«Путешествие в математическую страну».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
В увлекательной форме с использованием ТРИЗ – технологий можно отправиться в путешествие в математическую страну и помочь её жителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_puteshestvie_v_matematicheskuyu_stranu.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в математическую страну».
Конспект НОД по ФЭМП
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Создание условий для накопления, обогащения и упорядочивания математических представлений.
Образовательные:
Закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда.
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Закрепить умение сравнивать 2 числа, стоящие рядом, используя знаки больше, меньше, равно.
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция).
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
Упражнять в ориентировке в пространстве, уметь пользоваться картой группы.
Научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Учить подбирать слова-антонимы.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методы, приёмы, технологии:
Практические, наглядные, словесные: сюрпризный момент, игры по ТРИЗ - технологии, фантазирование детьми, этюд, дидактические игры. Вопросы к детям. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Пояснения, разъяснения, указания. Моделирование. Контроль и оценка.
Демонстрационный материал:
Письмо от жителей страны Математики, замок с геометрическими фигурами, план группы, звёзды.
Раздаточный материал:
Конверты с цифрами и геометрическими фигурами на каждого ребёнка, карточки с заданиями для сравнения чисел, простые карандаши, ножницы и алгоритм задания
Ход НОД:
Вос-ль:
(Дети встают в круг)
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы!
Пока говорят, кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз:
«Один за всех и все за одного!»
С такими друзьями и в путешествие можно смело отправляться.
Вос-ль:
- Ребята, сегодня утром на крыльце я нашла очень странное письмо (письмо свёрнуто трубочкой, перевязано бечёвкой, в письме – карта группы). Давайте прочитаем его, и нам всё станет ясно.
«Мы, жители страны Математика, просим помощи! У нас случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Если вы правильно выполните все задания и соберёте 6 звёзд, то колдовство исчезнет. Мы очень надеемся на вашу помощь».
Ребята, мы поможем жителям математической страны?
Тогда отправляемся в трудное, но интересное путешествие.
Задание №1.
- Если это волшебная страна, то и транспорт должен быть волшебным. На чём можно добраться до этой страны?
(Ответы детей)
- Хорошо, отправимся на крылатой суперлодке. Закрываем глаза, начинаем обратный отсчёт.
(Дети считают в обратном порядке).
- А мы так торопились, что даже в дорогу с собой рюкзак не взяли с нужными вещами, которые нам бы очень пригодились.
Дидактическая игра ТРИЗ – технологии «Фантазии» (по типу «Рассеянность»).
- Если пойдёт дождь, чем мы можем укрыться от дождя?
- Удочку не взяли, чем можно ловить рыбу?
- Забыли взять бинокль, что его может заменить?
- Не взяли кастрюлю, как нам приготовить еду?
- Мы не знаем дорогу, как быть? Что для этого надо?
- Конечно, нам надо компас, или по звёздам ориентироваться, или нужна карта.
- В письмо есть ещё и карта. На карте группы отмечен вход в страну Математики.
(Воспитатель достаёт карту группы, на ней отмечено красным флажком место поиска).
- Если найдём, где это находится – это вход в страну Математики.
(Ориентировка в пространстве, работа с планом группы).
После выполнения задания дети получают первую звезду.
Задание № .2.
- Ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.
- У нас нет ключ от замка. Что же нам делать? Давайте пофантазируем.
ТРИЗ - приёмы - РТВ (увеличение, уменьшение, ускорение, оживление, замедление).
Фантазирование детей – Можно стать великаном и сломать замок, можно стать очень маленьким, как мальчик с пальчик и открыть замок…
- Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?
(Квадрат, трапеция, ромб, прямоугольник).
- Есть ли здесь одинаковые фигуры?
- Они все четырёхугольники.
- Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
- Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?
Игра «Четвертый лишний»
(видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение).
- Молодцы, замок открыт, вы получаете вторую звезду. Теперь мы можем войти в математическую страну.
Задание № 3.
(Задание за столами).
- Чтобы двигаться дальше, нужно разложить геометрические фигуры так, как задумал злой волшебник.
- Давайте рассмотрим, где находятся геометрические фигуры.
(Дети называют – в левом верхнем углу находится треугольник…).
- Посмотрите внимательно на карточку, запомните. А теперь принимайтесь за задание.
(Карточка убирается, дети выполняют по памяти).
(Ориентировка на листе бумаги).
- Вы, ребята, правильно выполнили задание и получаете 3 звезду.
Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки.
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5…
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять
Задание № 4.
- Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему.
(Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи набора цифр от 1 до 10).
- посчитать числа по порядку, как их расставили.
- какое число вы поставили между числами 3 и 5.
- назовите соседей числа 6, 2.
- назовите число, которое больше числа 3 на 1.
- назови число, которое меньше числа 5 на 1.
Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
- За выполненное задание вам 4 звезда.
- А теперь немного отдохнём. Становитесь на коврик. Посмотрите вокруг, ведь мы в волшебной стране, и вокруг нас всё волшебное.
Этюд «Покажите грустные деревья, испуганные деревья, весёлые деревья».
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
( подбираем слова-антонимы)
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий; большой – маленький; высокий – низкий.
Широкий – узкий; далеко – близко; вверху – внизу.
Слева – справа; вперед – назад; один – много; легкий – тяжелый.
- Получаете ещё одну звезду.
Задание № 5.
- Новое задание:
- Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны?
Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно).
- У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
- Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве.
Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
- за правильное задание 5 звезда.
Задание № 6.
- Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магических фигур.
У вас на столах лежат карточки, на них - задание. Если мы правильно выполним его, то колдовство исчезнет.
Игра «На что похоже?»
(учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление).
(На карточках геометрические фигуры: круг похож на торт, квадрат - стол, прямоугольник – это окно…).
Ответы детей.
Задание «Измени геометрическую фигуру по схеме».
- С помощью ножниц по алгоритму нужно разрезать геометрические фигуры.
Квадрат – 2 треугольника, прямоугольник – 2 квадрата, круг – 2 полукруга.
- Молодцы, 6 звезда ваша.
- Ребята, вы выполнили все задания, собрали все 6 звёзд. Колдовство исчезло. Жители математической страны вам очень благодарны за помощь.
- Ребята, давайте представим себе, что мы волшебники, что мы чувствуем, и какие дела делаем.
Игра ТРИЗ «Эмпатия» -
Дети берут на себя функцию волшебника сначала злого, затем доброго и рассказывают, что они чувствовали, и что делали.
«Я – злой волшебник, я сердитый, злюсь на всех, делаю зло»…
«Я – добрый волшебник, я всем улыбаюсь, делаю добрые дела»…
- Пусть добрый волшебник вернёт нас в детский сад. Закрываем глаза, произносим волшебные слова.
- Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
- Сегодня все дети работали хорошо.
- В благодарность за помощь жители математической страны оставили вам вот этот сундучок. Заглянем в него?
(Задания с раскрасками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое развлечение (план-конспект). «Путешествие в математическую страну»
Цель: закрепить уже имеющиеся знания детей в области математики; воспитывать любовь к математике в занимательных играх и задачах; воспитывать коллективизм....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)
Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в математическую страну»
Увлекательная образовательная деятельность в нетрадиционной форме проведения, а в стиле путешествия в данном случае в «Математическую страну». Детям приходиться преодолевать различные препятствия мате...
Математическое развлечение "Путешествие в математическую страну"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Познавательное развитие. ФЭМП"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» (развитие математических представлений) в подготовительной группе. Путешествие в Математическую Страну
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» / Формирование элементарных математических представлений / на тему «Путешествие в математическую страну» Подготовительная группа № 8
Открытое занятие по математике на тему "Путешествие в математическую страну"...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представленийв разновозрастной группе «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»...