Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Марина Владимировна Лищенко

- упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, выделяя их свойства (форма, цвет, размер);

-закрепить понятия «длинный - короткий»; 

-совершенствовать в определении пространственных направлений: вверх, вниз, слева, справа.

-подбирать слова антонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию  (ФЭМП)

 «Путешествие по сказкам»

 для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Цель: формирование элементарных математических представлений  у детей в совместной игровой деятельности.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Обучающие задачи: 

- упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, выделяя их свойства (форма, цвет, размер);

-закрепить понятия «длинный - короткий»; 

-совершенствовать в определении пространственных направлений: вверх, вниз, слева, справа.

-подбирать слова антонимы.

Развивающие задачи: 

-развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику рук;

-развивать умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе, стремление оказать помощь друг другу, героям сказок, которые оказались в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»/

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная,

восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: чтение сказок, игра «Скажи наоборот», разучивание физминутки «Три медведя в сказке жили», сравнение полосок по длине, подвижная игра «Найди свой домик» (геом. фигуры).

Словарная работа: ковер-самолет, сундучок, длинная – короткая, вверху, внизу, справа, слева.

Планируемый результат: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения.

Средства и оборудование: сундучок, дорожки разной длины, ковер самолет, мяч, карточки для работы, простые карандаши, домики с геометрическими фигурами, книжки со сказками, наглядное пособие.

Ход НОД: Вводная часть

Встанем все в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг

Вот мы с вами и поздоровались, и свое хорошее настроение передали друг другу.  Ребята сегодня в нашей группе все необычно, к нам пришли гости. И я предлагаю всем вместе, отправится в сказочное путешествие, мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором очень много  чудес. Согласны? А на чем можно отправиться в это путешествие (на машине, самолете, поезде). Но раз это сказочное путешествие, то давайте отправимся туда на ковре самолете. Но попасть  в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят сказки, любят фантазировать и мечтать. А я вам в этом сегодня помогу, я буду добрым Сказочником.  

Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур.

-Ковер у нас оказался в дырках, кто же это сделал? Мы сможем отправиться на нем, путешествовать по сказкам? (ответы детей) давайте  его отремонтируем.

На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра. 

В: Назовите те фигуры, которые вам понадобились. Молодцы, ребята!! Становитесь на «ковер-самолет» и повторяйте волшебные слова

Наш ковёр по небу мчится:

Что же с нами приключится?

Попадём на нём мы в сказку,

А в какую? Где подсказка?

А подсказку  мы найдем в моем сундучке

Вос-ль: Сундучок, сундучок. Позолоченный бочок

Расписная крышка, Медная задвижка

Кто сундучок открывает, тот сразу в сказку попадает

Посмотрим, в какую сказку мы сейчас попадем.

1 сказка. Вос-ль: Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

Мама девочку очень любила.

Шапочку однажды  ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

(воспитатель открывает сундучок и достает книгу «Красную шапочку»)

Однажды  мама  послала  Красную Шапочку отнести пирожок и горшочек масла бабушке, которая жила за лесом. Шла Красная Шапочка, шла  и пришла в лес, и увидела что к домику бабушки ведут две дорожки. Стала думать, по какой дорожке ей быстрее добраться до бабушки.  Давайте  ей поможем.

1задание: Ребята, к домику ведут  две дорожки: Какие по размеру дорожки (одна длинная, а другая короткая)  Правильно

Ребята, как вы думаете, по какой дорожке Красной Шапочке быстрее добраться  до бабушки – по длинной или по короткой?  (ответы детей)

Восп-ль: - да, правильно, по короткой дорожке быстрее дойти до домика. А как вы догадались? Давайте сравним дорожки. (ответы детей: можно приложить или наложить их друг на друга и выровнять два конца). А какого цвета длинная дорожка? (белая, а какого цвета короткая дорожка? (черная).Молодцы! (проходим по дорожке)

В: Давайте посмотрим, какая еще  сказка спряталась в  моем сундучке?

Слушайте загадку: 

2 сказка. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были,
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга) (показ книжки)

В одной деревне жила-была семья: мама, папа, девочка Маша и ее брат Ваня. Однажды родители уехали в город и велели сестре приглядывать за младшим братом. Маша не послушалась родителей, оставила брата одного дома, а сама ушла с подружками гулять в лес.

2задание: Маша вернулась в деревню, подошла к своему дому и обнаружила, что потеряла в лесу ключ. Ребята, у меня есть запасные ключи от всех домов в деревне. Давайте поможем Маше подобрать ключ к ее дому. (воспитатель предлагает ключи в виде геометрических фигур). Дети должны найти ключ той же формы, что и на двери дома.

- Какие геометрические фигуры вы видите на домах?

-Скажите, а есть ли здесь одинаковые фигуры по форме?

- Давайте сравним фигуры по цвету.

- А что  можно сказать о величине этих фигур?

- Фигуры разные по величине, одни больше другие меньше.

- Ребята, надо найти здесь лишнюю фигуру и тогда мы поймем, какой ключ подойдет к Машиному дому

- Дверь открыта, мы можем идти дальше, где нас ждут новые сказки.

Восп: Какая сказка еще живет в моем сундучке?

3сказка. Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь,
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.

Бабка тесто замесила, колобка она слепила, в печь его поставила, там его оставила. Вышел он румян пригож и на солнышко похож. Он остыть хотел немножко и улегся на окошко. Но случилась с ним беда - утащила колобка рыжехвостая лиса.

3 задание: Ребята давайте поможем колобку.

Колобок  хочет узнать, умеете ли вы ориентироваться на листе бумаги. А ориентироваться будут нам помогать фигурки, лежащие на столе. (Воспитатель раздает квадратные листки и фигуры животных) 
Положите колобка посередине листа. 

 зайчика справа от колобка. 
 волка  слева от колобка 
 медведя  вниз под колобком. 
 лису  вверх над колобком. 
(добиваться правильного ответа от ребенка. )

4сказка. Посмотрим, в какую сказку мы сейчас попадем.

Возле леса на опушке,

Троя их живёт в избушки,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (показ книжки)

Дети: Медведи

Воспитатель: А какое число вы услышали в загадке?

Дети: Три.

А кто к ним пришел, пока их не было дома?

- Правильно, это Маша

 - Что с ней случилось? (она пошла в лес и заблудилась)

 - Как вы думаете, ей страшно?

- А почему? (конечно, в лесу одному всегда страшно и одиноко).

- Чем можно ей помочь?

- Правильно, пойдём её выручать. Ведь нас много, мы дружные и заботливые, а значит, у нас всё получится!        

 - А чтобы пойти на помощь Машеньке, давайте подготовимся.

Физминутка.

Три медведя в сказке жили
Вперевалочку ходили.    (
идут переваливаясь из стороны в сторону)
К ним девчушка прибежала,   (
бег на месте)

В дом зашла и увидала:   (Руки поднимают над головой, кончики

пальцев касаются друг друга)

Стол большущий у окна   (правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке)

Стула три – вот это да.   (левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально)

Чашки три, и ложки три,   (приседают, одну руку на поясе, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга)
            Три кровати: посмотри   (
руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)
            Ела  Маша и пила,   (
изображают, как держат ложку и подносят ее ко рту)
            На кроватку прилегла   (
руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)
            И уснула сладким сном.   (
ладошки сложены, голова наклонена и лежит на ладошках)
            Что случилось потом?   (
руки слегка разводят в сторону)
            Тут медведи воротились,   (
идут переваливаясь из стороны в сторону)
            Увидев Машу, рассердились   (
руки на пояс, делают сердитое лицо)
            Маша очень испугалась   (
изображают очень испуганное лицо)
            И домой она умчалась.   (
бег на месте) 

Ребята, Маша убежала от медведей и оставила на прощанье свой любимый мячик, а я знаю интересную игру с мячом «Скажи наоборот».

Михаил Иванович большой– а мишутка?                                                      Дорога широкая, а тропинка…
Кустарники низкие  - а деревья                              
Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Летом жарко, а зимой …,

ручеек узкий, а река...;

Чай горячий, а лед…

БабаЯга– злая, а фея …,

Звездочка маленькая, а солнце..

Молодцы! И с этим заданием мы справились.

В моем сундуке осталась последняя сказка.

5 сказка. Домик выстроен в лесу.

Мышку он вместил, лису,

и лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку –

Мишка в домик влезть не смог –

развалился … («Теремок»).

– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо Мышка-норушка, увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”. 

Чтобы приступить к выполнению следующего задания нам надо присесть за столы.

5 задание: У детей на столах листы для индивидуальной работы. Необходимо найти, из каких геометрических фигур выполнены предметы в левой части листа и соединить их линиями с геометрическими фигурами в правой части листа.

РЕФЛЕКСИЯ:

Вос-ль: А сейчас напомните мне, какие сказки были сегодня в сундучке? (ответы детей)

Каких героев мы вспомнили? (ответы детей)

Чем мы им помогали?

Что можно сказать о нас, мы хорошие дела сделали или плохие? (ответы

детей)         

- А я сегодня порадовалась,  что вы все были внимательные, заботливые, дружные. Всего вам доброго!

-Скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе

с нами.

Пожелаем им удачного дня.

Вставайте все на ковер-самолет и скажем волшебные слова, чтобы вернуться обратно в детский сад:

Один, два, три, повернись.

В детском саде окажись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются  с решением разных математических задач....

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Математическое путешествие по сказке ”Гуси-лебеди””

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Математическое путешествие по сказке ”Гуси-лебеди””...

Конспект по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Путешествие в страну математики»

Всестороннее развитие дошкольника происходит на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется мышление, приобретается опыт общения со сверстниками.Логическое мышление...

НОД по области «Познавательное развитие» ФЭМП Тема: «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»

Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового, прямого и обратного счета в пределах 7. Умение называть соседей числа, соотносить ...

Конспект ООД по познавательному развитию ФЭМП "Математическое путешествие"

Закреплять умение находить один и много предметов, пользоваться словами один, много;продолжать учить различать и называть круг и квадрат....