Конспект обязательно образовательной деятельности по математике на тему: "Числовой отрезок"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Голова Ирина Викторовна

Конспект обязательно образовательной деятельности по математике на тему: "Числовой отрезок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislovoy_otrezok.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по математике

в подготовительной группе

Тема: Числовой отрезок

Воспитатель: И.В. Голова

Цель и задачи: Сформировать представление о числовом отрезке, повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар.

Материал: 

Модель числового отрезка: опорные таблицы, для закрепления знания состава числа 3,4; рисунки, Рабочие тетради, карандаш цветные, простой карандаш, счётный материал линейки, циркуль

ХОД НОД

1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

* Интересно ли вам узнавать новое?

* Как можно назвать людей, которые стремятся к новым знаниям?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет, что

такие люди называются любознательными.

Воспитатель показывает детям циркуль (для интереса на циркуль можно надеть шарик от пинг-понга с нарисованным на нем личиком) и рассказывает, что циркуль тоже очень любознательный.

* Где можно получить новые знания и многому научиться? Воспитатель выслушивает все ответы детей, после чего уточняет, что на свете много источников новых знаний, в том числе и школа.

Воспитатель рассказывает, что в Геометрической стране, где живет циркуль, тоже есть школа.

* Хотите вместе с циркулем пойти в необычную школу и вместе с ним выполнить задания?

* Сможете?

2. Актуализация знаний.

Игра «Дорога».

Дети садятся за столы лицом к доске, на которой нарисован отрезок, по длине равный 4 шагам циркуля.

Воспитатель рассказывает, что это — дорога, которая ведет в школу.

* С помощью чего изображена дорога? (С помощью отрезка.)

* Докажите, что это — отрезок. (Отрезок — это часть прямой, у которой есть начало и конец.)

* Пошел Циркуль в школу.

Воспитатель ставит циркуль на начало отрезка-дороги, делает один шаг и ставит риску.

* Сколько шагов сделал циркуль? (Один.)

Воспитатель записывает число 1 под риской.

Далее циркуль делает второй (третий и четвертый) шаг. Воспитатель ставит риски и записывает числа.

1 2 3 4

* Сколько шагов сделал циркуль? (4 шага.)

* Сколько одинаковых отрезков нарисовано? (4 отрезка.)

* О чем рассказывает каждое число? (О том, сколько шагов пройдено, сколько одинаковых отрезков отложено.)

Воспитатель говорит детям, что весь путь, составленный из 4 одинаковых отрезков (показывает), называется числовым отрезком.

* Что происходит с числами при движении вправо по числовому отрезку? (Числа увеличиваются.)

* На сколько увеличивается каждое число при движении вправо? (На 1.)

* Что происходит с числами при движении влево по числовому отрезку? (Числа уменьшаются.)

* На сколько уменьшается каждое число при движении влево? (На 1.)

3. Затруднение в игровой ситуации. «Волшебный отрезок»

Воспитатель рассказывает:

* Пришел Циркуль в школу. Сел за парту. А учитель и говорит: «Твой числовой отрезок — волшебный. С его помощью легко складывать и вычитать». Не знает Циркуль, как с помощью числового отрезка выполнять действия сложения и вычитания.

* Покажите Циркулю, как с помощью числового отрезка к 1 прибавить 1.

Дети правильно выполняют сложение, но объяснить, как его выполнить с

помощью числового отрезка, не могут.

* Смогли вы рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка складывать? (Нет.)

* Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это делается.)

* Что нам сейчас нужно узнать? (Как выполнять действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка.

4. Физминутка «Живые числа» Воспитатель рассказывает, что жители Числовой страны любят играть и приглашают детей поиграть вместе с ними.

Дети берут карточки с числами от 1 до 10.

Воспитатель называет какое-либо число, и ребенок, держащий в руках карточку с этим числом, становится перед воспитателем; таким же образом поочередно вызываются другие обладатели карточек, которые занимают соответствующее место в шеренге, образуя числовой ряд.

* Больше 3, но меньше 5.

* Число, следующее за числом 7.

* Число, предыдущее перед числом 6.

* Число, которое больше 1, но меньше 3.

* Числа большие 8.

* Число, предыдущее перед числом 7.

* Число, которое больше 5, но меньше 7.

Можно предложить детям, которые пока не встали в ряд, рассказать о том, в каком месте должно располагаться его число.

5.Основная часть. * Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попытаться догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)

* Что интереснее?

Воспитатель подводит детей к тому, что интереснее попытаться прийти к решению самостоятельно, а потом себя проверить.

Воспитатель раздает детям листы бумаги с нарисованными на них числовыми отрезками (листы изготавливают заранее).

Воспитатель пишет на доске:

1 +1 =

* Найдите на числовом отрезке число 1.

* О чем оно рассказывает? (О том, что пройден 1 шаг, отложен 1 отрезок.)

* В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? Почему? (Вправо, потому что при движении вправо числа увеличиваются.)

* Сколько шагов вправо надо сделать, если мы хотим прибавить 1? (Надо сделать 1 шаг.)

Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2, а дети повторяют на своих листах.

* Какое число получили? (Число 2.)

Воспитатель дописывает равенство.

Далее воспитатель пишет на доске:

2+ 1 =

* Расскажите, как вы будете выполнять сложение с помощью числового отрезка.

Дети с помощью воспитателя проговаривают:

«На числовом отрезке находим число 2. Нам нужно выполнить сложение, при котором число увеличивается, поэтому будем двигаться вправо. Нам надо прибавить 1, поэтому вправо надо сделать 1 шаг. Получаем число 3».

Воспитатель на доске, а дети на листах проводят дугу со стрелкой от числа 2 к числу 3.

Воспитатель предлагает детям рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка выполнять сложение.

Дети вместе с воспитателем проговаривают вывод: для того чтобы с помощью числового отрезка к числу прибавить 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг вправо.

Воспитатель вывешивает на доску опорную таблицу 1, хвалит детей и говорит, что дети догадались правильно, как складывать с помощью числового отрезка.

+ 1 +1 +1

Воспитатель говорит, что Циркуль просит научить его вычитать с помощью волшебного числового отрезка. Воспитатель пишет на доске:

4- 1 =

* Какое число найдем на числовом отрезке? (Число 4.)

Дети находят число 4 на третьем отрезке, а воспитатель показывает на отрезке, нарисованном на доске.

* В какую сторону будем двигаться? Почему? (Двигаться надо влево, потому что

при движении влево числа уменьшаются.)

* Сколько шагов надо сделать, если мы хотим отнять один? (1 шаг.)

Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 4 к числу 3, а дети

повторяют на своих листах.

* Какое число получаем? (Число 3.)

* Значит, если от 4 отнять 1, получится 3.

Воспитатель предлагает детям от 3 отнять 1.

Дети проделывают это с комментариями:

«Находим ^исло 3. От него делаем 1 шаг влево. Получаем число 2. Значит, если от 3 отнять 1, получится 2».

Воспитатель подводит итог, показывая на отрезке: для того чтобы с помощью числового отрезка от числа отнять 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг влево.

Воспитатель вывешивает на доске опорную таблицу 2:

-1 -1 -1

Открытие нового знания

Воспитатель собирает детей около числового отрезка и рассказывает, что Циркуль никак не может запомнить, в каком случае в какую сторону двигаться.

Воспитатель предлагает детям помочь Циркулю и еще раз показать, куда надо двигаться по числовому отрезку при сложении и вычитании.

Дети встают лицом к числовому отрезку. Воспитатель объясняет, что если дается задание «прибавить 1», то дети должны сделать один шаг., (вправо) и сказать: «вправо». Если же дается задание «вычесть 1», то надо сделать шаг., (влево) и сказать: «влево».

* Прибавить 1, вычесть 1, вычесть 1, прибавить 1, прибавить 1, прибавить 1, вычесть 1, прибавить 1, вычесть 1, вычесть 1.

Пальчиковая гимнастика+алгоритмика

Раз, два, три, четыре, пять,              Удары по столу пальчиками. Левая начинает с                           мизинца, правая—  

                                                                с большого пальца.

Вышел дождик погулять.                    Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,               «Шагают» средним и указательным пальчиками

А куда ему спешить?                            обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке:                 Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»                         кулачками, то по столу.

Дождь вздохнул тихонько:                   Часто и ритмично бьют в ладоши.

Ох!                                                       Один хлопок.

И ушел.                                                     Ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

Работа в тетради. № 3, с. 32.

№ 1, с. 35,

«Реши, используя числовой отрезок».

Решение первого примера разбирается.

Воспитатель предлагает детям прочитать первый пример, который нужно решить.

* От какого числа Циркуль начал движение? ( От числа 2.)

* В какую сторону он пошел? (Влево.)

* Сколько шагов сделал? (1 шаг.)

* Какой результат получил? (Число 1.)

Воспитатель предлагает детям записать ответ в окошке.

Следующее задания дети выполняют с комментированием.

«Движение начали от числа 3 и сделали 1 шаг вправо. Получили число 4.» Следующие два задания дети выполняют самостоятельно. После этого

воспитатель рисует и записывает на доске правильные решения по одному, для того чтобы дети могли проверить правильность выполнения задания.

После этого воспитатель задает детям вопрос:

* Чем похожи все примеры, которые мы сегодня решали? (Прибавляли и вычитали по 1.)

* Что значит «прибавить 1»? (Назвать следующее число.)

* Что значит «отнять 1»? (Назвать предыдущее число.)

5. Итог

* С кем вы сегодня познакомились?

* Чем вы помогли Циркулю?

* Что дало вам возможность научить Циркуль складывать и вычитать?

6. Рефлексия.

Что сложного было на занятии? Что хотите повторить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Задачи:Образовательные:Закреплять умение решать логические задачи;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение составлять узоры по схемам.Развивающие:Развивать слуховое и зрительно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе " Путешествие в страну Математика".

«Путешествие в страну математика»Цель:  Формировать у детей элементарные математические представления .Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10...

Конспект обязательной образовательной деятельности для детей с ТНР "Страна умных игр"

 Преодоление  речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку, с использованием инновационных технологий....

Конспект обязательной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие проведено  новой игровой форме -квеста ,что способствовало развитию у детей логического мышления,поисковой деятельности,умению формировать предположения,делать выводы.Во время прохождения...

Конспект обязательной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе "Украсим рукавичку - домик".

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».Конспект обязательной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе "Украсим рукавичку - домик"...