Создание среды для развития математических способностей ребёнка
учебно-методический материал по математике на тему
Для развития математических способностей детей необходимо создать среду, в которой будут находиться игры и материалы различных направлений и авторов. Игры можно сделать и самим, используя предметы из окружающего мира. Главное, предоставить ребёнку возможность находиться в такой среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_sredy_dlya_razvitiya_matematicheskih_sposobnostey_rebyonka.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание среды для развития математических способностей ребёнка
Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Они способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность. А нам, взрослым, необходимо понимать, как лучше помочь детям в этом. Наша главная задача – подготовить среду, в которой, манипулируя с различными предметами, играя развивающие игры, ребёнок будет развиваться самостоятельно, свободно, без принуждения и назиданий. Подготавливая среду, необходимо подбирать такой материал, который заинтересует ребёнка, и поможет ему научиться чему-либо новому.
Развивая математические способности у ребёнка, необходимо в среде иметь целый ряд игр, которые помогут ему развиваться.
Прежде всего, это развивающие игры Никитина:
- «Сложи узор»
- «Кубики для всех»
- «Точечки»
- «Уникуб» и т.д.
Эти игры помогут ребёнку работать по образцу, обучат счёту, цифрам, научат логически думать, ориентироваться в пространстве и многому другому.
Наряду с этими играми необходимо иметь такие развивающие игры как:
- «Палочки Кюизенера»
- «Блоки Дьенеша»
- Головоломки (наподобие «Тангам»)
- «Собери картинку из частей»
- Счётные палочки и т.д.
Очень большое значение в развитии способностей ребёнка имеют материалы Марии Монтессори. Для развития математических способностей можно использовать как специальные «материалы для подготовки к математике», так и «материалы сенсорной группы». Вот некоторые из них:
- Блоки цилиндров. Цилиндры различаются высотой и объёмом. Легко вводятся понятия «большой-маленький», «высокий-низкий», «толстый-тонкий», «глубокий-мелкий».
- Розовая башня, состоящая из десяти кубов. Размер каждой стороны уменьшается последовательно на 10 миллиметров.
- Коричневая лестница. Состоит из десяти призм разной величины. Каждая призма имеет одинаковую длину, а ширина отличается на 10 миллиметров. Легко вводятся понятия «толстый-тонкий», «тоньше, чем...», «толще, чем…».
- Красные штанги. Размер каждой штанги уменьшается на 10 сантиметров. Легко вводятся понятия «длинный», «короткий», «длиннее, чем…», «короче, чем…».
- Красно-синие штанги. Разделены на красные и синие отрезки. Помогают научиться считать целыми числами от 1 до 10.
- Цифры и чипсы (пластмассовые кружочки). Помогают детям устанавливать соответствие между числом и количеством. Ввести понятие чётного и нечётного числа и т. д.
Нельзя забывать и о таких играх, как матрёшка, дающая детям представление о соответствии величин, сравнение, понятие о высоте и размере. Пирамидках различного размера и формы, различных конструкторах.
Наряду с промышленными играми можно привносить в среду игры сделанные самостоятельно. Дети очень любят манипулировать с природным материалом. Это можно использовать, создавая игры на соответствие числа и количества. Например: «Положи в корзиночку столько желудей, сколько показывает цифра», «Отбери в мешочек столько красных камушков, сколько показывает цифра» и т. д.
При создании игр необходимо учитывать, что детей привлекает мелкий природный материал. Гораздо интереснее отсчитывать капельки, которые получаются при нажатии на пипетку, искать спрятанную в большой миске с гречей цифру и назвать её.
Детям очень нравится пересчитывать бусины, которые ребёнок самостоятельно одел на проволочку. Только после того, как ребёнок рассортирует шишки, жёлуди и орехи, он сможет сказать, чего больше, сравнить количество, ещё раз пересчитать.
Мы, взрослые, должны предоставить ребёнку возможность находиться в среде, которая наполнена разнообразными играми и материалами, необходимыми для развития, только тогда ребёнок сможет самостоятельно познавать мир, что гораздо интереснее для самого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание образовательной среды для развития познавательных интересов ребёнка. Ляпина Ирина Анатольевна, руководитель
Современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребё...
«Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребёнка в учреждении дошкольного образования»
Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с ФГОС ДО...
«Развития математических способностей старших дошкольников через создание игр-ходилок».
Игра лучший способ развития в математических способностях, особенно сделанно своими руками....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которо...
Тема: «Создание условий для развития математических и творческих способностей детей посредством проекта «Маленькие умники»
Развитие математических способностей, это довольно сложное, комплексное понятие. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений, показать ее значимост...
Маленькие умники-создание условий для развития математических и творческих способностей детей
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике....