Методическая разработка по теме: Система игр и упражнений по развитию пространственных представлений.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение дошкольника к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению, а в дошкольном детстве это приобщение происходит через игровую деятельность. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия и научиться учиться. Одной из задач познавательного развития детей дошкольного является формирование пространственных представлений, что способствует: -развитию психических процессов: внимание, память, воображение, умение анализировать; -развитию математических способностей: счет, пересчет, отсчет; сравнение по всем величинам; знание геометрических фигур; ориентировка в пространстве и на плоскости. Для решения этих задач необходимо создать условия, открывающие возможности для развития способностей ребенка на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, для свободного выбора детьми вида деятельности, участие в совместной деятельности. Предлагаю Вашему вниманию систему игр и упражнений по развитию пространственных представлений, позволяющих усвоить программу по формированию элементарных математических представлений и сформировать следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: -проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; -активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать;
-обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Данная система игр имеет большой подготовительный этап и начинается в уже младшем дошкольном возрасте, когда происходит первое знакомство малыша с элементарным квадратом как моделью клеточки.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА КВАДРАТЕ
В представленных играх можно использовать коврики квадратной формы размером 30х30 см (разделены на 4-9 частей), наборы мелких игрушек, плоскостное изображение предметов, наборы геометрических фигур. Цель данных игр: развитие у детей умение анализировать элементарную схему, развивать зрительное и слуховое внимание. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ: - «Рассели по квартирам» - «Что изменилось?» - «Какой фигуры не хватает и где?» и др.
ИГРЫ НА КОВРОЛИНЕ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ КЛЕТОК « ГРАФИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»
ЦЕЛЬ: ориентироваться на плоскости с большим количеством клеток, воссоздавать предметы из отдельных частей(квадратики) по образцу, по собственному замыслу, развивать творческое воображение. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: квадраты разного цвета по размеру чуть меньше, чем клетка на игровом поле, образцы. ВАРИАНТЫ: - «Все фигуры в ряд»(раскладывание квадратов разного цвета по образцу или по словесному указанию) - «Нарисуем картинку квадратиками» (предметное или сюжетное по образцу или по собственному замыслу)
НАПОЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ПАЗЛЫ « КЛАССИКИ»
ЦЕЛЬ: закреплять знания цифр, последовательность числового ряда. Закреплять умение зрительно воспринимать, понимать и запоминать последовательность выполнения действий, ориентируясь на направления, указанные стрелкой (выполнение алгоритмических действий), выполнять правила игры. ВАРИАНТЫ: - Двигаться по клеткам в соответствии с картой-схемой (образец не убирается) -Образец движения анализируется и убирается (движение по игровому полю осуществляется по памяти) -Движение осуществляется по словесному указанию взрослого (в дальнейшем сверстника).
ИГРЫ НА ЛИСТАХ В КРУПНУЮ КЛЕТКУ. ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ.
ЦЕЛЬ: формирование пространственно-образного мышления, развитие зрительного и слухового внимания, развитие творческого воображение, графические умения, мелкую моторику, глазомер. МАТЕРИАЛ: листы в крупную клетку, простой и цветные карандаши, карточки образцы по темам: «Герои сказок», «Дикие животные средней полосы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Музыкальные инструменты», « Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Насекомые», «Птицы» и другие. ВАРИАНТЫ: 1 Этап- «Найди и обведи», «Продолжи ряд». 2 Этап- «Нарисуй по точкам», «От цифры к цифре»(последовательность числового ряда) 3 Этап- «Нарисуй по образцу»(самые простые изображения) 4 Этап - «Волшебная точка» (диктует взрослый) «Школа»(игру проводит ребенок)-используется знакомый образец. 5 Этап-Графическое рисование по собственному замыслу с использованием цветных карандашей «Дорисуй картинку про…»
ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ПЛАНУ Помещения: комната, кухня, игровая площадка около дома, садовый участок на даче и т.д. ЦЕЛЬ: учить ориентироваться в пространстве, используя план помещения или участка. ВАРИАНТЫ: 1 Этап- «Найди свое место» (схема расположения мебели на плане детской комнаты в квартире). - «Отгадай, чье это место» 2 Этап- «Отгадай, где спряталась игрушка» (фрагмент плана комнаты или другого помещения в квартире) 3 Этап- «Что где находится ?», «Найди сюрприз» ( план всего помещения квартиры или участка). И в заключении хочу отметить, что решение поставленных задач не ограничивается только развитием пространственной ориентации и воображения ребенка. Осуществляется интеграция образовательных задач через разные виды детской деятельности, что дает положительную динамику в развитии интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста и плавного перехода его на следующую ступень общего образования, успешного обучения в школе.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Система игр и упражнений по развитию пространственных представлений.
Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение дошкольника к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению, а в дошкольном детстве это приобщение происходит через игровую деятельность. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия и научиться учиться. Одной из задач познавательного развития детей дошкольного является формирование пространственных представлений, что способствует: -развитию психических процессов: внимание, память, воображение, умение анализировать; -развитию математических способностей: счет, пересчет, отсчет; сравнение по всем величинам; знание геометрических фигур; ориентировка в пространстве и на плоскости. Для решения этих задач необходимо создать условия, открывающие возможности для развития способностей ребенка на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, для свободного выбора детьми вида деятельности, участие в совместной деятельности. Предлагаю Вашему вниманию систему игр и упражнений по развитию пространственных представлений, позволяющих усвоить программу по формированию элементарных математических представлений и сформировать следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: -проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; -активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать;
-обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Данная система игр имеет большой подготовительный этап и начинается в уже младшем дошкольном возрасте, когда происходит первое знакомство малыша с элементарным квадратом как моделью клеточки.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА КВАДРАТЕ
В представленных играх можно использовать коврики квадратной формы размером 30х30 см (разделены на 4-9 частей), наборы мелких игрушек, плоскостное изображение предметов, наборы геометрических фигур. Цель данных игр: развитие у детей умение анализировать элементарную схему, развивать зрительное и слуховое внимание. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ: - «Рассели по квартирам» - «Что изменилось?» - «Какой фигуры не хватает и где?» и др.
ИГРЫ НА КОВРОЛИНЕ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ КЛЕТОК « ГРАФИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»
ЦЕЛЬ: ориентироваться на плоскости с большим количеством клеток, воссоздавать предметы из отдельных частей(квадратики) по образцу, по собственному замыслу, развивать творческое воображение. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: квадраты разного цвета по размеру чуть меньше, чем клетка на игровом поле, образцы. ВАРИАНТЫ: - «Все фигуры в ряд»(раскладывание квадратов разного цвета по образцу или по словесному указанию) - «Нарисуем картинку квадратиками» (предметное или сюжетное по образцу или по собственному замыслу)
НАПОЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ПАЗЛЫ « КЛАССИКИ»
ЦЕЛЬ: закреплять знания цифр, последовательность числового ряда. Закреплять умение зрительно воспринимать, понимать и запоминать последовательность выполнения действий, ориентируясь на направления, указанные стрелкой (выполнение алгоритмических действий), выполнять правила игры. ВАРИАНТЫ: - Двигаться по клеткам в соответствии с картой-схемой (образец не убирается) -Образец движения анализируется и убирается (движение по игровому полю осуществляется по памяти) -Движение осуществляется по словесному указанию взрослого (в дальнейшем сверстника).
ИГРЫ НА ЛИСТАХ В КРУПНУЮ КЛЕТКУ. ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ.
ЦЕЛЬ: формирование пространственно-образного мышления, развитие зрительного и слухового внимания, развитие творческого воображение, графические умения, мелкую моторику, глазомер. МАТЕРИАЛ: листы в крупную клетку, простой и цветные карандаши, карточки образцы по темам: «Герои сказок», «Дикие животные средней полосы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Музыкальные инструменты», « Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Насекомые», «Птицы» и другие. ВАРИАНТЫ: 1 Этап- «Найди и обведи», «Продолжи ряд». 2 Этап- «Нарисуй по точкам», «От цифры к цифре»(последовательность числового ряда) 3 Этап- «Нарисуй по образцу»(самые простые изображения) 4 Этап - «Волшебная точка» (диктует взрослый) «Школа»(игру проводит ребенок)-используется знакомый образец. 5 Этап-Графическое рисование по собственному замыслу с использованием цветных карандашей «Дорисуй картинку про…»
ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ПЛАНУ Помещения: комната, кухня, игровая площадка около дома, садовый участок на даче и т.д. ЦЕЛЬ: учить ориентироваться в пространстве, используя план помещения или участка. ВАРИАНТЫ: 1 Этап- «Найди свое место» (схема расположения мебели на плане детской комнаты в квартире). - «Отгадай, чье это место» 2 Этап- «Отгадай, где спряталась игрушка» (фрагмент плана комнаты или другого помещения в квартире) 3 Этап- «Что где находится ?», «Найди сюрприз» ( план всего помещения квартиры или участка). И в заключении хочу отметить, что решение поставленных задач не ограничивается только развитием пространственной ориентации и воображения ребенка. Осуществляется интеграция образовательных задач через разные виды детской деятельности, что дает положительную динамику в развитии интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста и плавного перехода его на следующую ступень общего образования, успешного обучения в школе.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".
Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...
методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"
В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения...
Игры и игровые упражнения упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Развитие пространственных представлений в двигательной деятельности....
Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»
Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...
Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет".
Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет"....
"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: " Игры, задания и упражнения, способствующие развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольников"".
игры на развитие пространственно-временных представлений у дошкольников...