кастрюля ... /посуда/
куртка - шапка - свитер - брюки.. ./одежда/
тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги.. ./обувь/
огурец - помидор - капуста - картофель - морковь .. ./овощи/
яблоко - груша - апельсин - банан .../ фрукты/
Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
М атер и ал: карт и ({к и с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов
Критеришребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла
допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла
допускает 3 и более ошибок - 1 бал
- Назови предметы, которые можно назвать этим словом:
животные, игрушки, мебель
Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материалжартинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.
Критеришребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла допускает 1 -2 ошибки - 2 балла допускает 3 и более ошибок - 1 балл
- Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.
Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Материал : картинки
Критеришребенок правильно называет - 3 балла допускает 1 ошибку - 2 балла допускает 2 и более ошибок - 1 балл
- Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - , у белки - , у медведя - у волка -
Цель: умение образовывать названия детенышей животных
Материалжартинки с изображением животных и их детенышей.
Критеришребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла допускает 3 и более ошибок - 1 балл
- Скажи правильно:
Яблоко. У Тани много
Дерево. В лесу много
Туфли. У Оли нет
Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Материал'.картинки с изображением названных предметов
Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла допускает одну ошибку - 2 балла допускает 2 ошибки - 1 балл
- Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится
каждый кусочек.
Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла допускает одну ошибку - 2 балла допускает 2 ошибки - 1 балл
- Назови какого цвета предметы: шар -..., ведро -..., платье -машина -....
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла допускает одну ошибку - 2 балла допускает 2 ошибки - 1 балл
- Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина
Кофта бабушки - ...
Газета папы
Нора лисы
Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.
/Чей? Чья? чьё?/
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла допускает одну ошибку - 2 балла допускает 2 ошибки - 1 балл
- Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./
Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./
Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./ Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.
Критерии:
ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла допускает одну ошибку - 2 балла допускает 2 ошибки - 1 балл
- Скажи правильно:
У меня есть карандаш, /ручка/
У меня нет ...
Я рисую ...
Папа пишет ...
Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога. Материал:
Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла допускает одну ошибку - 2 балла допускает 2 ошибки - 1 балл Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
- Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
- Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.
- Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.
- Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.
- Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.
- Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.
- Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.
- Предложить назвать, чьи это предметы. Итоговая оценка: 22 - 27 баллов - высокий уровень
Диагностика уровня развития по ФЭМП в средней группе.
Дидактические игры на тему « Геометрические фигуры»
- Игра « Назови одним словом»
Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида. обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
- Игра «Подбери по величине»
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.
Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.
- Игра « Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
- Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три - четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку ( или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
5. Игра «Кто больше увидит? » На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур
7. Игра «Посмотри вокруг » помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы . Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий ( им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов , не имеющих углов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает' фишку, кружок. Правилами предусматривается , что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе.
В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
8. Игра «Геометрическая мозаика » предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах , формирует умение преобразовывать их , развивает воображение и творческое мышление,, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу , работа по нерасчлененному образцу , работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье) , работа по собственному замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя
/
/
//
/
свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры , находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
- Игра «Найди свой домик ». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг ,крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок -квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.
- Игра «Назови геометрическую фигуру»
Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.
Ход игры.
- Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.
- Игра «Найди предмет такой же формы»
У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.
Он показывает ребёнку одну из фигур, например,'круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
- Игра «Что подходит?»
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
14. Игра «Угадай, что спрятали»
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие логического мышления при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Описание опыта работы...
«Интеллектуальное развитие детей, через формирование элементарных математических представлений».
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на меж аттестационный период 2019-2023 г....
МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Конспект Математического КВН среди родителей и детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Воспитатель: ГалиеваГ.Р.
Звучит фонограмма к игре КВН.Ведущий: Добрый день. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. Сегодня мы собрались на необычный праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности. З...
Развитие речи в процессе формирования элементарных математическихпредставлений у дошкольников
В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и мно...
«Развитие речи дошкольников посредством формирования элементарных математических представлений»
Развитие речи дошкольников посредством формирования элементарных математических представлений...
Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.
21 веке мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество и...