Пояснительная записка и план работы по ФЭМП для детей 4-5 лет в общеобразовательной группе по программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой "От рождения до школы"
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) на тему

Шкиль Вера Дмитриевна

Помещаю разработку по познавательному развитию по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет в общеразвивающей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_8_gruppa.docx28.62 КБ
Файл femp_poyasnitelnaya_zapiska.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.

Месяц

неделя

Число

Тема образовательной деятельности

Целевые ориентиры

Оборудование

Методическое обеспечение

Сентябрь

1.

Ознакомительное занятие

2.

Занятие №1

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов (поровну, столько-сколько). Уметь сравнивать два предмета (большой, маленький, больше, меньше). Упражнять в определении пространственных направлений (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны. Грибы, бумажные осенние листья, шишки.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.12-13

3.

Занятие №2

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство, учить обозначать  результаты словами: больше,меньше,поровну,столько-сколько. Умение различать и называть части суток (утро,день,вечер,ночь)

Игрушки,коробки, красные и синие кубы,сюжетные картинки с изображением частей суток, треугольные призмы.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.13-14

4.

Занятие №3

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Игрушки, воздушные шары,ленты,дощечки, карточки,звездочки.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.14-15

        

Октябрь

1.

Занятие №1

Учить сравнивать две группы предметов, разных по форме. Закреплять умение различать и называть плоские геом. фигуры. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий, низкий, выше, ниже.

Игрушки, платочки разной формы, круги, квадраты, карточки.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.15-17

2.

Занятие №2

Учить понимать значение итогового числа в результате счета предметов в пределах 3. Упражнять в умение определять геом. фигуры осязательно - двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки и обозначать словами: налево, направо, слева, справа.

Игрушки,шары,кубы,квадраты,круги,треугольники.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.17-18

3.

Занятие №3.

Учить считать в пределах 3, используя приемы: при счете слева на право правой рукой, согласовывать их в роде, числе, падеже. Упражнять в сравнении предметов по величине (длинный-короткий,широкий-узкий,высокий-низкий). Расширять представление о частях суток.

Картинки с изображениями.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.18-19

4.

Занятие №4

Продолжать учить считать в пределах 3, правильно отвечать на вопрос:"Сколько?".Различать и называть геом. фигуры независимо от их размера. Уметь определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади,слева,справа.

Игрушки,поднос, колокольчик,карточки,круг,квадрат, треугольник.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.19-21

Ноябрь

1.

Занятие № 1

Закреплять умение считать в пределах 3, познакомиться с порядковым значением числа. Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения с квадратом.

Игрушки, магнитная доска,конверт,квадрат, прямоугольник, мешочек с предметами,мяч.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.21-23

2.

Занятие № 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения, учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения с квадратом. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Игрушки, квадрат, прямоугольник, карточки, конверты, предметы посуды.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.23-24

3.

Занятие № 3

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомиться с порядковым значением числа. Упражнять в умении различать геометрические фигуры. Раскрыть значение понятий быстро, медленно.

Пирамидка с колечками разного цвета, веревки, физкультурные палки, коробки, цветные карандаши, цветные ленты.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.24-25

4.

Занятие № 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5. Закреплять представления о последовательности частей суток:утро, день,вечер,ночь. Упражнять в различении геометрических фигур.

Игрушечный петушок (иллюстрация), картинки,карточки.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.25-28

5.

Занятие № 1

Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине). Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя.

Куклы,лента,игрушки.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.28-29

Декабрь

1.

Занятие № 2

Закреплять умение считать в пределах 5. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине). Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.

Машины, куклы, корзины,круги, квадраты,картон.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.29-30

2.

Занятие № 3.

Продолжать формировать представление о порядковом значении числа 5. Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Мешочек, шар,цилиндр,мяч.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.31-32

3.

Занятие № 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5. Продолжать уточнять представление о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Закреплять представления о последовательности частей суток.

Мишка,картинки,коробки, игрушки,фигуры.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.32-33

4.

Занятие № 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5. Познакомить со значением слов далеко - близко. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Корзины, карандаши.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.33-34

Январь

3.

Занятие №  2

Упражнять в счете звуков в пределах 5. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий,длиннее, самый длинный.

Игрушки, музыкальные инструменты.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.34-35

4.

Занятие № 3

Упражнять в счёте звуков в пределах 5. продолжать сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, длиннее, самый длинный. Упражнять различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Игрушки, музыкальные инструменты.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.35-36        И.А Помораева, В.А.Позина  "ФЭМП в детском саду" (младшая груп

5.

Занятие № 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Салфетка, кубики.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.36-37

Февраль

1.

Занятие № 1

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.

Шарфы, прямоугольники, карточки.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.37-39

2.

 Занятие № 2

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления словами: вверху,внизу,слева,справа,впереди,сзади. Учить считать движения в пределах 5.

Карточки, мячи, ленты, игрушки.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.39-40

3.

Занятие № 3

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательность.

Карточки, картинки, геометрические фигуры.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.40-41

4.

Занятие № 4

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. Учить двигаться в заданном направлении (вперед,назад,налево,направо).

Игрушки, числовые карточки.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.42

Март

1.

Занятие № 1

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5),раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Конверт, игрушки, корзина,коробка.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.43-44

2.

Занятие № 2

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Стол, куклы, посуда.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.44-45

2.

Занятие № 3

Учить сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами.

Ёлочки, домики, шары,кубы.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.45-46

4.

Занятие № 4

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Игрушки, цилиндр, шар,карточки.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.46-47

Апрель

1.

Занятие № 1.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о значении слов далеко - близко.

Шары, цилиндры, кубы.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.48-49

2.

Занятие № 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.

Карточки,круги.

И.А.Помораева,В.А. Позина               Формирование Элементарных Математических представлений стр.49-50

3.

Занятие № 3

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Игрушки, карточки.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.50-51

4.

Занятие № 4

Закреплять представления детей о том, что результат счёта не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Панно «Весна».

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.51-53

Май

1.

Повторение. Количество и счёт.

Совершенствовать умение считать в пределах 5, закреплять навыки порядкового счёта в пределах 5 с использованием дидактических игр и игровых упражнений.

Карточки с цифрами 1 - 5. Счётные палочки, плоские геом. фигуры, «чудесный мешочек» с предметами разной формы.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений стр.54

2.

Повторение. Величина и форма.

Закреплять умение сравнивать предметы по 2 признакам (величина, форма) с использованием дидактических игр и игровых упражнений.

Предметные картинки. Круг, квадрат, треугольник разных цветов и размеров.

И.А.Помораева,В.А. Позина Формирование Элементарных Математических представлений стр.54

3.

Повторение. Ориентировка в пространстве.

Закреплять умение определять местоположения предметов относительно себя, упражнять в умении двигаться в заданном направлении с использованием дидактических игр и игровых упражнений.

Игрушки, картинки, коробки.

И.А.Помораева,В.А. Позина              Формирование Элементарных Математических представлений  стр.55

4.

Повторение. Ориентировка во времени.

Закреплять представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», о частях суток и их последовательности с использованием дидактических игр и игровых упражнений.

Картинки с обозначением частей суток.

И.А.Помораева,В.А. Позина Формирование Элементарных Математических представлений стр.55



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

             Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

*создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

*максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

* творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

* вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

* уважительное отношение к результатам детского творчества;

* единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной         мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

        Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательном Стандартом и образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.

      Организованная образовательная деятельность осуществляется по учебно - методическому пособию   Помораева И.А.,  Позина В.А.  "Формирование  элементарных математических представлений. Средняя  группа (4-5 лет)"  1 раза в неделю длительностью 20 минут.

Целевые ориентиры:

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).

   Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

   Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка».

    Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.

    Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

    Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, ста- 67 ло 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).

      Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

     На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

      Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).      

      Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.      

      Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

     Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

      Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

      Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

    Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

    Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

     Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).

      Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

                                                                                                           Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организация образовательного процесса

34

1

15-20 мин

Групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план на 1 младшую группу по программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой."От рождения до школы" на март

план работы на одну неделю составленный  по  новым требованиям ФГТ(Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой."От рождения до школы"...

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в средней группе по программе Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Планирование составлено согласно программе "От рождения до школы" Вераксы,Комаровой,Васильевой...

Календарный план работы по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста

План составлен с учетом программы воспитания и обучени "От рождения до школы", под ред. Н.Е.Вераксы. Может быть использован для проведения НОД по ФЭМП удетей 5-6 лет....

Перспективный план работы по ФЭМП у детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

План составлен к программе воспитания и обучения "От рождения до шолы" под ред. Н.Е.Вераксы. В материале дано распределение программных задач на учебный год. Может быть использован для подго...

План работы с родителями в 2017-2018 гг. в подготовительной общеобразовательной группе

Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим. Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости. Пополнить знания родителей ...

Пояснительная записка и план работы по развитию речи для детей 4-5 лет в общеобразовательной группе по программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой "От рождения до школы"

Представленный материал разработан на основе программы Н.Е. Веракса "От рождения до школы". План расчитан на каждую неделю, с целевыми ориентирами и необходимым материалом к каждому занятию....

Рабочая программа средней группы по программе Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой

Программа разарбаотана, в качестве рабочего документа, с календарно-тематическим планированием...