Методическая разработка по теме: Система игр и упражнений по развитию пространственных представлений.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение дошкольника к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению, а в дошкольном детстве это приобщение происходит через игровую деятельность. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия и научиться учиться.  Одной из задач познавательного развития детей дошкольного является  формирование пространственных представлений,  что способствует: -развитию психических процессов: внимание, память, воображение, умение анализировать; -развитию математических способностей: счет, пересчет, отсчет; сравнение по всем величинам; знание геометрических фигур; ориентировка в пространстве и на плоскости.        Для решения этих задач необходимо создать условия, открывающие возможности для развития способностей ребенка на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, для свободного выбора детьми вида деятельности, участие в совместной деятельности.        Предлагаю Вашему вниманию систему игр и упражнений по развитию пространственных представлений, позволяющих усвоить программу по формированию элементарных математических представлений и сформировать следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: -проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; -активно взаимодействует  со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать;

-обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Данная система игр имеет большой подготовительный этап и начинается в уже младшем дошкольном возрасте, когда происходит первое знакомство малыша с элементарным квадратом как моделью клеточки.   

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА КВАДРАТЕ

В представленных играх можно использовать коврики квадратной формы размером 30х30 см (разделены на 4-9 частей), наборы мелких игрушек, плоскостное изображение предметов, наборы геометрических фигур. Цель данных игр: развитие у  детей  умение анализировать элементарную схему, развивать зрительное и слуховое внимание. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ:  - «Рассели по квартирам» - «Что изменилось?» - «Какой фигуры не хватает и где?»  и др.   

ИГРЫ НА КОВРОЛИНЕ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ КЛЕТОК « ГРАФИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»

ЦЕЛЬ: ориентироваться на плоскости с большим количеством клеток, воссоздавать предметы из отдельных частей(квадратики) по образцу, по собственному замыслу, развивать творческое воображение. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: квадраты разного цвета по размеру чуть меньше, чем клетка на игровом поле, образцы. ВАРИАНТЫ: - «Все фигуры в ряд»(раскладывание квадратов разного цвета по образцу или по словесному указанию) - «Нарисуем картинку квадратиками» (предметное или сюжетное по образцу или по собственному замыслу) 

НАПОЛЬНЫЕ  ИГРОВЫЕ  ПАЗЛЫ  « КЛАССИКИ»

ЦЕЛЬ: закреплять знания цифр, последовательность числового ряда. Закреплять умение зрительно воспринимать, понимать и запоминать последовательность выполнения действий, ориентируясь на направления, указанные стрелкой (выполнение алгоритмических действий), выполнять правила игры. ВАРИАНТЫ: - Двигаться по клеткам в соответствии с картой-схемой (образец не убирается) -Образец движения анализируется и убирается (движение по игровому полю осуществляется по памяти) -Движение осуществляется по словесному указанию взрослого (в дальнейшем сверстника).  

ИГРЫ НА ЛИСТАХ В КРУПНУЮ КЛЕТКУ. ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ.

ЦЕЛЬ: формирование пространственно-образного мышления, развитие зрительного и слухового внимания, развитие творческого воображение, графические умения, мелкую моторику, глазомер. МАТЕРИАЛ: листы в крупную клетку, простой  и цветные карандаши, карточки образцы по темам: «Герои сказок», «Дикие животные средней полосы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Музыкальные инструменты», « Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Насекомые», «Птицы» и другие. ВАРИАНТЫ: 1 Этап- «Найди и обведи», «Продолжи ряд». 2 Этап- «Нарисуй по точкам», «От цифры к цифре»(последовательность числового ряда) 3 Этап- «Нарисуй по образцу»(самые простые изображения) 4 Этап - «Волшебная точка» (диктует взрослый)                «Школа»(игру проводит ребенок)-используется знакомый образец. 5 Этап-Графическое рисование по собственному замыслу с использованием цветных карандашей «Дорисуй картинку про…» 

ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ПЛАНУ Помещения: комната, кухня, игровая площадка около дома, садовый участок на даче и т.д. ЦЕЛЬ: учить ориентироваться в пространстве, используя план помещения или участка. ВАРИАНТЫ: 1 Этап- «Найди свое место» (схема расположения мебели на плане детской комнаты в квартире). - «Отгадай, чье это место» 2 Этап- «Отгадай, где спряталась игрушка» (фрагмент плана комнаты или другого помещения в квартире) 3 Этап- «Что где находится ?», «Найди сюрприз» ( план всего помещения квартиры или участка).        И в заключении хочу отметить, что решение поставленных задач не ограничивается только развитием пространственной ориентации и воображения ребенка. Осуществляется интеграция образовательных задач через  разные виды детской деятельности, что дает положительную динамику в развитии интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста и плавного перехода его на следующую ступень общего образования, успешного обучения в школе. 

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Система игр и упражнений по развитию пространственных представлений.

           Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение дошкольника к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению, а в дошкольном детстве это приобщение происходит через игровую деятельность. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия и научиться учиться.  Одной из задач познавательного развития детей дошкольного является  формирование пространственных представлений,  что способствует: -развитию психических процессов: внимание, память, воображение, умение анализировать; -развитию математических способностей: счет, пересчет, отсчет; сравнение по всем величинам; знание геометрических фигур; ориентировка в пространстве и на плоскости.        Для решения этих задач необходимо создать условия, открывающие возможности для развития способностей ребенка на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, для свободного выбора детьми вида деятельности, участие в совместной деятельности.        Предлагаю Вашему вниманию систему игр и упражнений по развитию пространственных представлений, позволяющих усвоить программу по формированию элементарных математических представлений и сформировать следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: -проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; -активно взаимодействует  со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать;

-обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Данная система игр имеет большой подготовительный этап и начинается в уже младшем дошкольном возрасте, когда происходит первое знакомство малыша с элементарным квадратом как моделью клеточки.  

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА КВАДРАТЕ 

В представленных играх можно использовать коврики квадратной формы размером 30х30 см (разделены на 4-9 частей), наборы мелких игрушек, плоскостное изображение предметов, наборы геометрических фигур. Цель данных игр: развитие у  детей  умение анализировать элементарную схему, развивать зрительное и слуховое внимание. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ:  - «Рассели по квартирам» - «Что изменилось?» - «Какой фигуры не хватает и где?»  и др.    

ИГРЫ НА КОВРОЛИНЕ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ КЛЕТОК « ГРАФИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР» 

ЦЕЛЬ: ориентироваться на плоскости с большим количеством клеток, воссоздавать предметы из отдельных частей(квадратики) по образцу, по собственному замыслу, развивать творческое воображение. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: квадраты разного цвета по размеру чуть меньше, чем клетка на игровом поле, образцы. ВАРИАНТЫ: - «Все фигуры в ряд»(раскладывание квадратов разного цвета по образцу или по словесному указанию) - «Нарисуем картинку квадратиками» (предметное или сюжетное по образцу или по собственному замыслу)  

НАПОЛЬНЫЕ  ИГРОВЫЕ  ПАЗЛЫ  « КЛАССИКИ» 

ЦЕЛЬ: закреплять знания цифр, последовательность числового ряда. Закреплять умение зрительно воспринимать, понимать и запоминать последовательность выполнения действий, ориентируясь на направления, указанные стрелкой (выполнение алгоритмических действий), выполнять правила игры. ВАРИАНТЫ: - Двигаться по клеткам в соответствии с картой-схемой (образец не убирается) -Образец движения анализируется и убирается (движение по игровому полю осуществляется по памяти) -Движение осуществляется по словесному указанию взрослого (в дальнейшем сверстника).  

ИГРЫ НА ЛИСТАХ В КРУПНУЮ КЛЕТКУ. ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 

ЦЕЛЬ: формирование пространственно-образного мышления, развитие зрительного и слухового внимания, развитие творческого воображение, графические умения, мелкую моторику, глазомер. МАТЕРИАЛ: листы в крупную клетку, простой  и цветные карандаши, карточки образцы по темам: «Герои сказок», «Дикие животные средней полосы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Музыкальные инструменты», « Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Насекомые», «Птицы» и другие. ВАРИАНТЫ: 1 Этап- «Найди и обведи», «Продолжи ряд». 2 Этап- «Нарисуй по точкам», «От цифры к цифре»(последовательность числового ряда) 3 Этап- «Нарисуй по образцу»(самые простые изображения) 4 Этап - «Волшебная точка» (диктует взрослый)                «Школа»(игру проводит ребенок)-используется знакомый образец. 5 Этап-Графическое рисование по собственному замыслу с использованием цветных карандашей «Дорисуй картинку про…»  

ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ПЛАНУ Помещения: комната, кухня, игровая площадка около дома, садовый участок на даче и т.д. ЦЕЛЬ: учить ориентироваться в пространстве, используя план помещения или участка. ВАРИАНТЫ: 1 Этап- «Найди свое место» (схема расположения мебели на плане детской комнаты в квартире). - «Отгадай, чье это место» 2 Этап- «Отгадай, где спряталась игрушка» (фрагмент плана комнаты или другого помещения в квартире) 3 Этап- «Что где находится ?», «Найди сюрприз» ( план всего помещения квартиры или участка).        И в заключении хочу отметить, что решение поставленных задач не ограничивается только развитием пространственной ориентации и воображения ребенка. Осуществляется интеграция образовательных задач через  разные виды детской деятельности, что дает положительную динамику в развитии интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста и плавного перехода его на следующую ступень общего образования, успешного обучения в школе.  

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".

Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...

методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"

В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения...

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...

Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет".

Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет"....