Проект "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста
проект по математике (старшая группа) на тему
Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.
Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Центр математики оснащен новыми современными математическими играми на развитие логики, мышления, счета, ориентировки в пространстве и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 232 ОАО «РЖД»»
Проект
"ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель:
Воспитатель высшей кв. категории Шатрова Г.В.
Проект
"ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель: воспитатель Шатрова Г.В.
Тип проекта: обучающий, практический
Продолжительность: долгосрочный – один год
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Актуальность темы
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич)
На современном этапе обучения элементарным математическим представлениям старших дошкольников важным и необходимым является формирование у ребенка базы знаний, умений и навыков для приобщения к социокультурным нормам общества, для дальнейшего использования накопленного опыта при обучении в школе.
Исходя из требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.
Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Центр математики оснащен новыми современными математическими играми на развитие логики, мышления, счета, ориентировки в пространстве и др. Разработана и создана картотека «Веселые задачки». В наличии также игры, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми («Колумбово яйцо», клавиатура для закрепления геометрических фигур, чисел, карточки для закрепления счета, игры «Поле чудес», «Числовой диск», «Собери по цвету». Также был сделан математический кейс, в котором собраны разнообразные игры для решения арифметических задач, закрепления понятий «больше», «меньше», «равно», закрепления счета в пределах десяти, состава числа, моделирования геометрических фигур, ориентировки на плоскости.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность посредством создания данного.
Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Поэтому они с энтузиазмом приняли участие в создании семейных математических газет, изготовлении и выставке настольных игр.
Данный проект разработан и реализован для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.
Постановка проблемы
В процессе формирования элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.
В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта
Образовательные
развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.
Развивающие
Формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;
способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.
Воспитательные
Формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;
• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Предполагаемый результат
• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале
План реализации проекта
Этапы | Содержание | сроки |
I этап Подготовительный | -поиск, изучение и обработка информации; - создание проблемы, постановка цели и задач; -работа над методической литературой по данной проблеме; -предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы; - подбор методической литературы; - подбор развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр; - работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. | Сентябрь |
II этап. Основной | - работа над проектом (см. «Модель реализации проекта») - работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности; - работа с родителями;
| Октябрь - апрель |
III этап. Заключительный | - проведение математического развлечения «В стране математики»
| май |
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Работа с детьми
1.Беседы
2. Дидактические, настольные, подвижные игры
3. Чтение познавательной, художественной литературы
4.Целевые прогулки, наблюдения
5. Продуктивная деятельность детей
6.Итоговое мероприятие
2. Сотрудничество с родителями
1. Оформление консультаций для родителей
2. Помощь в изготовлении настольно печатных игр
3. Выставка математических игр
4. Родительское собрание
3. Методическое сопровождение
1. Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений
2. Разработка цикла дидактических и подвижных игр
3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед
4. Подборка художественной литературы
5. Консультационный материал для родителей
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Игровая деятельность:
Развивающие дидактические игры:
- «Сложи узор»;
- «Веселый счет»;
-«Математические задачи»;
- «Составь число»;
- «Собери фигуры»;
- «Фигуры из цветной мозаики»;
-«Разложи карточки по цвету»;
«Составь узор»;
- игры с планшетами «Математический счет»;
-игры с блоками Дьенеша;
-решение веселых математических задач.
2. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие:
-Развлечение «Путешествие в страну геометрических фигур и чисел»;
-Заучивание стихотворений С. Маршак «Веселый счет»;
-заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;
-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;
-Составление описательных рассказов по картинкам;
-Упражнение «Дополни предложение»;
-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»
3. Художественно - эстетическое развитие:
-Продуктивная деятельность
-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;
-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»
4. Физическое развитие:
-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»; «Встань в обруч по двое, трое…»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Информационно - аналитические мероприятия
Выявить интересы, потребности, запросы родителей
-Индивидуальные беседы;
-Анкетирование
2. Познавательные мероприятия
Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей
Родительское собрание:
«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
3. Наглядно – информационные мероприятия
Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей
Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
4. Досуговые мероприятия
Выставка - «Математические игры для дошкольников» и семейные математические газеты.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТА
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/11/picture-814312-1473576477.jpg)
Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."
Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1264001-1615788672.jpg)
Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215676-1580923872.jpg)
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-1430883-1670098378.jpg)
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/28/picture-911604-1677583476.png)
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/11/picture-1500516-1702283248.jpg)
Список литературы «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...