развивающие игры по ФЭМП
картотека по математике

Лебедева Наталья  Витальевна

Эти несложные игры помогут закреплять знания чисел и цифр, упражнять в прямом и обратном счете, в сложении и вычитании, а также развивать моторные навыки.

Математика-это увлекательно

 

Цель математических игр: развитие слухового внимания, закрепление знаний последовательности чисел в числовом ряду, формирование произвольного поведения.

 

Игра  «Вот ты где!»

Дайте каждому ребенку карточку  с цифрой от 1 до 9 и  предложите им встать в круг. Спойте текст, воспользовавшись  знакомой детям мелодией, и проскандируйте его.

Где же два? Где же два? (четыре, шесть и т.д.)

(Ребенок  с карточкой, на которой написана эта цифра, поднимает её.)

Вот ты где, вот ты где!

Мы так рады тебя видеть,

Мы так  рады тебя видеть,

А теперь убегай.

(Ребенок выходит из круга.)

Продолжайте  игру, вызывая поочередно остальных детей. При работе  с группой детей младшего  дошкольного возраста начинайте с единицы и переходите  затем  к последующим цифрам строго в порядке возрастания.

При работе с группой  детей старшего  дошкольного возраста, пропевайте числа в произвольном порядке, чтобы участники игры  не знали, какое число будем следующим.

 

 

Игра «Каждый третий садится»

 

Предложите детям встать в круг, затем  рассчитаться на первый-третий.

Каждый ребенок, который  произносит цифру «три», выбывает из игры.

Детям, которые  остались в круге, снова предложите рассчитаться на первый-третий. И снова каждый третий выбывает из игры.

Вариант. Выбывает из игры тот, кто забудет на цифре «три» выполнить заранее обговоренное задание (присесть хлопнуть в ладоши и т. д.)

 

 

Игра «Допрыгни до цифры»

 

Возьмите клейкую ленту (1 метр) и наклейте на неё карточки с цифрами 1-9 на равном расстоянии одну от другой. Затем наклейте  ленту с карточками на пол. Поочередно давайте детям указания, например: «Скачи на одной ножке до цифры три», «Допрыгни до цифры 7» и т.д.

Когда дети поймут, каким образом следует играть  в эту игру, позвольте им самим  давать указания друг другу.

 

 

 

Игра «Математика в календаре»

 

Возьмите чистый кусочек бумаги и закройте им одну из дат в настенном календаре. Предложите детям угадать, какую цифру вы закрыли.

После того как они назовут число, поднимите бумагу, чтобы дети увидели, были ли они правы.

 

 

Игра «Падающие листья»

 

Предложите пятерым детям выйти вперед и представить, что они листья. Продекламируйте стихотворение.

Пять маленьких листочков,

Веселых и красивых,

Однажды танцевали

На тоненькой осине. (дети танцуют)

Вдруг ветер налетел,

По городу пронёсся.

Фью! (подуйте, как ветер на одного из детей).

И лист один упал, подумав:

«Уже осень» (Этот ребенок, кружась,  опускается на пол).

Спросите у детей, сколько листьев осталось на ветке. Повторите  игру с «четырьмя маленькими листочками» и т.д.

 

 

Игра  «Счет по кругу»

 

Разрежьте круг на сегменты и положите их на стол перед ребенком. Предложите ему разложить сегменты  жёлтой стороной  вверх. Дайте задание: «Выбери любой сегмент. Реши записанный  на нём пример. Найди другой сегмент, на котором написана цифра-решение этого примера. Затем реши пример, записанный на этом сегменте. И так далее. Если ты правильно решишь  все примеры, увидишь  в середине круга зверя, который предложил тебе это задание».  Так ребенок упражняется  в решении примеров на сложение. Если он перевернет сегменты зеленой стороной вверх, то будет решать примеры на вычитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры с цифрами и числами

 

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.  

 

В игре  «Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.

 

Игрой  «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру  и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

 

Игры « Что изменилось?», « Исправь ошибку» способствуют

закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске или коврографе, рядом ставят цифры . Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам  меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют  или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

 

           Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка , бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

     

Игра «Сколько» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов.   Ведущий     говорит: «Сейчас я  загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в  темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это?  Сосчитайте, сколько».

Игра «Считай - не ошибись!»  помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

 

Игра «Которой игрушки не стало?».  Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший ребенок  становится ведущим

 

 Игра «Кто первый назовет?». Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.   

 

Игры путешествие во времени

 

Игра «Живая неделя». Семь детей у доски построились и рассчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий? » Выходит второй ребенок и говорит:  «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я -  вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание  «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга,  перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

 

Игры  «Наш день», «Когда это бывает?». Детям раздаются карточки, На которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня.

 Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.

За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.

        

Игры на ориентировки в пространстве

 

Игра «Отгадай, кто, где стоит». Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д.

 

Игра «Что изменилось?». На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены  предметы по отношению друг к другу. Затем  закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

 

Игра « Найди похожую» Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним-мартышка, последним мишка» или «В середине-большой чайник, справа от него-голубая чашка, слева-розовая чашка.

 

Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором . Дети должны рассказывать как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу-квадрат , в левом нижнем углу- прямоугольник , в середине –треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу-цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева-по одной волнистой линии с листочками и т. д.

 

Игра « Художники» Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на  большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым), вверху, - на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д. В этой же игре развивается у детей умение изменять направление во время движения.  

 

 Игра «Найди игрушку».  «Ночью когда в группе никого не было, -говорит воспитатель, - к нам прилетал Карлсон и принес  в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их  можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево,  приседает и за шторой находит игрушку.

 

Игра «Путешествие по комнате».   Буратино с помощью ведущего дает детям  задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий  по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг». В развитии  пространственных ориентировок , кроме специальных игр и заданий по математике, особую роль играют подвижные игры , физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты, бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате, но и в помещении всего детского сада.

 

 

 

 

Игры с геометрическими фигурами

 

Игра «Чудесный мешочек»  хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

 

Игра «Найди такой же».  Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

 

Игра «Кто больше увидит?»  На коврографе  в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на коврографе. Чтобы дети не повторяли ответы  товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

 

Игра «Посмотри вокруг»  помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра проводится в виде соревнования  на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий  (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и. т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает  фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

 

Игра «Геометрическая мозаика»  предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

 

Игра «Найди свой домик ». Дети получают по одной геометрической фигуре  и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика  с  изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце-обруч-круг, крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок–квадрат; косынка-треугольник; стакан-цилиндр; яйцо, кабачок-овал.

 

Дидактические игры  «Величина»

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)

Цель. Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры.

Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово. Например:

Взрослый: Длинный

Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.

 

Игра с двумя наборами

Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине путём накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

 Материал.  Две одинаковые пирамидки.

Ход игры. «Давай вместе поиграем», - обращается взрослый к ребёнку и начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая ребёнку сделать то же.

«А теперь найди такое же кольцо», - говорит взрослый и показывает одно из колец. Когда ребёнок выполнит это задание, взрослый предлагает сравнить кольца путём накладывания, а затем продолжить игру  кем – либо из детей.

 

Дидактические игры по математике

«Кто работает рано утром?»

Это игра-путешествие. Она  начинается  чтением стихотворения Б. Яковлева из книги «Утро, вечер, день, ночь»

         Если звонко за окном

         Защебечут птицы,

         Если так светло кругом,

         Что тебе не спится,

         Если радио  у вас

         Вдруг заговорило,

         Это значит, что сейчас

         Утро наступило.

Взрослый: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать и смотреть, кто и как работает утром». Взрослый помогает ребёнку вспомнить, кто раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т.д.) Вспомните вместе с ребёнком, а что делают утром дети и взрослые. Закончит путешествие можно чтением стихотворения Б. Яковлева или обобщением того, что происходит рано утром.

«Вчера, сегодня, завтра»

Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т.д.

 

Дидактические игры на тему « Геометрические фигуры»

 

«Назови геометрическую фигуру»

Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры.

Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

 

«Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

«Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

 

 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  РАСКРАШИВАНИЕ

ЦЕЛЬ ИГРЫ: развивать умение решать простые примеры.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: предложенные картинки необходимо  отксерокопировать, чтобы каждому участнику игры можно  было раздать по одной. Затем дети по очереди  бросают кубик, ищут пример, подходящий к выпавшему числу, и  раскрашивают соответствующий  этому примеру участок картинкы. Если такой участок уже закрашен  и подходящих примеров уже нет, ребенок пропускает ход. выигрывает тот, кто быстрее раскрасит картинку.

 

НАЙДИ КЛАД ПО КАРТЕ

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать логику, пространственную ориентацию, умение действовать по определенной схеме.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Сначала нужно начертить  карту помещения  или игровой площадки. Затем следует спрятать игрушку или сладкий клад и крестиком отметить на карте соответствующее место. Теперь осталось  отдать карту ребятам и предложить найти спрятанную вещь, опираясь  на неё. Когда задание выполнено, можно разделиться на 2 команды. Каждая будет прятать свой клад, отмечать его на карте, затем искать клад соперников.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по ФЭМП.

Методические разработки по развивающим играм в подготовительной группе. Картотека игр....

Развивающие игры по ФЭМП в жизни дошкольника

Развивающие игры по математике в помощь воспитателю....

Памятка "Развивающие игры по ФЭМП"

Памятка "Развивающие игры по ФЭМП"...

Мастер - класс для воспитателей "Развиваем логику. Развивающие игры по ФЭМП" в рамках очередного методического семинара "Профессиональное развитие педагога дошкольного уровня образования"

Развивающие игры позволяют разнообразить дидактические средства работы с детьми по ФЭМПи развитию логического мышления. Они расширяют возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывают эффе...