План по теме "Формирование математических представлений на основе изучения окружающего мира"
календарно-тематическое планирование по математике (младшая группа) на тему

Парфёнова Екатерина Николаевна

Представленный материал пригодится воспитателям работающим  над развитием математических способностей детей младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Перспективное планирование по методической теме:

«Формирование математических представлений на основе изучения окружающего мира»

для младшей группы

                                                                                                         Воспитатель группы младшего возраста №2 Парфёнова Е.Н

Месяц

Тема

Содержание работы с учётом 5 образовательных областей

Создание РППС

Образовательная деятельность с детьми

Итоговое мероприятие

Взаимодействие с родителями

   

    Сентябрь

Адаптация детей

Максимально облегчить процесс  адаптации в новой группе, установить добрые, доверительные отношения.

Учить ориентироваться в пространстве группы, обогащать и активизировать словарь детей.

Знакомить детей с различными центрами в группе и их назначением.Развивать умение играть в коллективе не ссорясь, помогать друг другу.

Способствовать проявлению самостоятельности в игре с игрушками.

Знакомить детей с произведениями детских писателей и поэтов.

Разнообразные мягкие и пластмассовые игрушки, кубики, куклы, мячи.

Игры для объединения детей, для создания дружного коллектива: «Смотрит солнышко в окошко….»,»Назови и запомни имена своих соседей», »Курочка с цыплятами».

 помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Создание положительного эмоционального климата в группе;

Снятие эмоционального напряжения;

Развитие чувства ритма, координации движений.

Игры для адаптации детей к новой группе:

«Хоровод», «Солнечные зайчики», «Ладушки-хлопушки», «Осенние листочки».

Досуг:»В нашей группе новоселье»

Родительское собрание:» Мы пришли в новую группу».(один из вопросов собрания посвящён: формирование математических способностей ребёнка на основе изучения окружающего мира.)

Консультация для родителей «Как адаптироваться малышу в новой группе».

      Октябрь

Определение цвета.

Закрепить умение различать 4 цвета.
Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения.
Приобщать детей к экспериментальной деятельности.
Закреплять навыки работы с кистью. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Драматизация сказки о волшебной кисточке.

Эксперементирование с водой (окрашивание в разные цвета). Ввести в активный словарь детей понятия: краска, красить, мастерская.

Рисование: «Голубая речка», «Желтое солнышко», «Елочка зеленая»,
Подвижная игра: «Разноцветные мячики»

Сделать игры для изучения цветов

«Три поросёнка», «Разноцветные пары»

Дидактическая игра: «Разноцветные ежики», «Где чей хвост», «Где чей домик», «Светофор», «Мышкин дом», «Лишний цвет», «Разложи по коробочкам»

Музыкальный досуг «Разноцветная осень».

Выставка рисунков: «В мире цвета»
• Консультация «Влияние цвета на психическое состояние детей»

Ноябрь

Количество и счёт.

Формировать умение различать и группировать

предметы по размеру. Упражнять в согласовании существительного с числительным. Развивать слуховое восприятие детей.

Игра «Весёлые матрёшки», разучивание считалки,

Подвижное игровое задание «принеси 2 красных мяча, 3 синих ленты».

С/р игра «Семья».

Приобретение кукол матрёшек. Оснащение детского уголка «Семья».

Игровое упражнение «Чего много? Что одно?» Игра «Сколько у тебя?» Дидактическое упражнение «Сколько раз стучит молоточек, звенит колокольчик».Разучивание песни «Жили у бабуси 2 весёлых гуся»

Исполнение песни «Жили у бабуси 2 весёлых гуся».

Конкурс      поделок из природного материала "Осенняя фантазия». Рекомендовать родителям погулять с детьми в осеннем лесу.

Декабрь

Величина

Учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова «большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий. Развивать зрительное восприятие, координацию мелких движений кисти рук.

Игровые ситуации с куклой Машей, «Маша и медведь», «Какие Маша видела дома», Д/и:

»Длинный-короткий, «Весёлые матрёшки», «Жуки и цветы».

Подвижные игры с лентами, мячами.

Чтение и обсуждение сказки Сутеева «Под грибом».

Рисование мячей различной величины.

Оснащение с/р игры «Овощной магазин». Сделать игру «Большой и маленький».

Игры детей с пирамидками, матрёшками, ленточками различной длины. Манипуляции детей на прогулке с мелкими и крупными камешками. Делаем большие и маленькие куличи Маше.

Игры с крупной мозаикой »Выкдалывание цветов в определённой цветовой гамме и по величине».

«Наш друг- снеговик». (изготовление снеговика из бумаги).

Конкурс «Новогодняя игрушка».

Консультация:»Правила поведения с детьми на льду, на горке».

Январь

Форма.

Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, развивать умение находить их на ощупь определять форму предмета.

Складывание узоров из геометриких фигур (по схеме). Разучивание стихов о геометрических фигурах. Рисуем домик из квадрата и треугольника. Д/и «Угадай какой я формы?».

П/и:»Зайцы в домике» (с обручами).

Сделать игру «Домики-окошки».

Конструируем с детьми различные домики для животных, а потом обыгрываем их в свободной форме. Геометрическое лото.

Изготовление волшебного покрывала из снежинок для Деда Мороза.

( выкладывание готовых снежинок различной величины в определённую форму).

Вырезать снежинки различной величины.

Февраль

Счёт от 1 до3

Учить соотносить количество предметов с цифрой. Учить считать до 3. Запоминать графическое изображение цифр.

 

Познакомить детей с числами 1,2,3 на примере предметов, картинок. Чтение стихотворения М. Мышковской и игра «Назовиправильно»учить сравнивать совокупности предметов, различать, где 1 предмет, а где 2 или 3.Загадывание детям загадки о светофоре (о числе 3). 
Изучить физкультминутку с движениями «Три медведя»,
Чтение стихотворений С. Маршака и А. Босева «Трое»,рисование иллюстрации к сказке «Три медведя».

Обновить игры: «Бабочки и цветы», «Воробушки и автомобили».

При рассматривании книжных иллюстраций спрашивать детей, каких предметов 1, 2 или 3. 
Заучивание физкультминутки «Грибы»,  «Буратино».  различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи. 
Игра: «Хватит ли белочкам шишек?» Игры: «Кот и мыши», «Птички»

Учить детей сравнивать 2 группы предметов в повседневной жизни, обращать их внимание на это.

Конкурс чтения стихов где встречаются цифры 1 или 2 или 3.

Сделать с родителями коллаж:  «Что в природе 1(солнце), 2 (пара сапог), 3 (поросёнка).»

Март

Счёт от 3 до 5

Познакомить детей с числами 4 и 5. Продолжить учить называть числительные по порядку, указывая на предметы. Продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

Заучивание физкультминутки «Зайка»

Игра: «Сколько?»
Игра: «Слушай, смотри, считай»,

 Игра: «Считай, закрашивай»,  Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Скорый поезд»

Игра: «Угостим мишек чаем». Собрать картотеку физминуток  где встречаются цифры.

Игра: «Хватит ли медведям бочонков с мёдом?»
Разучивание физкультминутки «Один, два, три, четыре, пять»
Игры: «Кто найдёт цветок для мотылька?», «Зайчики и волк»
Подвижные игры на сравнение 2-х групп предметов: «Солнышко и дождик» 

Инсценировка сказки «Колобок»

Заучивание родителей с детьми считалок на количество и счёт. 

Апрель

Ориентировка в пространстве.

Знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений; групповой комнаты; участка группы, размещением игрушек и предметов обихода.

Игровая деятельность: «Догони мяч», «Добежим до флажка», «Достанем игрушку».

Знакомить с речевыми конструкциями: «Это наш участок, здесь мы гуляем, играем», «Здесь песочница, где можно поигратьс песком», «Тут качели, на которых мы качаемся», «Вот беседка: в ней можно посидеть на скамейке, отдохнуть, спрятатьсяот дождя, а вот там - клумба с цветами. Цветы красивые. Мы любуемся ими, бережем их. Там мы не бегаем, цветыне топчем».

Игры:«Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?».Рисование:»На какой полке лежат наши игрушки».

Изготовить макет леса.(для ориентировки и нахождения предметов, диких животных. Учить соотносить понятия слева, справа, сверху, снизу)

Подвижные игры:«Поезд», «Прятки», «Птички летают»

Игровая деятельность:  «Мы руки поднимаем...», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Зайка беленькийсидит». Аппликация «Салфетки» (учить составлять узор выделяя углы, середину).

Определение частей тела во время одевания на прогулку

( Шапку одеваем на голову,  где голова? (вверху), туфли- на ноги, где ноги? (внизу).Где на кофте воротничок? Где на платье карманы, а на шортах?

Выставка работ панно сделанные в технике («Разноцветные ладошки» ).Работы детей сделанные совместно с родителями.

Выполнить дома работу панно  в технике «Разноцветные ладошки». На тему «Весна».

Май

Ориентировка во времени.

Учить называть, временные отрезки: утро, вечер, день, ночь;

Загадывание загадок о временных отрезках и сопоставление их с картинками. Игра «Когда это бывает?».Подвижная игра «День, ночь». Составление мини рассказа по картинкам о временах года.

Изготовление карточек по частям суток.

Разучивание стихотворения:

«Дни недели». Игра «Назови части суток». Игра «Дождик».

Игра «Четвёртый лишний».

Работа с карточками. Игра «Собери по порядку времена года». «Когда это бывает?. Рисование дерева в различное время года. Разучивание песенки  Г.Лагздынь «Солнце рано утречком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей в процессе изучения окружающего мира

Рекомендации для родителей по развитию у детей математических способностей в повседневной жизни, в природе....

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»

Консультация для родителей:«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»«Игра – это искра, зажигающая ого...

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира"

laquo;Развитие математических способностейу детей дошкольного возрастав процессе изучения окружающего мира»...

Конспект итогового занятия во 2 младшей группе по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром на тему «Лесная полянка»

Программное содержание:- Закреплять умение детей различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник);- Закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «сколько?»- ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...