Развивающие игры по ФЭМП.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

Положенцева Светлана Николаевна

Методические разработки по развивающим играм в подготовительной группе. Картотека игр.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

ПО РАЗВИВАЮЩИМ ИГРАМ

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Составитель:

 Положенцева С.Н.

Воспитатель ГДОУ №19

        Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

            Развивающая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, развивающая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой существует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

        Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Развивающая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального отношения к заданию.

         В интеллектуальных развивающих играх создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт, а радость от игровой деятельности постепенно переходит в радость учения. Учение становиться  радостным!

        Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для формирования творческих сторон личности, интеллекта, развивают память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки своей деятельности, пространственные представления и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД:

  1. Ребёнок с помощью взрослого находит дополнительные ресурсы, о которых никто не знает.
  2. Активность ребёнка, ребёнок – объект, а не субъект.
  3. Самостоятельность детей в выборе действий.
  4. Использование упражнений и заданий, в которых есть несколько ответов.
  5. Развиваются сильные стороны ребёнка, развивается интеллектуальная смелость, поисковая активность.

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ НА ГРУППОВОМ ЗАНЯТИИ:

  1. Оптимальное соотношение обучающего и развивающего компонентов на занятии.
  2. Отсутствие оценки в любом виде.
  3. Поддержка, похвала адекватная усилиям ребёнка.
  4. Постановка задачи без известного алгоритма решения.
  5. Достижение положительного результата (задание должно быть выполнено)
  6. Способность педагога держать паузу, стараюсь не спешить давать подсказку, давать право на ошибку.
  7. Взаимодействие взрослого и ребёнка на равных в интеллектуальной деятельности.
  8. Отсутствие грубой критики.
  9.  Совпадение группы по скорости интеллектуальной работы.

ЗАДАЧИ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР:

  1. Совершенствовать навыки счёта в пределах 20, учить называть числа в прямом и обратном порядке, считать наизусть, в разных направлениях, в любом расположении;
  2. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, пользоваться знаками сравнения;
  3. Закреплять представления о составе числа  из единиц и двух меньших чисел,
  4. Закреплять умения делить целое на части, умение измерять с помощью условной мерки;
  5. Уточнять представления о простейших геометрических фигурах и телах, их свойствах, учить анализировать форму предметов и давать  словесное описание;
  6. Учить составлять из имеющихся фигур новые фигуры, фигуру-силуэт по образцу и собственному замыслу;
  7. Развивать пространственные представления, учить ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
  8. Закреплять представления детей о последовательности дней недели, частей суток, развивать чувство времени;
  9. Развивать логическое мышление, внимание, память;
  10. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
  11. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
  12. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. 


МЕСЯЦ


1 НЕДЕЛЯ


2 НЕДЕЛЯ


3 НЕДЕЛЯ.


4 НЕДЕЛЯ


СЕНТЯБРЬ

Диагностика

«Увлекательная математика»

Город Цифр

и

Площадка геометрических фигур.

Диагностика

«Увлекательная математика»

Городок Величин.

Диагностика

«Увлекательная математика»

Дворец логики.

Диагностика

«Увлекательная математика»

Царство времени.


ОКТЯБРЬ


1. «Наоборот» (высокий – низкий), с мячом,

2. «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры и тела),

3.«Танграм» (знакомство, составление квадрата),

4.П/л №1 (ориентировка на плоскости, найди отличия, путаница),

5. Самоконтроль и самооценка


1. «Части суток»(утром я встаю,а вечером ложусь спать)

2. «Молчанка» (с геометрическими фигурами),

3. «Танграм»  (составление новых геометрических фигур),

4. П/л №2 (весёлые клеточки, продолжение ряда, нахождение геом. фигур и их количества в предмете, поиск недостающей фигуры),

5. Самоконтроль и самооценка.


1. «Наоборот» (высокий – низкий),

2 «Счет на слух» (показать цифру),

3. П/л № 3 (весёлые клеточки, путаница,. продолжение ряда, поиск недостающей фигуры),

4. «Танграм» (уменьшенное расчленённое изображение зайца),

5. Самоконтроль и самооценка


1.«Продолжи счет»,

2 «Счет на слух»,

3.П/л.№ 4 (поиск недостающей фигуры, ориентировка на листе),

4.«Танграм» (нерасчленённое изображение зайца),

5. Самоконтроль и самооценка.


НОЯБРЬ


1.Задача-шутка,

2 «Отгадай число» (играем с линейкой),

3. П/л.№ 4(найди по схеме),

4 «.Чудо-кубики» (собачка 7 - уменьшенное, с границами)

5. «Составь из счетных палочек» (построение треугольников из разного количества палочек),


1.Задача-шутка,

2. «Отгадай число» (играем с линейкой).

3. П/л № 5 (логическая цепочка, найди ошибку, найди по схеме),

4. «.Чудо-кубики» (коврик 20 - уменьшенное, с границами),

5. . «Составь из счетных палочек» (переложи 1 палочку – домик, ключ).


1.Задача-шутка,

2.Продолжи счет»,

3. П/л №6 (найди по схеме, ориентировка на листе),

4. «Чудо-кубики» (цветочек 9 - уменьшенное, с границами), 5.«Преобразование фигур из счетных палочек» (убери 2, 4 палочки).


1. Задача-шутка,

2. Продолжи счет»,

3. П/л 7 ( веселые клеточки, найди девятое, продолжи ряд),

4. «.Чудо-кубики» (коврик 22 - уменьшенное, с границами),

5. «Преобразование из счетных палочек» (переложи 2 палочки – корова),


ДЕКАБРЬ


1. «Дни недели»,

2. «Слонёнок», (палочки К, стр.

3. П/л № 8 (найди закономерность, умозаключения, продолжи ряд, ориентировка на плоскости),

4. «Вьетнамская игра» (знакомство, круг).


1. «Волшебная палочка»,

2. .« Дружок», (палочки К.),

3. П/л № 9 (умозаключения, продолжение ряда),

4. «Вьетнамская игра» (по образцу),

5. .Блоки Дьенеша (с двумя обручами).


1. «Волшебная палочка»,

2. «Чудо-кубики» (Ёлочка, без границ),

 3. П/л. №10 (веселые клеточки, найди недостающую, найди ошибку,сделайкопию),

4. Блоки Дьенеша (с тремя обручами).


1. «Что короче – что длиннее»,

2. «Логическая задача на нахождение признаков отличия»,

3. «Чудо-кубики» (.снежинка, уменьшенное изображение),

4.Блоки Дьенеша (подарок, карточки-символы).


ЯНВАРЬ


1. «Волшебная палочка»,

2. «Лесенка» (палочки К.),

3. П/л. №11 (веселые клеточки, найди девятое, найди ошибку, сделай копию),

4.  «Пифагор» (квадрат, лодочка),


1. «Бывает – не бывает»,

2. «Лесенка» (палочки К.),

 3. П/л. № 12 (найди цифры в рисунке, деление на части, найди лишнее),

4. « Дополни», «Цветные коврики» (палочки К.),

5. «Пифагор» (лодочка, нерасчленённое изображение),


1. «Назови последующее»,

2. «Весёлые числа»,

3. П/л. № 13 (найди цифры в рисунке, ориентировка в пространстве, на плоскости),

4. «Конструирование цифр» (палочки К.).


1. «Назови предыдущее»,

2. «Весёлые числа»,

3. П/л. № 14 (найди цифры в рисунке, больше на один, ориентировка на плоскости),

4. «Подбери цифру» (палочки К.),

5. «Конструирование цифр» (палочки К.)


ФЕВРАЛЬ


1. «Это правда или нет?»,

2.  «Чудо-кубики» (птичка, без границ),

3. П/л № 15 (найди два одинаковых, продолжи, чет-нечет),

4.  «Разноцветные квадраты».


1. «Концовка»,

2. «Угадай, какая палочка?» (палочки К.),

3. П/л № 16 (состав числа, логический квадрат, дорисуй 2 часть),

4. «Разноцветные квадраты».


1. «Концовка»,

2. «Найди домик» (палочки К.,стр.18),

3. П/л № 17 (состав числа, логический квадрат, поиск закономерностей),

4.«Цветное панно».


1.Задача-шутка,

2. «Город треугольников» (составление предметов из треугольников: дома, деревья и т.д.),

3. «Расколдуй сказку», (палочки стр.33, альбом),

4.«Цветное панно» (игра в парах).


МАРТ


1. «Расскажи»,

2 «Фигуры на ладошках»,.

3. П/л № 19 (собери букеты - комбинаторика),

4 «Чудо - кубики» (ВАЗА – сделай вторую часть),

5. «Расколдуй сказку» (палочки К.)


1.«Расскажи»,

2. «Волшебный Квадрат»,

3.П/л № 20 (продолжение ряда, умозаключения, ориентировка на листе),

4. «Чудо – кубики» (на выбор),

5. «Кростики» (зоопарк)


1. «Расскажи»,

2. «Волшебный Квадрат»,

3.»Полосатая салфетка» (палочки К., стр.42),

4. «Кростики» (транспорт).


1. «Расскажи»,

2. «Волшебный Квадрат»,

3 «Мосты через реку» (палочки К., стр.40),

4. «Спасатели - Транспорт готов!»(блоки Д.- стр.7).


АПРЕЛЬ


1. «Дни недели»,

2. «Сколько треугольников?»,

3.П/л № 21 (найди девятое, найди закономерность

4. «Спасатели – восстанавливаем разрушенный город» (Блоки Д – стр. 8).

.

1. «Времена года»,

2. «Кирпичная кладка» (палочки К.),

3.П/л № 22 (Укрепи стену, сосчитай и раскрась картинку),

4  «Спасатели – Доставка грузов» (блоки Д. –  стр. 9)


1. «Части суток»,

2. «Ракета» (нерасчленённое, палочки К. альбом, 36),

3. « Цифры» (палочки К.,)

4. «Спасатели – Лабиринт принц освобождает принцессу» (блоки Д. –  стр. 10)


1. «Наоборот»,

2. «Молчанка»,

3. «Поезда» (палочки  К. стр. 47), «Зоопарк» (палочки К. придумай сам),

4. «Спасатели – Лабиринт доставка чая» (блоки Д. –  стр. 12)


МАЙ


1. « Концовка»,

2. «Чудо – кубики»,

3. «Время» (палочки К., стр. 56),

4.. «Цветное панно».


1. Считай дальше»,

2. «Чудо – кубики»,

3. Игры с палочками К. по замыслу,

4. Спасатели – Лабиринт доставка продовольствия» (блоки Д. –  стр. 13)


1. «Расскажи»,

2. «Чудо – кубики»,

3. «Изготовление обложки,

4.  «Спасатели» – Лабиринт важные сообщения» (блоки Д. –  стр. 14)


«Веселая математика» ( Игра – диагностика).

                                                                                                               

КАРТОТЕКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ

РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

  1. МЫ УЧИМСЯ СЧИТАТЬ

Цель: научить соотносить цифру с количеством  предметов,  учить  решать  примеры   на сложение  и  вычитание, научить оперировать цифрами и знаками арифметических действий.

  1. ЦИФРЫ

                    Цель: познакомить  детей  с цифрами и  арифметическими знаками, научить определять количество предметов, находить соответствующие ему числа, складывать их и определять результат сложения, развивать ассоциативное мышление.

  1. ПОЛОВИНКА  К ПОЛОВИНКЕ

Цель: развитие навыков устного счёта,  научить узнавать цифры и правильно сопоставлять  их  с количеством  предметов.

  1. АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДОМИНО

                    Цель: учить решать примеры на сложение и вычитание, научить оперировать цифрами и знаками арифметических действий, учить сопоставлять  ответ примера с числом, учить играть по правилам.

  1. ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

                   Цель: развивать  у детей представление о числе                           на основе  счёта  и измерения,  осознание  отношений  больше - меньше  на…,  научить  делить  целое  на   части   и  измерять  объекты условными мерками, упражнять в запоминании  состава чисел из  единиц  и  меньших чисел, освоение пространственных представлений.

 

  1. ВЕСЁЛЫЕ ЦИФРЫ

Цель: познакомить детей с составом числа в пределах 10, сформировать навык сложения и вычитания в пределах 10.

                           

  1. ЧИСЛОВЫЕ ДОМИКИ

Цель: познакомить детей с цифрами, количественным и порядковым значением чисел, основными математическими знаками, научить составлять и решать простые примеры на сложение и вычитание, закреплять состав чисел до 10 из двух  меньших.

  1. ОДИН,  ДВА… СОСЧИТАЙ

          Цель: закрепление навыков счёта до 10, помочь детям  закрепить знание цифр в пределах десяти, развитие слухового внимания, закрепление умения соотносить цифру с количеством, учить находить цифру или количество предметов больше (меньше) на один.

  1. НАЙДИ СОСЕДА

Цель: учить называть последующее и предыдущее число обозначенного цифрой, определять пропущенное число, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

  1. МОИ ПЕРВЫЕ ЧАСЫ

Цель: учить узнавать время по цифровым часам и часам со стрелками, соотносить свой привычный распорядок дня с показаниями часов, определять время прошедшее или время, которое должно пройти до наступления ожидаемого события.

  1. ЧАСЫ

Цель: упражнять детей в порядковом, прямом и обратном счете, находить большее и меньшее число, учиться считать до 12, правильно определять время по часам, определять время суток.

  1. ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ

          Цель: освоение детьми цифр и умений применять их в игровой и результативной деятельности: при обозначении ими количества, сравнении множеств и чисел, выделении отношений чисел натурального ряда, последовательности  и зависимостей чисел, обозначения местонахождения предмета, шифровки и расшифровки информации, заданной в цифрах и буквах.

  1. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ

Цель: учить ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира и его абстрактным изображением, развивать логику, воображение, усидчивость, внимание.

  1. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Цель: научить решать логические задачи – умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам.

  1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МИР

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве,  правильно различать цвета, выделять в сложной фигуре простые геометрические фигуры.

 

  1. НАЙДИ ПАРУ

Цель: учить находить расположение фигур на рисунке, различать круг, квадрат, треугольник, последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре,  а затем слева и справа, закрепить определение: геометрических фигур, расположенных в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару.

  1. ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, цветов и оттенков; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и логического мышления; развивать умение находить в окружающей обстановке предметы разных геометрических форм.

 

  1. ЦВЕТНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление и связную речь, учить определять форму реальных предметов, сравнивать их с геометрическими фигурами.

  1. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД

Цель: развивать логическое мышление,  память, фантазию, учить договариваться с соперниками о правилах игры и соблюдать их, учить играть по правилам.

  1. ЦВЕТНОЕ ПАННО

Цель: развивать умение оценивать ситуацию, вести элементарный расчёт и принимать верное решение, умение думать за себя и за соперника, учить доводить начатую игру до конца.

  1. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КВАДРАТЫ

Цель: тренировка геометрического воображения, логического мышления, способствовать развитию сообразительности и терпения, а также творческого мышления ребёнка.

  1. СЛОЖИ КВАДРАТ

Цель: раскрытие, углубление и развитие конструктивных и математических способностей детей, формирование цветовосприятия и  таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

 

  1. КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ

Цель: развивать внимание, память (особенно зрительную), комбинаторные способности, пространственные представления и воображение, логическое мышление, смекалку и сообразительность.

  1. ТАНГРАММ, ПИФАГОР, КОЛУМБОВО ЯЙЦО,

     ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА, ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ,

               ПЕНТАМИМО

Цель: развивать пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, а также творческое воображение и сенсорные способности.

  1. ЦВЕТ, ФОРМА, И РАЗМЕР

Цель: развивать представления о простейших геометрических фигурах, учить анализировать форму предметов и давать её словесное описание, развивать логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.

  1. СОСТАВЬ  КВАДРАТ

Цель: развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности детей, формировать привычку к умственному труду.

 

  1. ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА

Цель: развивать воображение, внимание, творческое мышление, сообразительность, терпение, учить видеть и находить геометрические фигуры.

  1. ВОЛШЕБНЫЙ ПОЯСОК

Цель: научить детей задавать вопросы, систематизировать знания детей по темам, способствовать развитию умения обобщать, сравнивать, анализировать, учить слушать других, развивать память, внимание.

  1. РЕЧКА

Цель: учить сравнивать прямоугольники по ширине и длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивать их по признаку длины или ширины,  учить использовать в речи слова «шире», «уже», «длинный», «короткий», закреплять название цвета и формы.

       

  1. ВЕСЕЛЫЕ КЛЕТОЧКИ

Цель: учить ориентироваться на листе в клеточку, развивать зрительное внимание, восприятие, мелкую моторику рук, творческое мышление.

  1. ПЕРЕВЕРТЫШИ

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память логическое и пространственное мышление.

  1. ЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Цель: способствовать развитию воображения, мелкой моторики и координации движения рук, ориентировке на плоскости, уточнить представления о размере, цвете, количестве, познакомить с симметрией, развивать умение мыслить, освоить логические приемы: анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение.

  1. ЛАБИРИНТ

Цель: способствовать развитию наблюдательности, внимания, сосредоточенности, интересу к преодолению трудности пути и выполнению разных смысловых нагрузок.

  1. СЛОЖИ УЗОР (ЧУДО – КУБИКИ)

Цель: развивать пространственное воображение, сообразительность, логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение; развивать умение анализировать, систематизировать и комбинировать; воспитывать аккуратность, внимание, точность, усидчивость, и целеустремленность.

  1. ВСЁ О ВРЕМЕНИ

Цель: закреплять представления о временных понятиях: части суток,  дни недели, месяца, времена года; познакомить с циферблатом часов.

  1. ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Цель: развивать логическое мышление и связную речь, находить взаимосвязь между предметами и явлениями, учить ориентироваться в пространстве и во времени (что сначала, что потом).

КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ

  1. МЫ УЧИМСЯ СЧИТАТЬ
  2. ЦИФРЫ
  3. ПОЛОВИНКА  К ПОЛОВИНКЕ
  4. АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДОМИНО
  5. ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
  6. ВЕСЁЛЫЕ ЦИФРЫ
  7. ЧИСЛОВЫЕ ДОМИКИ
  8. ЦИФРОВАЯ  ЛИНЕЙКА
  9. ОДИН,  ДВА… СОСЧИТАЙ
  10. ИГРОТЕКА
  11. НАЙДИ СОСЕДА
  12. СОСТАВЬ УЗОР
  13. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
  14. ЧАСЫ
  15. МОИ ПЕРВЫЕ ЧАСЫ
  16. ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ
  17. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ
  18. ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ЦИФРА
  19. НА ЧТО ПОХОЖА ЦИФРА
  20. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

ВЕЛИЧИНА

  1. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
  2. РЕЧКА
  3. СТОЛБИКИ
  4. ВОЛШЕБНЫЙ ПОЯСОК
  5. ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

ЛОГИКА

  1. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
  2. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ
  3. ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
  4. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД
  5. ЦВЕТНОЕ ПАННО
  6. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КВАДРАТЫ
  7. СЛОЖИ КВАДРАТ
  8. КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ
  9. ТАНГРАММ,ПИФАГОР…
  10. ЦВЕТ, ФОРМА И РАЗМЕР
  11. ПЕРЕВЕРТЫШИ
  12. ЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
  13. ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

  1. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
  2. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МИР
  3. НАЙДИ ПАРУ
  4. ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
  5. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДОМИНО
  6. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА
  7. ЦВЕТНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
  8. СОСТАВЬ УЗОР
  9. МАЛЕНЬКИЙ ДИЗАЙНЕР
  10. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД
  11. ЦВЕТНОЕ ПАНО
  12. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КВАДРАТЫ
  13. СЛОЖИ КВАДРАТ
  14. КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ
  15. ТАНГРАММ
  16. ПИФАГОР
  17. КОЛУМБОВО ЯЙЦО
  18. ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА
  19. ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ
  20. ПЕНТАМИМО
  21. ЦВЕТ, ФОРМА, И РАЗМЕР
  22. СОСТАВЬ  КВАДРАТ
  23. ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА
  24. ПРОЗРАЧНЫЙ КВАДРАТ
  25. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ
  26. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
  27. ВОЛШЕБНЫЙ ПОЯСОК

ОРИЕНТИРОВКА  В  ПРОСТРАНСТВЕ

         

  1. ВЕСЕЛЫЕ КЛЕТОЧКИ
  2. ПЕРЕВЕРТЫШИ
  3. СХЕМЫ, ПЛАНЫ, КАРТЫ
  4. ЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
  5. ЛАБИРИНТЫ

ОРИЕНТИРОВКА   ВО  ВРЕМЕНИ

  1. ВСЁ О ВРЕМЕНИ
  1. ЧАСЫ
  2. МОИ ПЕРВЫЕ ЧАСЫ
  3. ВОЛШЕБНЫЙ ПОЯСОК
  4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Игры с мячом:

«Части суток»

Предложить детям закончить предложения: 

Спим мы ночью, а делаем зарядку …

Делаем зарядку утром, а ужинаем …

Ужинаем вечером, а обедаем …

Воспитатель показывает картинки «Части Суток», просит обозначить цифрами.

 

«Дни недели»

«Короче – длиннее»

«Бывает – не бывает»

«Это правда или нет?»

ОКТЯБРЬ

Занятие 1.

ЦЕЛЬ:

- учить называть слова противоположные по смыслу,

- формировать представления о простейших  геом. фигурах и телах, учить анализировать форму предметов и определять их на ощупь;

- развивать конструктивные способности, логическое мышление, умение сравнивать,

- упражнять в сравнении фигур по размеру, составление из них новых геом. фигур,

- упражнять в ориентировки на плоскости, развивать произвольное внимание, концентрацию внимания.

- развивать навык самоконтроля и самооценки, познавательные интересы в процессе игровой деятельности.

Занятие 2.

ЦЕЛЬ:

- закреплять знания о последовательности частей суток;

-  развивать умение различать геом. фигуры, упражнять в умении составлять новые геом. фигуры из имеющихся по образцу и замыслу,

- развивать навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию «ухо-рука», учить ориентироваться на листе в клетку;

- развивать логическое мышление: учить продолжать  ряд, делать анализ и синтез предметов сложной формы, вести  поиск недостающего предмета;

- развивать навык самоконтроля и самооценки, развивать любознательность, находчивость.

Занятие 3.

ЦЕЛЬ:

- учить называть слова противоположные по смыслу, развивать умение пользоваться словами: толстый -  тонкий, высокий - низкий, широкий - узкий и т. д.;

- упражнять в счёте на слух, в соотнесении цифры с количеством звуков,

-формирование зрительного сосредоточения и координации «глаз – рука»: прямое копирование с образца с опорой на клетки,

- развитие логического мышления: развитие концентрации внимания ,учить продолжать  ряд, вести поиск недостающей фигуры,

- развивать навык самоконтроля и самооценки,

- учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Занятие 4.

ЦЕЛЬ:

- закреплять знания количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать быстроту мышления, слухового внимания,

- продолжать учить считать на слух, соотносить количеством звуков с цифрой,

- упражнять в решении логических задач на поиск недостающей фигуры,

- развивать пространственное мышление, учить ориентироваться в пространстве и на листе,

- упражнять в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.

НОЯБРЬ 

Занятие 5.

ЦЕЛЬ:

- учить решать задачи на сообразительность, развивать смекалку,

- учить называть последующее и предыдущее число, определять пропущенное,

- учить ориентироваться на листе, пользоваться схемой,

- развивать логическое мышление, внимание и навыки самоконтроля,

- упражнять в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи.

Занятие 6.

ЦЕЛЬ:

- развивать смекалку, учить решать задачу на сообразительность,

- закреплять понимание отношений между числами натурального ряда,

- развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении, пользоваться планом-картой,

- развивать логическое мышление, внимание  и навыки самоконтроля,

- продолжать учить ориентироваться на плоскости,

- учить планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования, высказывать предположения.

Занятие 7.

ЦЕЛЬ:

- приобщать детей к активной умственной деятельности, вырабатывать умения выделять главные свойства, математические отношения,

- закреплять знания количественного счета в пределах 10 (20) в прямом и обратном порядке,

- развивать умение пользоваться схемой,

- развивать способности выделять фигуру из фона,

- развивать внимание, способность к анализу и синтезу,

- развивать сообразительность и смекалку при решении задач на преобразование фигур из счетных палочек.

Занятие 8.

ЦЕЛЬ:

- создание положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности, активности,

- совершенствовать навыки счета в пределах 20, навыки счета наизусть в прямом и обратном порядке,

-усовершенствовать навыки решения логических задач на продолжение ряда, поиск недостающей фигуры,

- развивать навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию «ухо – рука»,

- закреплять умение создавать рисунок по уменьшенному образцу,

- развивать творческое воображение, комбинаторные способности,

- развивать умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца.  

ДЕКАБРЬ

Занятие 9.

ЦЕЛЬ:

- закреплять представления детей о последовательности и численности дней недели, частей суток, времён года,

- развивать умение детей создавать образ животного (слоненка), конструируя его из заданных палочек, сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее - короче, равные по длине),

- развивать логическое мышлении при  нахождении закономерности, делать умозаключения,

- развивать умение ориентироваться в пространстве, тренировка  способности к выделению фигуры (петуха) из фона,

-развивать конструктивное мышление, комбинаторные способности, воображение.

Занятие 10.

ЦЕЛЬ:

- продолжать закреплять и расширять знания о днях недели, времени года, частях суток,

-  развивать умение детей создавать образ животного (щенка), конструируя его из заданных палочек, сравнивать предметы по длине,

- учить находить, понимать и выполнять учебную задачу,

- развивать логическое мышление, воспитывать самоконтроль и самооценку,

- развивать сенсорные способности у детей, пространственных представлений, смекалки,

- формирование операции классификации блоков по двум, признакам, учить определять область пересечения двух множеств.

Занятие 11.

ЦЕЛЬ:

- Угощение для медвежат.

Материал: 9 изображений медвежат , карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

  1. развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
  2. понимание слов: «разные», «одинаковые»
  3. подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата -сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал намудобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры.Давайте угостим медвежат.Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой.Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, илипрямоугольное, или треугольное (не круглое).А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. Вдальнейшем условие игры : отличие печенья по двум признакам: цвету и форме,цвету и размеру,форме и размеру и т. д.В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случаеиспользуются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в однулапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.2I вариант с использованием карточек с символами свойств.Последовательность действий (алгоритм) игры.• Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх• Ребенок вынимает из стопки любую карточку• Находит «печенье» с таким же свойством• Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством• Угощает мишку • «Записывает», как угощал мишку Ребенок выбрал Например: выбрана карточка «большой»ребёнок выбрал логическую фигуру : большой, красный треугольниквторое печенье: маленький красный треугольник.Печенье отличается по размеру.Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.•В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша•В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых•В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Описание: Кубики Никитина "Сложи узор". Игра состоит из 16 кубиков, каждая из шести граней которых окрашена в один из 4 цветов, есть и двуцветные грани, раскрашенные по диагонали. Это позволяет составить множество разнообразных узоров: и одноцветных, и двуцветных, и трехцветных, и даже четырехцветных. Эти узоры могут напоминать контуры различных предметов или воспроизводить геометрические орнаменты. Поначалу можно складывать узоры по готовым схемам, которые прилагаются к игре "Сложи узор", а когда малыш освоится, предложите ему придумать узоры для складывания самостоятельно. картины и орнаменты. Схемы также можно найти (и распечатать) на этой странице: http://www.rebenok.com/info/childrenbooks/uzor/

Способствует развитию: произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, воображения, творческих способностей, художественных способностей, наглядно-действенного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

«Сложи узор»

Набор состоит из 16 пластмассовых кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета - красный, желтый, белый и синий, а так же их сочетания: красно-белый, желто-синий.
Ребенку предлагается выполнить задания, выкладывая узоры в соответствии с методическим пособием. Узоры напоминают контуры предметов, букв, цифр.
Задания разработаны так, что если с первыми ступенями справятся даже малыши, то самые сложные требуют смекалки и интеллектуального напряжения даже от взрослого.

С помощью кубиков «Сложи узор» ребенок любого возраста может самостоятельно обучаться, идя от простого к сложному и выбирая уровень сложности по своим способностям, ибо лишь поднимаясь самостоятельно по лестнице знаний - от первой ступеньки до самого потолка - он может полностью раскрыть свой творческий потенциал. Развитие идет постепенно, на каждом этапе ребенок максимально использует свои интеллектуальные силы.

Первые задания (собрать плоскость заданного цвета) постепенно сменяются более сложными, где используются уже все цвета, причем не только однотонные, но и двухцветные грани, что позволяет собрать четырехцветные узоры в громадном количестве вариантов. Изменяя количество кубиков (9 или 16) сложность игры варьируется в невероятно широком диапазоне.

Выстраивайте игру исходя из возраста вашего ребенка:
- играйте сами, подробно рассказывая, что и как выделаете. Называйте цвета, придумывайте истории, считайте вслух - "Я возьму четыре белых кубика и построю стол. А эти два синих кубика будут лавочкой" и т.д.. Этот вариант рекомендуется в 1-3 года, когда ребенок просто учится игре, наблюдая за взрослым.
- совместная игра. "Половину кубиков тебе, половину - мне. Я построю полосатую дорогу, а ты ее продолжишь".
- когда ребенок в состоянии повторить ваши постройки (приблизительно 3-4 года), наступает черед устных или рисованных заданий. Кстати, если вашему ребенку игра попала в руки именно в этом возрасте, сразу же привлекайте его к активной самостоятельной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по ФЭМП в жизни дошкольника

Развивающие игры по математике в помощь воспитателю....

Памятка "Развивающие игры по ФЭМП"

Памятка "Развивающие игры по ФЭМП"...

развивающие игры по ФЭМП

Эти несложные игры помогут закреплять знания чисел и цифр, упражнять в прямом и обратном счете, в сложении и вычитании, а также развивать моторные навыки.Математика-это увлекательно Цель математи...

Мастер - класс для воспитателей "Развиваем логику. Развивающие игры по ФЭМП" в рамках очередного методического семинара "Профессиональное развитие педагога дошкольного уровня образования"

Развивающие игры позволяют разнообразить дидактические средства работы с детьми по ФЭМПи развитию логического мышления. Они расширяют возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывают эффе...