Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_poznavatelnyh_interesov_u_doshkolnikov.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возраста
Как известно, в каждом ребенке живет непоседливый исследователь и естествоиспытатель. Познавательный интерес начинается с простого детского любопытства и перерастает в способность исследовать окружающий мир и систематизировать знания о нем. Перед ребенком стоит непростая задача узнать все о реальности, которая его окружает и о том, как с пользой для себя взаимодействовать с ней.
Задача родителей — развить творческие способности ребенка и его уверенность в них. Чтобы стимулировать творческий интерес у детей, способность к творческому поиску, желание учиться чему-то новому, нужно поощрять его попытки понять то, что он увидел или сделал. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребенка умение быстро воспринимать ситуацию и находить правильные решения. Поощряйте ребенка вдумчиво наблюдать за всем, что его окружает, проверяйте вместе с ним его идеи на практике, проводите несложные эксперименты, не забывая о безопасности. Сделайте объектом изучения ближайший сквер, двор, собственный дом, кухню, самих себя, вид из окна. Возможно, вы вместе с ребенком освежите свой собственный взгляд на давно забытые вещи.
Горячо - холодно
Поговорите с ребенком о разнице температур. Покажите ему, как работает термометр. Продемонстрируйте разные виды термометров: уличный, водный, медицинский, объяснив назначение каждого.
Уличный термометр
Расскажите ребенку о том, что такое мороз и жара, плюсовая и минусовая температура. Что мы ощущаем, когда мороз или очень жарко? Поясните, чем может быть опасен мороз (переохлаждение, обморожение) или жара (тепловой удар) и как избежать опасности, связанной с крайними температурами. Посмотрите на показания уличного термометра. Сколько градусов на нем и какая сегодня погода? Как мы оденемся? Послушайте вместе с ребенком вечернее сообщение синоптиков о погоде на завтра, а на утро сверьте с ним показания вашего термометра.
Медицинский термометр
Расскажите ребенку о том, что существует нормальная температура тела и повышенная, что говорит о болезни. Научите его пользоваться медицинским термометром, рассмотрите ртутную шкалу. Объясните, какая температура считается нормальной, а какая повышенной. Расскажите о мерах безопасности — нельзя ронять термометр, наступать на него, сильно сжимать и ударять, так как можно разбить его и пораниться осколками. Кроме того, ртуть — вредное вещество, оно должно быть герметично закрыто. Использовать термометр можно только по назначению — измерять температуру тела. Пусть ребенок измерит температуру у себя и членов семьи.
Водный термометр
Покажите ребенку водный термометр, которым когда-то вы мерили температуру воды в детской ванночке. Объясните, как им пользоваться. Нельзя опускать термометр в воду, температура которой выше верхней отметки шкалы термометра. Измерьте температуру воды из-под крана, в ванне, в которой собираетесь купаться. Если сейчас лето, и купальный сезон, возьмите термометр на пляж, померьте температуру воды в реке. Расскажите ребенку, какая температура воды считается подходящей для купания в реке.
Снежинка
Вынесите на улицу лупу и рассмотрите вместе с малышом через нее снежинку, несколько снежинок. Какой они формы? Одинаковые или разные? Попробуйте нарисовать дома вашу снежинку, повторив ее узор.
Снежок
Поиграйте на улице в снежки. Постройте снежную крепость из снежных блоков (их делают при помощи разъемного коробка) или снежных комов. Перечислите свойства снега. Холодный, белый, тает. Когда снег бывает липкий, а когда нет. Почему? Если ребенок затрудняется, объясните ему, что это зависит от температуры на улице: подтаявший снег липкий, т.к. мокрый, а в морозный день снег сухой. Принесите с улицы три снежка и положите их на три разных блюдца. Одно поставьте в холодильник, одно в морозильную камеру, а третье на столе в кухне. Посмотрите через некоторое время, что стало со снежками?
Тающий лед
Понаблюдайте за тающим льдом зимой. Какой формы он на катке, замерзших лужах, в сосульках и ледяных узорах на окне. Во что он превращается при таянии? Заморозьте в холодильнике в разных формочках воду (или приготовьте обычные кубики). Возьмите три одинаковых кубика льда. Положите один в стакан с холодной водой, один в стакан с теплой водой и один в горячую воду. Какой кубик растает первым? Объясните ребенку, что это происходит из-за разницы температур.
Лед в бутылке
Заморозьте в налитой до верху и закупоренной бутылке воду, вынеся ее на балкон. Через некоторое время вода замерзнет и лед разорвет бутылку. Объясните ребенку, что замерзая, вода расширяется, увеличиваясь в объеме.
Лаборатория-кухня
Растворы
Многие вещества имеют свойство растворяться. Объясните ребенку, что такое раствор. Проведите вместе с ним следующий опыт: возьмите три вида сахара: сахар песок, кусочек сахара рафинада, осколок от сахарной головы (или кусочек комкового нерафинированного сахара). Налейте в три стакана теплую воду. Положите песок в один стакан, рафинад в другой, комковой сахар в третью. Размешайте сахар во всех трех стаканах. В каком сахар растворится быстрее? Спросите ребенка, как он думает, почему? Попробуйте растворить в воде щепотку соли. Какая соль быстрее растворится? Крупная или мелкая?
Кристаллы
Рассмотрите вместе с ребенком под лупой кристаллики соли и сахара. Расскажите, что соль и сахар, растворенные в воде, обладают способностью снова выпадать в виде кристаллов. Проведите следующий опыт. Подкрасьте насыщенный раствор соли акварельной краской. Опустите в раствор нитку и поставьте его в теплое место. Несколько дней спустя вы будете любоваться ниткой, на которую осели окрашенные кристаллы соли. Заметьте, сколько дней понадобится, чтобы они выросли достаточно большими?
Чайник
Понаблюдайте вместе с ребенком за кипящим чайником. Посмотрите, как по разному ведет себя вода в зависимости от стадии нагревания: появляются пузырьки, вода кипит «белым ключом», бурлит. Расскажите, что вода закипает при температуре 100 градусов. Посмотрите, как из чайника вырывается пар, как он оседает каплями на крышке. Объясните ребенку, откуда он берется. Все действия вы должны демонстрировать сами. Объясните ребенку, как обращаться с чайником, чтобы не обвариться кипятком или не обжечься паром. Расскажите ребенку, для чего мы кипятим воду.
Гниение
Расскажите ребенку о полезных и вредных бактериях. Продемонстрируйте ему, что происходит с разными предметами и продуктами при определенных условиях хранения. Закопайте на улице в землю половинку яблока, лист бумаги, кусок пластиковой бутылки. Такой же кусок яблока положите в холодильник. Через несколько дней откопайте эти предметы, и посмотрите, как они изменились. Изменилось ли яблоко из холодильника? Поинтересуйтесь, что думает ваш ребенок по этому поводу. Подтвердите его догадки или дайте правильный ответ. Проведите еще пару экспериментов, оставляя открытым йогурт на окне и в холодильнике.
Крохотный грибок
Продемонстрируйте ребенку плесень, выросшую на старом кусочке хлеба. Рассмотрите ее под микроскопом. Расскажите ребенку, что она живая, растет и развивается, что это определенный вид бактерий, представляющий собой крохотный грибок, и что именно из плесени ученые выделили нужное лекарство: пенициллин. Попробуйте вырастить плесень еще на каком-либо продукте, например, на морковке.
Дрожжи и тесто
Вместе с ребенком вспомните и назовите продукты, которые готовят из муки. Вспомните, как делают муку. Покажите ребенку, как готовят тесто. Покажите ему дрожжи. Расскажите об их действии, и о том что они содержат полезные бактерии, Рыхлящие тесто и делающие его более вкусным. Попробуйте приготовить вместе несколько видов теста: сделайте несколько порций с разными пропорциями воды и соли, с дрожжами и без. Посмотрите, как отличается дрожжевое тесто от пресного. Испеките полученное тесто в духовке. Что у вас получится?
Как изменяются продукты?
Поэкспериментируйте вместе с малышом с разными продуктами: засушите кусочки фруктов, сварите компот из сухофруктов, сбейте в узкой бутылочке масло из сливок. Покажите ребенку, как изменяются продукты при варке, жарении, замораживании и размораживании.
Вкус и запах
Предложите ребенку следующую игру: завяжите ему глаза, и предлагайте попробовать кусочки разных продуктов. Сможет ли он узнать их все на вкус? Понюхайте все специи и пряности, которые используете при приготовлении пищи. Попросите ребенка описать их и отметить особо понравившиеся.
Угадай по запаху
Разложите на тарелочки кусочки разных фруктов: банана, апельсина, яблока, груши, абрикоса. Завяжите ребенку глаза: сможет ли он с закрытыми глазами по запаху определить, какие фрукты ему предложили? Эту же игру можно провести используя любые съедобные продукты и блюда.
Кухонные помощники
Познакомьте ребенка с кухонными приборами и приспособлениями. В зависимости от возраста, по возможности научите его пользоваться некоторыми из них. Расскажите о том, как они работают, и какие меры безопасности надо соблюдать, пользуясь ими.
А у нас в квартире газ, а у вас?
В вашем собственном доме находится масса предметов и коммуникаций, способных вызвать у ребенка познавательный интерес в разных областях. Вместе с ребенком поинтересуйтесь еще раз, как устроен ваш дом.
Электричество
Расскажите ребенку, как действует электричество. Электрический ток — движение мелких невидимых глазу частиц — электронов в предметах проводниках. Благодаря электрическому току работают все электроприборы в доме и светят все лампы. Покажите ребенку электросчетчик, как включается и выключается свет в отдельных комнатах и во всей квартире. Расскажите об опасности, связанной с током, объясните, почему необходима изоляция, о том, что нельзя обливать и погружать в воду электроприборы, вставлять посторонние предметы в розетку и других мерах безопасности. Покажите ребенку примеры статического электричества: расчешите волосы и покажите, как прилипают к расческе кусочки бумаги. Расскажите, почему нужно выключать лишние электроосветительные приборы.
Отопление
Изучите вместе с ребенком систему отопления — проследите, куда ведут трубы батарей. Чем обогревается ваш дом? Какая в нем температура? Есть ли в нем газовая колонка? Покажите ребенку, как работает водонагреватель. Объясните ребенку значение вентиляции. Расскажите о том, что теплый воздух всегда поднимается вверх, поэтому в верхней части квартиры теплей, чем у пола.
Водопровод
Поинтересуйтесь, догадывается ли ваш ребенок, откуда берется вода, текущая из крана, и куда она утекает? Расскажите ему о системе водоснабжения и канализации, о том, что водопровод существовал в некоторых странах еще в античные времена. Покажите ему стояк и слив в вашей квартире, продемонстрируйте, как функционируют водопроводные трубы, и что будет если их перекрыть. Покажите, как устроен слив в туалете.
Нужные вещи
Вместе с вашим малышом осмотрите внимательно весь свой дом. Какие вещи в нем поселились?
Какими вы пользуетесь постоянно, а какие много лет лежат на антресолях? Какие выполняют нужную работу, а какие просто украшают дом, радуя глаз. Какие всегда на виду, а какие скрыты от ваших глаз, но остаются необходимыми. Всели вещи нужны? Может быть пора избавиться от каких-то? Тогда сделайте это немедленно! Расскажите ребенку о назначении необходимых вещей и как ими пользоваться. Может быть у вас есть семейные реликвии, которые передаются по наследству — тогда покажите их ребенку и расскажите о них и обо всем, что с ними связанно. Возможно, вы найдете что-то интересное, но давно забытое на чердаке или в кладовке? Исследуйте свой дом и отвечайте на вопросы, которые возникают у ребенка.
Оптические приборы
Расскажите ребенку об увеличительных стеклах и о том, как и где их используют. Объясните ребенку назначение очков, бинокля, лупы, микроскопа.
Очки
Рассмотрите бабушкины очки. Можно ли что-либо увидеть сквозь них, обладая нормальным зрением? Поясните ребенку, как работают очки и какую роль в них играют увеличивающие линзы.
Бинокль
Покажите ребенку бинокль. Объясните ему, как он устроен, как работает, для чего предназначен. Покажите, как наводить резкость. Рассмотрите в бинокль улицу, соседние дома, ближние и дальние объекты. Понаблюдайте с балкона за прохожими, птицами на деревьях и крышах домов, детьми во дворе и кошками. Что будет, если посмотреть в бинокль, перевернув его?
Микроскоп
Если есть возможность, приобретите лабораторный или детский микроскоп. Объясните, для чего он предназначен и научите пользоваться им. Рассмотрите под микроскопом кусочки овощей и фруктов, каплю воды, лист бумаги, древесный листок, крыло бабочки, муравья, собственный волос. Расскажите ребенку, что существуют микроскопы с еще большей степенью увеличения, которые позволяют рассмотреть мельчайшие частицы вещества — молекулы и даже атомы.
Лупа
Купите ребенку лупу. Рассматривайте с ним в лупу все, что он пожелает — поверхность стены, буквы в книге, линии на руке и бороздки на подушечке пальца. Продемонстрируйте, как с помощью лупы можно разжечь огонь, сфокусировав солнечные лучи.
Водная стихия
Откуда берется вода?
Порассуждайте вместе с ребенком на тему: откуда берется вода. Вспомните вместе с ним, какие водные источники вы знаете: ручей, пруд, озеро, река, море, океан. В каких из них вода пресная, а в каких соленая? Объясните ребенку, откуда берется дождь, расскажите про подземные воды, о том откуда берутся ручьи и реки и куда они впадают.
Кто живет в воде?
Понаблюдайте вместе с ребенком за обитателями реки или пруда. Кто живет в воде? Пусть ребенок увидит, как разнообразен водный мир. Назовите ему всех увиденных насекомых и земноводных. Попробуйте поймать головастика. Принесите домой свежую рыбу, покажите ее ребенку: какая у нее чешуя, плавники, хвост. Продемонстрируйте, какие жабры у рыбы. Объясните ребенку, что у рыбы нет легких, как у людей, дышит она жабрами, пропуская через них воду и поглощая кислород, находящийся в воде.
Плавучие предметы
Наберите ванну воды и попробуйте вместе с ребенком опускать туда разные предметы: губку, бумажку, спичку, яблоко, кусок дерева, железную гайку, пластиковую бутылку. Пусть малыш попробует угадать, какие предметы тонут, а какие нет. Попробуйте опустить под воду на дно ванной перевернутую чашку. Посмотрите, как воздух под чашкой будет мешать вам это делать.
Можете вместе с ребенком искупать в ванне его пластиковые и другие игрушки (которые можно мыть без вреда для них), и посмотреть, как они будут вести себя в воде.
Пленка на воде
Наполните до краев стакан воды, делайте это осторожно, так, чтобы она полностью заполняла стакан, но не переливалась через край. Если наклониться к столу и внимательно посмотреть на края стакана, можно увидеть, что поверхность воды слегка выступает над его краями. Это происходит из-за поверхностного натяжения воды. Вы можете продемонстрировать это ребенку, объяснив, что мельчайшие частички воды — молекулы, притягивают друг друга, не давая вылиться из стакана.
Мыльные пузыри
Растворите в чашке с водой немного шампуня или мыльную стружку. Из бумаги сверните конические трубки. Макайте конец трубки в воду и выдувайте мыльные пузыри. Поэкспериментируйте с ребенком, кто сможет надуть самый большой пузырь, чей пузырь дольше других продержится в воздухе. Полюбуйтесь их радужной пленкой!
Что впитывает?
Пролив на пол воду, предложите ребенку выяснить, чем лучше всего ее вытереть: газетой, туалетной бумагой, губкой, тряпками из разных материалов.
Непроливайка
Покажите ребенку, что вода не всегда проливается из перевернутого сосуда, особенно если отверстие узкое: продемонстрируйте ему, как работает чернильница-непроливайка, поилка для птичек.
Волны
Понаблюдайте за водной средой на природе — на реке, на озере. Обратите внимание на течение воды и на волны. Расскажите ребенку, как они образуются. Устройте волны у себя дома в ванной, понаблюдайте, как они себя ведут.
Расскажите ребенку о правилах поведения на воде и мерах безопасности. Если есть возможность, запишите его в плавательный бассейн, чтобы водная стихия не была для него чужой и враждебной.
Окружающая природа
Окружающая природа — предмет постоянного детского любопытства и исследовательского интереса малыша. Живая и неживая природа — источник самых ярких впечатлений и непрекращающихся вопросов в раннем детстве. Поддержите этот интерес в ребенке. Возможно, он не станет биологом или натуралистом, но получит много полезных сведений об окружающем мире и приобретет навык внимательного и вдумчивого наблюдения за всем, что происходит вокруг.
Коллекция
Начните собирать вместе с ребенком коллекцию природных материалов — камней, ракушек, корней необычной формы или листьев. Помогите ребенку собирать коллекцию правильно, систематизировать собранные материалы. Придумайте способ хранения вашей коллекции и размещения материалов в ней. На чем она разместится: на полках шкафа, на подносах, под стеклом или вы изготовите специальный стенд. Помогите ребенку сделать подписи ко всем экземплярам коллекции.
Насекомые
Удивительный мир насекомых существует рядом с нами. Каких насекомых знает ваш ребенок?
Понаблюдайте вместе с ним за муравейником в лесу или парке или просто за колонией земляных муравьев во дворе. Какие виды муравьев вы обнаружите? Прочитайте книжку о муравьях и о том, как устроен их дом, как распределены обязанности в доме муравьишек.
Прочитайте книгу о жизни бабочек. Возможно, ребенок заинтересуется ими настолько, что захочет собрать коллекцию бабочек. Принесите домой найденный в парке кокон. Положите его в баночку с ватой и посмотрите, как из куколки появится красавица-бабочка. Расскажите малышу об устройстве улья, о том, как пчелы собирают и хранят мед. Купите и попробуйте мед в сотах.
Животные
Обсудите с ребенком, чем дикие животные отличаются от домашних. Каких домашних и каких диких животных знает ваш ребенок? Расскажите малышу о пользе, которую приносят человеку домашние животные. Рассмотрите с ребенком книгу, в которой есть фотографии разных пород домашних животных - собак, кошек, лошадей, коров, кроликов. Есть ли у вас дома домашнее животное? Возможно, ребенок захочет приобрести домашнего питомца. Поручите малышу часть забот о нем. Сводите ребенка в зоопарк, посмотрите с ним передачу о диких животных. Дайте ребенку представление о многообразии видов в живой природе. Купите альбом цветных фотографий наиболее заинтересовавшего его вида, познакомьте с образом жизни и повадками данного животного. Сходите в зимний парк или лес, понаблюдайте за следами животных на снегу. Сможете ли вы узнать чьи-то следы?
Птицы
Понаблюдайте на прогулке за птицами. Какие виды домашних и диких птиц знает ваш ребенок? Просмотрите с ним книги с цветными иллюстрациями, в которых представлены разные породы домашних птиц. Возможно, его заинтересуют голуби или канарейки. Отправляясь в парк, возьмите с собой бинокль, чтобы понаблюдать за какой-нибудь птицей. Может быть, вам удастся найти гнездо. Сделайте кормушку для птиц на зиму или скворечник весной. Подарите ребенку альбом с фотографиями экзотических птиц.
Растения
Мир растений существует рядом с нами ежедневно, ненавязчиво присутствуя в нашей жизни. Обратите внимание ребенка на многообразие и красоту этого мира. Начните с малого — прорастите у себя дома на окне семена каких-либо овощей или овса. Покажите ребенку появившиеся ростки. Вырастите на подоконнике рассаду. Принесите с прогулки веточку дерева зимой и поставьте ее в воду. Понаблюдайте, как из почек распустятся листочки, а затем у веточки появятся корни. Посадите отросток в землю.
Покажите ребенку разные породы деревьев. Соберите коллекцию листьев разных деревьев. Попробуйте посадить возле дома несколько саженцев вместе с ребенком.
Научите ребенка различать виды цветов. Собирайте и сажайте их семена и отростки. Соберите гербарий. Поручите ребенку ухаживать за домашними цветами.
Глобус
Расскажите ребенку о том, что земля круглая. Купите ему глобус. Внимательно рассмотрите его вместе. Покажите ребенку Северный и Южный полюса, объясните ему, что на них мы ориентируемся, определяя стороны света, покажите экватор. Найдите на глобусе свою страну, может быть город, в котором вы живете.
Солнце
Понаблюдайте вместе с ребенком рассвет и закат. Объясните ему, почему это происходит. Расскажите об устройстве Солнечной системы. Понаблюдайте за долготой дня зимой и летом.
Ночное небо
Понаблюдайте вместе с ребенком вечером с балкона ночное небо. Расскажите ему о Луне и звездах. Возможно, вы увидите падающую звезду. Сходите вместе с ребенком в планетарий. Если есть возможность, рассмотрите ночное небо в телескоп.
Компас
Покажите ребенку компас. Объясните его назначение и как правильно им пользоваться. На прогулке в парке или в лесу расскажите ребенку, как правильно ориентироваться на местности и для чего это нужно: если в полдень летом встать лицом к солнцу, то справа от вас будет запад, слева восток, сзади север, впереди юг. Проверьте правильность этого утверждения компасом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
Опыт работы...
"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в игре на природе"
В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школьных л...
Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возраста
Игры, стимулирующие познавательный интерес у детей дошкольного возрастаКак известно, в каждом ребенке живет непоседливый исследователь и естествоиспытатель. Познавательный интерес начинается с простог...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Статьи для педагогов...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательны...
Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий р...