Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа) по теме
Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возраста
Как известно, в каждом ребенке живет непоседливый исследователь и естествоиспытатель. Познавательный интерес начинается с простого детского любопытства и перерастает в способность исследовать окружающий мир и систематизировать знания о нем. Перед ребенком стоит непростая задача узнать все о реальности, которая его окружает и о том, как с пользой для себя взаимодействовать с ней.
Задача родителей — развить творческие способности ребенка и его уверенность в них. Чтобы стимулировать творческий интерес у детей, способность к творческому поиску, желание учиться чему-то новому, нужно поощрять его попытки понять то, что он увидел или сделал. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребенка умение быстро воспринимать ситуацию и находить правильные решения. Поощряйте ребенка вдумчиво наблюдать за всем, что его окружает, проверяйте вместе с ним его идеи на практике, проводите несложные эксперименты, не забывая о безопасности. Сделайте объектом изучения ближайший сквер, двор, собственный дом, кухню, самих себя, вид из окна. Возможно, вы вместе с ребенком освежите свой собственный взгляд на давно забытые вещи.
Горячо - холодно
Поговорите с ребенком о разнице температур. Покажите ему, как работает термометр. Продемонстрируйте разные виды термометров: уличный, водный, медицинский, объяснив назначение каждого.
Уличный термометр
Расскажите ребенку о том, что такое мороз и жара, плюсовая и минусовая температура. Что мы ощущаем, когда мороз или очень жарко? Поясните, чем может быть опасен мороз (переохлаждение, обморожение) или жара (тепловой удар) и как избежать опасности, связанной с крайними температурами. Посмотрите на показания уличного термометра. Сколько градусов на нем и какая сегодня погода? Как мы оденемся? Послушайте вместе с ребенком вечернее сообщение синоптиков о погоде на завтра, а на утро сверьте с ним показания вашего термометра.
Медицинский термометр
Расскажите ребенку о том, что существует нормальная температура тела и повышенная, что говорит о болезни. Научите его пользоваться медицинским термометром, рассмотрите ртутную шкалу. Объясните, какая температура считается нормальной, а какая повышенной. Расскажите о мерах безопасности — нельзя ронять термометр, наступать на него, сильно сжимать и ударять, так как можно разбить его и пораниться осколками. Кроме того, ртуть — вредное вещество, оно должно быть герметично закрыто. Использовать термометр можно только по назначению — измерять температуру тела. Пусть ребенок измерит температуру у себя и членов семьи.
Водный термометр
Покажите ребенку водный термометр, которым когда-то вы мерили температуру воды в детской ванночке. Объясните, как им пользоваться. Нельзя опускать термометр в воду, температура которой выше верхней отметки шкалы термометра. Измерьте температуру воды из-под крана, в ванне, в которой собираетесь купаться. Если сейчас лето, и купальный сезон, возьмите термометр на пляж, померьте температуру воды в реке. Расскажите ребенку, какая температура воды считается подходящей для купания в реке.
Снежинка
Вынесите на улицу лупу и рассмотрите вместе с малышом через нее снежинку, несколько снежинок. Какой они формы? Одинаковые или разные? Попробуйте нарисовать дома вашу снежинку, повторив ее узор.
Снежок
Поиграйте на улице в снежки. Постройте снежную крепость из снежных блоков (их делают при помощи разъемного коробка) или снежных комов. Перечислите свойства снега. Холодный, белый, тает. Когда снег бывает липкий, а когда нет. Почему? Если ребенок затрудняется, объясните ему, что это зависит от температуры на улице: подтаявший снег липкий, т.к. мокрый, а в морозный день снег сухой. Принесите с улицы три снежка и положите их на три разных блюдца. Одно поставьте в холодильник, одно в морозильную камеру, а третье на столе в кухне. Посмотрите через некоторое время, что стало со снежками?
Тающий лед
Понаблюдайте за тающим льдом зимой. Какой формы он на катке, замерзших лужах, в сосульках и ледяных узорах на окне. Во что он превращается при таянии? Заморозьте в холодильнике в разных формочках воду (или приготовьте обычные кубики). Возьмите три одинаковых кубика льда. Положите один в стакан с холодной водой, один в стакан с теплой водой и один в горячую воду. Какой кубик растает первым? Объясните ребенку, что это происходит из-за разницы температур.
Лед в бутылке
Заморозьте в налитой до верху и закупоренной бутылке воду, вынеся ее на балкон. Через некоторое время вода замерзнет и лед разорвет бутылку. Объясните ребенку, что замерзая, вода расширяется, увеличиваясь в объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
Опыт работы...
"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в игре на природе"
В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школьных л...
Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возраста
Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Статьи для педагогов...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательны...
Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий р...