Методическая разработка «Развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»
методическая разработка по математике на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№24 муниципального образования Усть-Лабинский район
Методическая разработка «Развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»
Подготовила:
Петренко Е.А.
г. Усть –Лабинск
Содержание:
1.Пояснительная записка…………………………3
2.Введение………………………….. …………….6
3.Актуальность……………………………………8
4. Методы и приемы работы…………………….10
5. Результаты работы…………………………….11
6. Заключение…………………………………….12
7.Список литературы…………………………….18
8.Приложение………………………………..19
Перспективное планирование…………………...19
Игровые занятия…….. ………………………….22
Консультация для родителей……………………36
Картотека дидактических игр…………………...39
Мастер класс для родителей.…………………….72
Семинар-практикум для педагогов……………...75
1.Пояснительная записка
В методической разработке освещены аспекты значения использования педагогами в совместной деятельности с дошкольниками игр с блоками Дьенеша для всестороннего развития детей. Также здесь представлена начальная система игровых занятий для дошкольников с блоками Дьенеша. Пособие предназначено для воспитателей ДОУ, но оно может быть также интересно родителям детей дошкольного возраста.
Цель Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Обогащение чувственного опыта детей, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом –
блоками Дьенеша.
•Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
•Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
•Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
•Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Условия реализации детские дошкольные образовательные учреждения
Способы взаимодействия дети, педагоги, родители
Краткая характеристика содержания игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют: - ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров; - развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; - усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; - развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; - развитию творческих способностей: к моделированию и конструированию; - развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью;
Принцип построения методической разработки •Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
•Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
•Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
•Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Ожидаемый результат
Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше- меньше, столько же;
Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
Понимать смысл обозначений : вверху- внизу; впереди- сзади; слева- справа; на, над- под; верхняя- нижняя;
Уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.
• Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
• Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
• Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
2.Введение
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Замечательная игра «Логические блоки Дьенеша», названная так в честь своего создателя - венгерского педагога Дьенеша, заслуживает самого пристального внимания педагогов, работающих с дошкольниками.
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.
Золтан Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться - не сидеть чинно за столом, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Золтан Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики».
Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на занятиях по ФЭМП очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно - это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления - залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
Обучение в детском саду в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны освоением мыслительных операций. Сложно переоценить их значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития познавательной активности. В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. В своей работе по развитию интеллектуальных познавательных способностей я начала использовать логические блоки Дьенеша. Почему взяла для работы именно эти блоки? Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.
В своей педагогической работе с детьми в использования логических блоков определила следующие задачи :
1 .Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами .
2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
5. Развивать пространственные представления.
6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
10. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
3.Актуальность:
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно
мыслить.
Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к
сложному. Это универсальный дидактический материал основан на методе
замещения предмета символами и знаками (методе моделирования),
позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития
детей. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо
сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности
является новизна, необычность, неожиданность, странность,
несоответствии прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
-Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают); -Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне); -Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
-Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
Педагог может использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым. Цель: Развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников Задачи: - Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)
- Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером
- Развивать пространственные представления.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Объект исследования: математические представления дошкольников.
Предмет исследования: блоки Дьенеша.
Играя с блоками Дьенеша дети учатся:
1. Выполнять мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация,
обобщение)
2. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать
словом их отсутствие
3. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства
4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Вывод : Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатике.
Условия работы
•Поощрять все усилия детей и стремление узнать новое
•Избегать отрицательных оценок результатов деятельности
•Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями
Формы работы с блоками:
• Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»)
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения )
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настолъно-печатные игры;
• В подвижных играх: (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
• В сюжетно-ролевых играх: "Магазин" - деньги; "Почта" - адрес на доме; "Поезд " - билеты, места;
4.Методы и приемы работы с блоками:
Инструкции
Пояснения, разъяснения, указания
Вопросы
Словесные отчеты детей о выполнении задания
Контроль, оценка
Работа по карточкам
На карточках условно обозначены свойства блоков:
• -цвет - пятно
• -форма - геометрическая фигура
• -размер — силуэтом домика (большой, маленький)
• -толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
• Подбирая карточки, которые "рассказывают " о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
• В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках,
дети овладевают умением декодировать информацию о них.
Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах
блока, малыши создают его своеобразную модель.
Вывод: Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению.
Работу с блоками нужно начинать со второй младшей группы. С того, что детям предоставить возможность самостоятельно с ними познакомиться.
1этап работы «Знакомство с блоками»:
Возраст: 3-4 года
Задачи •Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной.
•Дети играют с блоками, конструируют различные постройки,
создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, вагончики и другое, поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сначала предлагаются самые простые игры.
1. Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
3. "Цепочка"
2 этап работы с блоками «Выявление и абстрагирование свойств»:
Возраст: 4 -5 лет
Задачи: - Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других
-Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает
-Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) Игры:
«Найди такую Dice фигуру» «Найди не такую же фигуру» «Наведи порядок» «Кто быстрее соберет блоки» «Волшебный мешочек» «Собери бусы» «Цепочка»
3 этап работы «Сравнение, классификация, обобщение»
Возраст 5-6 лет
Задачи:
• - Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам
• - Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам
Игры:
• «Второй ряд»
• «Построй дорожку»
• «Что изменилось»
• «Какая фигура лишняя?'»
• «Игры с обручами
4 этап работы «Логические действия и операции»
Возраст: 6 - 7лет
Задачи:
-Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»•- Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям•- Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее
- Развивать способность к анализу, сравнению, обобгцению
- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не».
Игры:
•«Архитекторы»
•«Логический поезд»
•«Мозаика цифр»
5.Результаты работы:
• Дети умеют использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера
• Сформированы сенсорные эталоны; ориентировка в пространстве
• Сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать:
В разделе « количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; -в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе « величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине ( толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз. Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим, и маленьким . В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину. С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения. На этом этапе применяются такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки», «Раздели фигуры», «Собери бусы». В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы.
Полезны задания : «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру» (цвету).
В разделе «Ориентировка в пространстве» - ребёнок воспринимает направления (вверху, внизу, справа, слева, между, над), пространственные отношения предметов и их частей. Ребёнок не может представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея представления о его форме, цвете, размере. Поэтому, формирование пространственных представлений содержит в себе всё то, что усвоено детьми ранее. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель дает задание:
- взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую - круглый
желтый;
-расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). В разделе «Ориентироваться на плоскости». Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания:
- слева положить пять тонких фигур, а справа - толстых на один больше.
Предлагаемые игры: «Посели жильцов в домики», «Найди клад»,
«Помоги Герде найти Кая», «Положи большие фигуры слева, маленькие
справа», «Назови какая фигура находится в левом верхнем углу?» .
В разделе «Формирования целостного восприятия образа предмета».
Мы знаем, что у наших детей формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным, что отрицательно сказывается на освоении ребёнком окружающего мира. Поэтому необходимо использовать такие игры, как: «Выложи такой же предмет», (путём наложения и выкладывания рядом), «Составь изображение», «Художники». С помощью таких игр дети учатся воспринимать предмет как целое, они способны выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет. Варианты заданий могут быть разнообразными.
Воспитателю в работе с блоками на занятиях по ФЭМП предоставляется возможность по разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения.
Работу с блоками нужно начинать со второй младшей группы. В первую очередь предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, вагончики.
Затем используются игры и упражнения , которые развивают у детей умения оперировать одним свойством. На этом этапе можно предложить детям такие задания: «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (форме или размеру)
Варианты игр:«Найди свой домик», «Муравьи», «Сделай узор», «Назови соседей» , «Найди и назови», «Равенство».
На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения, которые развивают умения оперировать сразу двумя свойствами. Задания для выделения блоков по двум свойствам: «Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»; «Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»; «Выдели все блоки одного цвета, но разной формы» ( или одной формы, но разного размера). Варианты игр: «Что изменилось?» , «Продолжи ряд», «Дорожки», «Домино».
В старшем возрасте дети осваивают игры и упражнения, которые формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Детям предлагаются задания с логическими действиями и операциями, которые помогают развивать умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
На этом этапе работы используются такие игры и упражнения: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки», «Хоровод», «Пирамида», «Логические кубики», «Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Карточки - символы свойств», «Логический поезд», «Мозаика цифр» .
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм -геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.
В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект фигур (48 штук).
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками , а по ходу действия рассуждает. Практически все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают , что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами. Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький ).
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называется имя каждого блока.
Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры по типу: "Помоги Незнайке". В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).
Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" ( карточки с отрицанием свойств). Использование таких карточек позволяет • развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств; в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них; выкладывают карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств -крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того ,чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).
При работе с блоками Дьенеша эффективно использовать обручи. Пример игр : «Раздели фигуры», «Заселим домики», «Угадай какая фигура», «Кондитерская фабрика», «Отгадай загадку», «Дешифровщик».
Набор «Логические блоки Дьенеша»
Блоки Дьенеша -универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников. На занятиях по математике логические блоки можно использовать как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Объемный логический материал представляет собой набор из 48 геометрических объемных фигур, различающихся четырьмя свойствами:
• Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
• Цветом - красные, желтые, синие;
• Размером - маленькие, большие;
• Толщиной - толстые, тонкие.
В комплект блоков входит : 12 кругов - 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников и 12 треугольников.
Плоскостной логический материал представляет собой набор из 24 фигур,
• Различающихся тремя свойствами:
• Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
• Цветом - красные, желтые, синие;
• Размером - маленькие, большие.
Кроме фигур (блоков Дьенеша) входят комплекты карточек с символами
свойств (цвет, форма, величина, толщина) и символами отрицаний этих
свойств. В набор также может входить комплект логических кубиков, на
гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина,
величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств.
Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и
карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность
«случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда
нравится детям.
Есть два набора обручей, двух размеров и имеющие те же цвета, что и блоки Дьенеша. Их можно использовать как для игр за столом, так и для игр на полу, с использованием кодовых карточек, так и без них.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств). Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине , несколько позже по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте .
Более того, используя блоки, можно закладывать в сознании малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Используя блоки Дьенеша, воспитатель стремится сформировать устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно их приобретать. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции, познавательные процессы важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
7.Список литературы:
1. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцент, 1997 г.
3. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Младший возраст. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
4. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Старший возраст. Выпуск 1. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2007.
10 «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
интернет ресурсы
http://detsad-53.ru/
https://infourok.ru/
https://www.prodlenka.org-
https://kopilkaurokov.ru/-
https://videouroki.net/-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»
Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....
консультация для родителей " Формирование логического мышления детей с помощью блоков Дьенеша"
Одним из высших по уровню развития является логическое мышление.Наиболее эффектимным пособием для развития логического мыщления являются логические блоки Дьенеша для подготовки мышления детей ...
Методическая разработка " Развитие логического мышления у дошкольников"
Данная разработка содержит классификацию игр по возрастным категориям, загадки на логическое мышление, игры для изучения цвета, занятия по возрастным категориям....
"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...
«Рекомендации родителям по развитию логического мышления у дошкольников через блоки Дьенеша»
Рекомендации родителям по развитию логического мышления детей....
Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»
Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша» Тема: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша...
Методическая разработка «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
laquo;Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...