Конспект обязательно образовательной деятельности по математике на тему: "Числовой отрезок"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект обязательно образовательной деятельности по математике на тему: "Числовой отрезок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislovoy_otrezok.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по математике
в подготовительной группе
Тема: Числовой отрезок
Воспитатель: И.В. Голова
Цель и задачи: Сформировать представление о числовом отрезке, повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар.
Материал:
Модель числового отрезка: опорные таблицы, для закрепления знания состава числа 3,4; рисунки, Рабочие тетради, карандаш цветные, простой карандаш, счётный материал линейки, циркуль
ХОД НОД
1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
* Интересно ли вам узнавать новое?
* Как можно назвать людей, которые стремятся к новым знаниям?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет, что
такие люди называются любознательными.
Воспитатель показывает детям циркуль (для интереса на циркуль можно надеть шарик от пинг-понга с нарисованным на нем личиком) и рассказывает, что циркуль тоже очень любознательный.
* Где можно получить новые знания и многому научиться? Воспитатель выслушивает все ответы детей, после чего уточняет, что на свете много источников новых знаний, в том числе и школа.
Воспитатель рассказывает, что в Геометрической стране, где живет циркуль, тоже есть школа.
* Хотите вместе с циркулем пойти в необычную школу и вместе с ним выполнить задания?
* Сможете?
2. Актуализация знаний.
Игра «Дорога».
Дети садятся за столы лицом к доске, на которой нарисован отрезок, по длине равный 4 шагам циркуля.
Воспитатель рассказывает, что это — дорога, которая ведет в школу.
* С помощью чего изображена дорога? (С помощью отрезка.)
* Докажите, что это — отрезок. (Отрезок — это часть прямой, у которой есть начало и конец.)
* Пошел Циркуль в школу.
Воспитатель ставит циркуль на начало отрезка-дороги, делает один шаг и ставит риску.
* Сколько шагов сделал циркуль? (Один.)
Воспитатель записывает число 1 под риской.
Далее циркуль делает второй (третий и четвертый) шаг. Воспитатель ставит риски и записывает числа.
1 2 3 4
* Сколько шагов сделал циркуль? (4 шага.)
* Сколько одинаковых отрезков нарисовано? (4 отрезка.)
* О чем рассказывает каждое число? (О том, сколько шагов пройдено, сколько одинаковых отрезков отложено.)
Воспитатель говорит детям, что весь путь, составленный из 4 одинаковых отрезков (показывает), называется числовым отрезком.
* Что происходит с числами при движении вправо по числовому отрезку? (Числа увеличиваются.)
* На сколько увеличивается каждое число при движении вправо? (На 1.)
* Что происходит с числами при движении влево по числовому отрезку? (Числа уменьшаются.)
* На сколько уменьшается каждое число при движении влево? (На 1.)
3. Затруднение в игровой ситуации. «Волшебный отрезок»
Воспитатель рассказывает:
* Пришел Циркуль в школу. Сел за парту. А учитель и говорит: «Твой числовой отрезок — волшебный. С его помощью легко складывать и вычитать». Не знает Циркуль, как с помощью числового отрезка выполнять действия сложения и вычитания.
* Покажите Циркулю, как с помощью числового отрезка к 1 прибавить 1.
Дети правильно выполняют сложение, но объяснить, как его выполнить с
помощью числового отрезка, не могут.
* Смогли вы рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка складывать? (Нет.)
* Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это делается.)
* Что нам сейчас нужно узнать? (Как выполнять действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка.
4. Физминутка «Живые числа» Воспитатель рассказывает, что жители Числовой страны любят играть и приглашают детей поиграть вместе с ними.
Дети берут карточки с числами от 1 до 10.
Воспитатель называет какое-либо число, и ребенок, держащий в руках карточку с этим числом, становится перед воспитателем; таким же образом поочередно вызываются другие обладатели карточек, которые занимают соответствующее место в шеренге, образуя числовой ряд.
* Больше 3, но меньше 5.
* Число, следующее за числом 7.
* Число, предыдущее перед числом 6.
* Число, которое больше 1, но меньше 3.
* Числа большие 8.
* Число, предыдущее перед числом 7.
* Число, которое больше 5, но меньше 7.
Можно предложить детям, которые пока не встали в ряд, рассказать о том, в каком месте должно располагаться его число.
5.Основная часть. * Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попытаться догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)
* Что интереснее?
Воспитатель подводит детей к тому, что интереснее попытаться прийти к решению самостоятельно, а потом себя проверить.
Воспитатель раздает детям листы бумаги с нарисованными на них числовыми отрезками (листы изготавливают заранее).
Воспитатель пишет на доске:
1 +1 =
* Найдите на числовом отрезке число 1.
* О чем оно рассказывает? (О том, что пройден 1 шаг, отложен 1 отрезок.)
* В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? Почему? (Вправо, потому что при движении вправо числа увеличиваются.)
* Сколько шагов вправо надо сделать, если мы хотим прибавить 1? (Надо сделать 1 шаг.)
Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2, а дети повторяют на своих листах.
* Какое число получили? (Число 2.)
Воспитатель дописывает равенство.
Далее воспитатель пишет на доске:
2+ 1 =
* Расскажите, как вы будете выполнять сложение с помощью числового отрезка.
Дети с помощью воспитателя проговаривают:
«На числовом отрезке находим число 2. Нам нужно выполнить сложение, при котором число увеличивается, поэтому будем двигаться вправо. Нам надо прибавить 1, поэтому вправо надо сделать 1 шаг. Получаем число 3».
Воспитатель на доске, а дети на листах проводят дугу со стрелкой от числа 2 к числу 3.
Воспитатель предлагает детям рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка выполнять сложение.
Дети вместе с воспитателем проговаривают вывод: для того чтобы с помощью числового отрезка к числу прибавить 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг вправо.
Воспитатель вывешивает на доску опорную таблицу 1, хвалит детей и говорит, что дети догадались правильно, как складывать с помощью числового отрезка.
+ 1 +1 +1
Воспитатель говорит, что Циркуль просит научить его вычитать с помощью волшебного числового отрезка. Воспитатель пишет на доске:
4- 1 =
* Какое число найдем на числовом отрезке? (Число 4.)
Дети находят число 4 на третьем отрезке, а воспитатель показывает на отрезке, нарисованном на доске.
* В какую сторону будем двигаться? Почему? (Двигаться надо влево, потому что
при движении влево числа уменьшаются.)
* Сколько шагов надо сделать, если мы хотим отнять один? (1 шаг.)
Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 4 к числу 3, а дети
повторяют на своих листах.
* Какое число получаем? (Число 3.)
* Значит, если от 4 отнять 1, получится 3.
Воспитатель предлагает детям от 3 отнять 1.
Дети проделывают это с комментариями:
«Находим ^исло 3. От него делаем 1 шаг влево. Получаем число 2. Значит, если от 3 отнять 1, получится 2».
Воспитатель подводит итог, показывая на отрезке: для того чтобы с помощью числового отрезка от числа отнять 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг влево.
Воспитатель вывешивает на доске опорную таблицу 2:
-1 -1 -1
Открытие нового знания
Воспитатель собирает детей около числового отрезка и рассказывает, что Циркуль никак не может запомнить, в каком случае в какую сторону двигаться.
Воспитатель предлагает детям помочь Циркулю и еще раз показать, куда надо двигаться по числовому отрезку при сложении и вычитании.
Дети встают лицом к числовому отрезку. Воспитатель объясняет, что если дается задание «прибавить 1», то дети должны сделать один шаг., (вправо) и сказать: «вправо». Если же дается задание «вычесть 1», то надо сделать шаг., (влево) и сказать: «влево».
* Прибавить 1, вычесть 1, вычесть 1, прибавить 1, прибавить 1, прибавить 1, вычесть 1, прибавить 1, вычесть 1, вычесть 1.
Пальчиковая гимнастика+алгоритмика
Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая—
с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.
Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указательным пальчиками
А куда ему спешить? обеих рук по столу.
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то
«По газону не ходить!» кулачками, то по столу.
Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.
— Ох! Один хлопок.
И ушел. Ритмичные хлопки по столу.
Газон засох.
Работа в тетради. № 3, с. 32.
№ 1, с. 35,
«Реши, используя числовой отрезок».
Решение первого примера разбирается.
Воспитатель предлагает детям прочитать первый пример, который нужно решить.
* От какого числа Циркуль начал движение? ( От числа 2.)
* В какую сторону он пошел? (Влево.)
* Сколько шагов сделал? (1 шаг.)
* Какой результат получил? (Число 1.)
Воспитатель предлагает детям записать ответ в окошке.
Следующее задания дети выполняют с комментированием.
«Движение начали от числа 3 и сделали 1 шаг вправо. Получили число 4.» Следующие два задания дети выполняют самостоятельно. После этого
воспитатель рисует и записывает на доске правильные решения по одному, для того чтобы дети могли проверить правильность выполнения задания.
После этого воспитатель задает детям вопрос:
* Чем похожи все примеры, которые мы сегодня решали? (Прибавляли и вычитали по 1.)
* Что значит «прибавить 1»? (Назвать следующее число.)
* Что значит «отнять 1»? (Назвать предыдущее число.)
5. Итог
* С кем вы сегодня познакомились?
* Чем вы помогли Циркулю?
* Что дало вам возможность научить Циркуль складывать и вычитать?
6. Рефлексия.
Что сложного было на занятии? Что хотите повторить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики»
Задачи:Образовательные:Закреплять умение решать логические задачи;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение составлять узоры по схемам.Развивающие:Развивать слуховое и зрительно...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе " Путешествие в страну Математика".
«Путешествие в страну математика»Цель: Формировать у детей элементарные математические представления .Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10...
Конспект обязательной образовательной деятельности для детей с ТНР "Страна умных игр"
Преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку, с использованием инновационных технологий....
Конспект обязательной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Занятие проведено новой игровой форме -квеста ,что способствовало развитию у детей логического мышления,поисковой деятельности,умению формировать предположения,делать выводы.Во время прохождения...
Конспект обязательной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе "Украсим рукавичку - домик".
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».Конспект обязательной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе "Украсим рукавичку - домик"...
Конспект обязательной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: Знакомство детей младшего дошкольного возраста с народным искусством «В гостях у домовёнка Кузи»
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию...
Конспект обязательной образовательной деятельности Тема: «Листопад, листопад, засыпает старый сад» Возраст: 3-4 лет Образовательная область: познавательное развитие Формирование целостной картины мира
Знакомство с характерными особенностями осенних деревьев, строением цветов (корень, стебель, листья, лепестки)....