«Путешествие в математическую страну».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Максименко Тамара Михайловна

В увлекательной форме с использованием ТРИЗ – технологий можно отправиться в путешествие в математическую страну и помочь её жителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_puteshestvie_v_matematicheskuyu_stranu.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в математическую страну».

Конспект НОД по ФЭМП

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: 

Создание условий для накопления, обогащения и упорядочивания математических представлений

Образовательные:

Закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда.

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Закрепить умение сравнивать 2 числа, стоящие рядом, используя знаки больше, меньше, равно.

Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция).

Продолжать учить ориентироваться  на листе бумаги.

Упражнять в ориентировке  в пространстве, уметь пользоваться картой группы.

Научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Учить подбирать слова-антонимы.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы, приёмы, технологии:

Практические, наглядные, словесные: сюрпризный момент,  игры по ТРИЗ - технологии, фантазирование детьми, этюд, дидактические игры. Вопросы к детям. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Пояснения, разъяснения, указания. Моделирование. Контроль и оценка.

Демонстрационный материал:

Письмо от жителей страны Математики, замок с геометрическими фигурами, план группы, звёзды.

Раздаточный материал:

Конверты с цифрами и геометрическими фигурами на каждого ребёнка, карточки с заданиями для сравнения чисел, простые карандаши, ножницы и алгоритм задания

Ход НОД:

Вос-ль:

(Дети встают в круг)

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро,

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Пока говорят, кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз:

«Один за всех и все за одного!»

С такими друзьями и в путешествие можно смело отправляться.

Вос-ль:

 - Ребята, сегодня утром на крыльце я нашла очень странное  письмо  (письмо свёрнуто трубочкой, перевязано бечёвкой, в письме – карта группы). Давайте прочитаем его, и нам всё станет ясно.

«Мы, жители  страны Математика, просим помощи!  У нас случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена.  Если вы правильно выполните все задания и соберёте  6 звёзд, то колдовство исчезнет. Мы очень надеемся на вашу помощь».

Ребята, мы поможем жителям математической  страны?

Тогда отправляемся в трудное, но интересное путешествие.

Задание №1.

 - Если это волшебная страна, то и транспорт должен быть волшебным. На чём можно добраться до этой страны?

 (Ответы детей)

 - Хорошо, отправимся на крылатой суперлодке.  Закрываем глаза, начинаем обратный отсчёт.

(Дети считают в обратном порядке).

 - А мы так торопились, что даже в дорогу  с собой рюкзак не взяли с нужными вещами, которые нам бы очень пригодились.

Дидактическая игра ТРИЗ – технологии «Фантазии» (по типу «Рассеянность»).

 - Если пойдёт дождь, чем мы можем укрыться от дождя?

 - Удочку не взяли, чем можно ловить рыбу?

 - Забыли взять бинокль, что его может заменить?

 - Не взяли кастрюлю, как нам приготовить еду?

 - Мы не знаем дорогу, как быть? Что для этого надо?

 - Конечно, нам надо компас, или по звёздам ориентироваться,  или нужна карта.

 - В письмо есть ещё и карта. На карте группы отмечен вход в страну Математики.

(Воспитатель достаёт карту группы, на ней отмечено красным флажком место поиска).

 - Если найдём, где это находится – это вход в страну Математики.

(Ориентировка  в пространстве, работа с планом группы).

После выполнения задания дети получают первую звезду.

Задание № .2.

 - Ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.

 - У нас нет ключ от замка. Что же нам делать? Давайте пофантазируем.

ТРИЗ  - приёмы  - РТВ (увеличение, уменьшение, ускорение, оживление, замедление).

Фантазирование детей – Можно стать великаном и сломать замок, можно стать очень маленьким, как мальчик с пальчик и открыть замок…

 - Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?

(Квадрат, трапеция, ромб, прямоугольник).

- Есть ли здесь одинаковые фигуры?

 -  Они все четырёхугольники.

 - Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

 - Чем фигуры отличаются?  Как вы считаете, какая фигура лишняя?

Игра «Четвертый лишний»

(видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение).

 - Молодцы, замок открыт, вы получаете вторую звезду. Теперь мы  можем войти  в математическую страну.

Задание № 3.

(Задание за столами). 

 - Чтобы двигаться дальше, нужно разложить геометрические фигуры так, как задумал злой волшебник.

 - Давайте рассмотрим, где находятся геометрические фигуры.

(Дети называют – в левом верхнем углу находится треугольник…).

 - Посмотрите внимательно на карточку, запомните. А теперь принимайтесь за задание.

 (Карточка  убирается, дети выполняют по памяти).

(Ориентировка на листе бумаги).

 - Вы, ребята, правильно выполнили задание и получаете 3 звезду.

 Усядемся по удобнее,  приготовили ручки для разминки.
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5…
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять

Задание № 4.

 - Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку,  от меньшего к большему.

 (Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи набора  цифр от 1 до 10).

 - посчитать числа по порядку, как  их расставили.

- какое число вы поставили между числами 3 и 5.

- назовите соседей числа 6, 2.

 - назовите число, которое больше числа 3 на 1.

 - назови число, которое меньше числа 5 на 1.

Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

 - За выполненное задание вам 4 звезда.

 - А теперь немного отдохнём. Становитесь на коврик. Посмотрите вокруг, ведь мы в волшебной стране, и вокруг нас всё волшебное.

Этюд  «Покажите грустные деревья, испуганные деревья, весёлые деревья».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

( подбираем слова-антонимы)

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий; большой – маленький; высокий – низкий.

 Широкий – узкий;  далеко – близко; вверху – внизу.

Слева – справа; вперед – назад; один – много; легкий – тяжелый.

 - Получаете ещё одну звезду.

Задание № 5.

 - Новое  задание:

 - Математические знаки просят помощи. Они забыли,  зачем они нужны?

Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно).

 - У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

 - Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать,  какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве.

 Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.

 - за правильное задание 5 звезда.

Задание № 6.

 - Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магических фигур.

У вас на столах лежат карточки, на них - задание. Если мы правильно выполним его, то колдовство исчезнет.

Игра «На что похоже?»

(учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление).

(На карточках геометрические фигуры: круг похож на торт, квадрат -  стол, прямоугольник – это окно…).

Ответы детей.

Задание «Измени геометрическую фигуру по схеме».

 - С помощью ножниц по алгоритму нужно разрезать геометрические фигуры.

Квадрат – 2 треугольника, прямоугольник – 2 квадрата, круг – 2 полукруга.

  - Молодцы, 6 звезда ваша.

 - Ребята, вы выполнили все задания, собрали все 6 звёзд. Колдовство исчезло. Жители математической страны вам очень благодарны за помощь.

 - Ребята, давайте представим себе, что мы волшебники, что мы чувствуем, и какие дела делаем.

Игра ТРИЗ  «Эмпатия» -

Дети берут на себя функцию волшебника сначала злого, затем доброго и рассказывают, что они чувствовали, и что делали.

«Я – злой волшебник, я сердитый, злюсь на всех, делаю зло»…

«Я – добрый волшебник, я всем улыбаюсь, делаю добрые дела»…

 - Пусть добрый волшебник вернёт нас в детский сад. Закрываем глаза, произносим волшебные слова.

 - Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

 - Сегодня все дети работали хорошо.

 - В благодарность за помощь жители математической страны оставили вам вот этот сундучок. Заглянем в него?

(Задания с раскрасками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развлечение (план-конспект). «Путешествие в математическую страну»

Цель: закрепить уже имеющиеся знания детей в области математики; воспитывать любовь к математике в занимательных играх и задачах; воспитывать коллективизм....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)

Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в математическую страну»

Увлекательная образовательная деятельность в нетрадиционной форме проведения, а в стиле путешествия в данном случае в «Математическую страну». Детям приходиться преодолевать различные препятствия мате...

Математическое развлечение "Путешествие в математическую страну"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Познавательное развитие. ФЭМП"...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представленийв разновозрастной группе   «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»...